Региональный этап Рождественских чтений. Круглый стол : «Поддержка и помощь заикающимся: отечественные традиции и новации»

108В рамках ХХIV Международных рождественских чтений прошла Межрегиональная научно-практическое конференция «Традиционные ценности и современное образование», её организаторами выступили краевое Министерство образования и науки, Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров, Петропавловская и Камчатская епархия. В рамках конференции для педагогов, воспитателей, дефектологов и логопедов в Краевой научной библиотеке им. С.П. Крашенинникова был организован круглый стол: «Поддержка и помощь заикающимся: отечественные традиции и новации».

Круглый стол открыла Светлана Михайловна Ложанова, методист кафедры педагогики и психологии КГАОУ «Камчатский институт ПКПК» с темой «Педагогический опыт помощи заикающимся в истории отечественного образования»: она раскрыла суть главных постулатов нового закона «Об образовании». Светлана Михайловна рассказала об изменениях в области специального образования, в связи с внедрением новых образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В настоящее время общеобразовательная организация стала частью специального образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ в образовательной организации важно создавать специальные образовательные условия, в первую очередь, позаботиться о квалифицированных кадрах и адаптированной образовательной программе. Также создать психологически комфортную образовательную среду для всех субъектов инклюзивного пространства.

107Елена Викторовна Ковалёва, канд. педагогических наук, доцент кафедры педагогики КамГУ имени Витуса Беринга выступила с темой «Педагогический опыт помощи заикающимся в истории отечественного образования».

Педагогическая поддержка и помощь заикающимся детям видится в совместном определении ребенком, педагогом, логопедом, родителем возможно и священником путей преодоления препятствий, мешающих активному общению, взаимодействию ребенка с другими людьми. Обращение к работе И.А. Сикорского «О заикании» помогает оценить и понять важность нравственной обстановки и особой психологической атмосферы в семье, в детском саду, в школе для преодоления заикания у ребенка. Идея И.А. Сикорского о необходимости «бодрого духа» для нормализации речи у заикающегося ребенка может быть реализована в образовательном процессе школы на основе учета принципа положительного эмоционального фона обучения. Отечественный психиатр Г.Д. Неткачев относил заикание к разряду психоневрозов, в основе которых лежат бессознательные страхи раннего детства. Российский ученый А.Р. Лурия констатировал, что развитие произвольного действия ребенка, столь необходимого для заикающегося, начинается с практического действия, которое производит ребенок по указанию взрослого. В этой связи нужно вспомнить педагогический опыт педагога-новатора С.Н. Лысенковой и ее идею о необходимости комментированного письма в начальных классах для развития произвольного действия ребенка. Это особенно важно для заикающихся детей, так как у них имеются нарушения внимания, планирования и самоконтроля. Педагогической помощью заикающимся детям ученый практик Н.А. Чевелёва считает созданную систему коррекционной работы с дошкольниками и школьниками в процессе ручной деятельности, а самое главное спокойный, замедленный темп изготовления поделок. С точки зрения Р.Е. Левиной, ребенку важно видеть ситуацию непосредственной деятельности, другими словами, опираться на зрительное восприятие или на яркие зрительные представления ребенка.

106Иеромонах Иоанн (Заяц), инициатор создания и руководитель Центра заикающихся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре рассказал:

-История лечения страждущих заиканием в нашей стране насчитывает тысячу лет. Первая больница, где принимали страдающих этим недугом – Киево-Печерская лавра, монах Агапит был первым русским врачом. Церковная история хранит документы, в которых говорится о помощи глухим, слепым, инвалидам, но нигде не упоминается о помощи заикающимся. Возникает вопрос — разве не было заикающихся на Руси? Конечно же, заикающиеся были, но почему их никто не лечил? Возможно потому, что эта помощь им была не нужна! И действительно, сам строй русской православной жизни был оформлен следующим образом: человек не жил сам по себе, до начала ХХ века он был членом религиозной общины.

Большинство населения жило в деревне и практически все люди являлись прихожанами того или другого прихода, имели духовного отца, возможно, входили в так называемую покаяльную семью. Это означает, что прихожанин, страдающий заиканием, имел о себе духовное попечение пастыря, который утешал, подбадривал его, разъяснял духовный смысл страданий, научал в молитвенном предстоянии пред Богом получать благодатное утешение и силы к несению своего креста. В Таинствах Покаяния и Евхаристии данный страждущий получал утешение и нравственную силу от Самого Бога. Обычным для деревенской жизни было чтение Псалтыри, по ней учили грамоте, ее читали во всех жизненных ситуациях. Церковно-приходская жизнь, бытовое благочестие заикающегося прихожанина во многом смягчали остроту переживания, делали дефект не столь острым в социальном плане, превращали его в духовное делание, осмысляли в свете христианского учения, обращая его во спасение души страждущего. (Уже в 19 веке известный педагог С. Рачинский опытно показал на учащихся своей школы, что чтение Псалтыри избавляет от заикания.)

105Кроме того, житель деревни являлся членом большой семьи-рода, в который входили родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, а также многочисленные дальние родственники. Этот род являлся мощной морально – психологической стабилизирующей и поддерживающей силой. В трудную минуту, при разнообразных жизненных невзгодах родственники и утешали словом, и помогали делом.

Человек занимал определенное положение в обществе и даже если в силу своего дефекта не являлся публичной фигурой и был малоразговорчивым, это в условиях стабильных и монотонных процессов сельской жизни не ставило его в униженное и зависимое от речевого дефекта положение .

Реформы второй половины ХIX века, быстрый рост промышленности, перемещение больших масс народа из деревни в город в поисках средств к существованию вызвали бурный рост городов. Город представлял собой совсем новый, необычный тип организации жизненного пространства.

Развитие сферы услуг, резкое увеличение числа городских работников, жизнь в специфических городских условиях, усилили требования к речи. От речи стали ожидать большей лаконичности, сжатости, ясности мысли, и все это в условиях увеличивающегося дефицита времени. Раньше же в деревне нормальной считалась неторопливая, неспешная, рассудительная речь.

Новые требования «выявили» группу лиц с речевыми дефектами, и в первую очередь, с заиканием. Заикающийся, попав в город на постоянное жительство, постепенно научается реагировать на большую часть случающихся с ним речевых ситуаций такими реакциями, которые мы назвали бы сегодня невроз или невротическое поведение.

104

Каковы составляющие этого невроза:

Это потеря всех привычных связей и всей, привычных микросоциумов о которых говорилось выше. Как дерево, пересаженное из родной почвы в новую, начинает болеть, так и заикающийся в городе начинает страдать. Новых микросоциумов еще нет, а те, в которых он пребывает, добывая хлеб насущный, ограничиваются чисто деловыми, партнерскими отношениями.

Родственники остались в деревне, соседей в привычном деревенском понимании нет, батюшка новый и тоже городской. Говорить надо быстро четко, ясно. За тобой всегда стоят люди, они ждут. Транспорт, работа, дом, ты всегда не один. Нет передыха. Невозможность самостоятельно справится с новыми, возросшими требованиями, одиночество, отсутствие поддержки усиливают напряжение. Город подсказывает новые решения новый выход – развле, выбраться удается не всегда, да не всегда … Спасительная пуповина прервана, связь с Богом потеряна. Грехи накапливаются, исповедь забыта. Формируется невротическая реакция – логоневроз.

Вышесказанное скорее ставит перед нами проблему, чем показывает пути решения. Одним из вариантов решения проблемы видится восстановление полнокровной церковной общины, вокруг которой может сформироваться и община соседская, соединенная общими территориальными интересами, общим образовательным и нравственно-духовным пространством – школа, детский сад. Остается надеяться, что семьи прихожан вновь станут многодетными, значит, восстановится и большая семья. Многодетная семья, приходская община и совместная территория проживания позволяют надеяться на восстановление традиционного уклада русской жизни.

103Нелли Алексеевна Пушкина, заведующая отделом реабилитации и коррекции КГБУ «Камчатского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в теме «Заикание как проблема детско-родительских отношений» отметила, что большинство отечественных учёных относит заикание к неврозам. В большинстве случаев невроз у ребенка возникает при нарушении гармоничных взаимоотношений в семье: разводы родителей, выяснение взаимоотношений между родителями в присутствии ребенка и т. д.

Наш Центр оказывает помощь заикающимся детям от 3-18 лет, задача состоит в том, чтобы заикающегося ребёнка ввести в общество здоровых. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что 20-25% детей и подростков полностью излечиваются, а у 85% пациентов происходят значительные улучшения речи и удлинение периода плавной речи между рецидивами. И я тоже хочу подчеркнуть, что эта болезнь не функциональная, а духовная. Поэтому не отвергаю возможности духовного лечения, когда человек посещает не только логопеда, но и приходит ещё и в лоно церкви, чтобы получить там духовную поддержку и излечить свой недуг.

Ещё в 1898 г. профессор Московского университета Сергей Рачинский опубликовал работу «Заикание и церковно–славянское чтение». Он писал о том, как в своей сельской школе в течение многих лет применял чтение Псалтири на церковно-славянском языке для избавления от заикания. Настолько правильно построены священные тексты с точки зрения ритма и интонации, что благодаря им гармонизируется дыхание, нервно-психологическое состояние человека. Поэтому терапия Священным Словом не только ребенка, а всей семьи – действенная методика.

102

Марина Фролова, председатель КРОО « Общество заикающихся»: «Недавно на Камчатке была создана общественная организация «Общество заикающихся». Работа организации направлена на две группы: с взрослыми заикающимися и детьми. Встречи со взрослыми проводятся на протяжении трёх лет в группе взаимопомощи. Родителям с заикающимися детками предлагаются занятия по методике куклотерапии. Также планируется вестись работа с родителями, чтобы и они смогли открыть новые для себя формы общения с детьми».

Существует методика двух психологов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой, которые более 20 лет работают с детьми, страдающими невротическими расстройствами. Основополагающий принцип этой методики — это не лечение отдельного невротического симптома, а стремление гармонизировать деформированную психику человека в целом. И это стало очевидным именно в процессе работы с заикающимися детьми. Когда наряду с театральными этюдами детям давались специальные речевые упражнения, результаты работы с логоневрозом оставляли желать лучшего. Но когда психологи стали заниматься только коррекцией характера и поведения ребенка, не фиксируясь на речи, тут-то и были получены хорошие и устойчивые результаты.

И. Медведева и Т. Шишова акцентируют внимание на том, что работа, направленная на укрепление психики ребенка и детско-родительских отношений базируется, с одной стороны, на понимании особенностей своих детей, а с другой, на выстраивании традиционной иерархии и четких границ дозволенного. Они разработали метод драматической психоэлевации и опытным путем пришли к такому заключению, что бессмысленно использовать принцип психоэлевации, то есть возвышения души ребенка, не следуя принципу воспитания в русле традиционных духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурно-исторического развития нашей страны, что опора на традиционную этику является мощным терапевтическим оружием.

По мнению психолога Юнга, в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут в человеке и свойства далеких предков. И если не принимать во внимание опыт архетипов, если пренебрегать традициями, которые есть что-то вроде гранитных берегов для «коллективного бессознательного», живущего в каждом человеке, то это может привести к тяжелейшей патологии личности. Поэтому при всей психической пластичности ребенка, глубинный пласт его психики «консервативен», с трудом поддается трансформации и всячески ей сопротивляется.

И если родители воспитывают ребенка не в соответствии с его морально-нравственными установками, идут против родовой памяти, взламывают ее, ребенок не в силах противостоять авторитету взрослых, особенно родителей. А бессознательный протест против того, что его глубинная родовая память опознает как чужеродное, выражается в невротической симптоматике.

Сегодня это звучит для нас, граждан России, особенно актуально, ибо в результате сокрушительных перемен последних десятилетий архетипические основы нашей культуры оказались под угрозой слома, и это не могло не сказаться негативно на психике людей вообще и детей в первую очередь. Фактически психика детей, родители которых восприняли чуждые нашей культуре жизненные принципы, находится в хронически-аварийном состоянии, переживая конфликт сознательного подчинения и бессознательного бунта.

Начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Министерства образования и науки Камчатского края Ольга Николаевна Великанова в заключительном слове, обращённом к педагогам и воспитателям подчеркнула:

«Нам сегодня понято, что в дореволюционное время воспитанием и образованием занималась церковь и семья. Мы как педагоги не вычеркиваем из своей практики то, что было накоплено поколениями русских людей за века существования России. Нужно отметить, что в рамках Рождественских чтений мы уже обсуждаем с вами и уделяем проблеме заикания внимание, благодаря единомышленникам, которые собрались за этим круглым столом. Вы являетесь проводниками тех идей, которые мы сегодня обсуждали. И Ваша задача провести просветительскую работу в коллективах, где вы трудитесь, выступить на заседаниях методических Советов, в педагогических коллективах, встретится с родителями, тогда мы поможем и родителям, и коллективам правильно воспринимать ситуацию и оказывать помощь семьям по решению проблем по нормализации личности заикающихся».

Круглый стол по вопросам заикания прошёл в атмосфере взаимопонимания и уважения к чужому мнению. В заключение Елена Викторовна Ковалёва провела урок куклотерапии, а также зачитала предложения по результатам круглого стола:

– учитывать и внедрять отечественный, многовековой опыт теории и практики помощи заикающимся;

– стремиться к реализации социально-важной и социально-значимой миссии Камчатской региональной общественной организации «Общество заикающихся» в конкретной помощи семьям в решении проблемы нормализации речи их детей;

– поддержать стремление членов Камчатской региональной общественной организации «Общество заикающихся» в объединении усилий родителей заикающихся детей в поиске путей нормализации речи детей;

– внедрять опыт отечественных психологов Т. Шишовой и И. Медведевой (программа «Психоэливация», кукольный театр) в практику специалистов, помогающим нормализации речи заикающихся детей.

101

Фото Маргариты Ерохиной и Нины Дорониной

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *