” ты не правильно поклон делаешь…”

Поклоны очищают и освящают и тело и душу http://azbyka.ru/dictionary/15/porfirij_poklony-all.shtml

(старец Порфирий Кавсокаливит)

– Ты делаешь поклоны? Сколько? Ну-ка, сделай поклон, я посмотрю.

Я положил один-два поклона.

– Ты неправильно делаешь, – сказал отец Порфирий. Тогда он был уже совершенно слепым, однако его слова прозвучали так, как будто он меня хорошо видел. Затем он позвонил в свой колокольчик и пригласил в келью одного монаха.

-Пожалуйста, – сказал он, – покажи брату, как я научил вас делать поклоны, совершая свое молитвенное правило.

Брат тотчас же стал быстро и ровно класть поклоны. В его поклонах была сила и жизнь.

– Видишь? – спросил меня Старец. – Сначала ты касаешься пола руками, а не коленками. Твое тело движется в воздухе, оставаясь как бы в подвешенном состоянии. Для этого нужны сильные руки.

И еще надо с силой запечатлевать себя крестным знамением. Твердо касайся рукой лба, плеч.

Мы в скиту, когда все вместе совершали в храме свое монашеское правило, то было слышно только, как – жжих-жжих – шелестели наши рясы, одновременно мы с силой осеняли себя крестным знамением.

Ты видел, как крепко мать обнимает своего ребенка? Она это делает с чувством.

Ко Господу мы тоже должны относиться с чувством.

Во время монашеского правила и душа, и тело должны иметь теплое чувство к Богу.

Делай больше земных поклонов, выполняй положенное правило. Поклоны очищают и освящают и тело и душу.

PS. Кстати, правильный земной поклон не делается постепенно сперва одна нога, потом другая. Делается враз, лучше с использованием подручника ( специальная простеганная подушечка)
Поясной поклон по указанию Типикона (понед. 1 седм. Великаго поста) совершается стоя: “елико может человек право стоя поклонитися, дондеже достанет рукою земли”. Это сейчас вообще редчайшее явление – большинство чуть сгибаются в поясе, или кивают головой, или с прямой спиной наклоняются в тазобедренном суставе ( по японски”). Ну не не может же быть что у всех проблемы со спинной!
Как об этом писал Граф Ю. П. Граббе в работе ” Как подобает стоять во храме православному христианину” еще в 1928г.

“Обычно в нашем интеллигентном обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким образом, нарушается единство молитвы, она делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении”.

26 Ответов to “” ты не правильно поклон делаешь…””


  • Андрей 'Дэл'

    О! Замечательное наставление. 🙂
    То есть, я правильно понял, что при земном поклоне земли касаются последовательно руки-колени-голова? Или, опускаясь на руках, касаемся земли уже одновременно коленями и головой (тогда, не загружая колени, можно сразу и начинать подниматься на руках же, как бы отжимаясь)?

    • Да, Андрей, именно так! Т.е. руки идут не к своим стопам, а в молитвенном трезвении образно в духе и теле отдаешь всего себя головою к стопам Господа, как блудница, на выдохе! И руки простираются не менее чем на длину двух стоп! Тут и получается момент “метания” тела или упругого “подвешивания”, которое подает и обратную силу на такое же упругое восклонение. Локти при склонении головы – округло и в стороны. Тогда реально чувствуешь и вспоминаешь и духом и телом и душой, что новый вдох, силу, легкость!!! и РОСТ телу и молитве подает Господь!
      Когда человек вяло склоняется к своим стопам, а потом так же вяло тяжело от “распоясанности- несобранности” по очереди ставит колени, отставляя стопы назад, а потом встает еще более тяжело, то он символически – поклонился своим стопам, а потом еще отошел назад и тяжко вставая, получает сбой в дыхании, которое, как поется, вообще-то должно славить Господа. Еще к тому есть риск ударить ногой сзади стоящего, если в храме тесно и тот поклонился чуть раньше…
      Когда так кланяется весь приход – впечатление на слух такое, словно какая-то толпа тяжело ступая и дыша, проходит по храму, а смотреть еще сострадательнее, и все время хочется подбежать и помочь кому-нибудь встать и умолять не мучить себя так – не Господу нужны наши поклоны, а нам, так же, как любые другие формы поклонения…Но , только, что дают нашей молитве не благоговейные формы – нескромная или неряшливая одежда,небрежное или вычурное крестное знамение и положение тела и пр.? Ум конечно всегда может найти себе оправдание и поставит галочку: вот все же пришел, выстоял, поклонился, вычитал и пр… “шаг назад -шаг вперед”, а ведь еще и вверх Господь приглашает:).
      А описанный поклон дает именно чувство выстраивания и тела и внимания, которое начинается от благоговейного , а не валящегося поклона к Господу. Вот слышал , наверное “преклоню колени сердца”, в таком поклоне начинаешь понимать, что это не просто красивая метафора. Сердцу и телу тут не тяжело – они именно согреваются и оживляются и от движения и от благоговения.

      • Андрей 'Дэл'

        Еще деталь. Меня как-то все волновало – как правильно располагать стопы при земном поклоне? Тянуть ли носок, кладя стопу подъемом на пол, или оставлять согнутой в голеностопном суставе и стоящей пальцами на земле? В ключе описанного способа кланяться – вероятно, второе, т.к. позволяет оперативно начать подниматься, правильно?

        • Да, дополнительная опора на пальцы нужна и в том случае, когда на коленях нужно постоять подольше. Тогда тело- в равновесии, и не мешает молитве. Когда стопа ” валяется”, то есть не участвует в собирании всего тела и вес только – на коленках, то, по неволе, все время внимание ” убегает” на удержания равновесия и “переживания” за коленки, особенно , если были травмы.

  • Да, меня тоже удивил такой подход. Интересно, через сколько лет у практикующих развалятся колени?

  • хотя вопроса не прозвучало , а только ироническая улыбка : мой ли адрес в адрес ли падающих стаушек- не поняла ? Все же молитвенно надеюсь, что желание разобраться сильнее, чем ирония и позволю себе ответить.
    Таисия, здесь дело не силе рук, а – в координации движения. А свалиться можно и при неправильном поклоне, именно потому многим и помогают подниматься соседи в храме…
    И если кто-то чего-то не умеет, но хочет понять и научиться то, что его можно научить. Но можно убеждать себя, что правильный поклон мелочь, не стоящая разговора, хотя это совсем не тоже самое, что реальная немощь телесная:)

    Большинство людей, входящих сейчас в нашу Церковь, – новообращенные. Мало кто является носителем традиций, с детства воспитываясь в семье с православными устоями: С ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРОЙ БЫТА, КОТОРАЯ СТРОИЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО С УЧЕТОМ ПРИРОДЫ ДУШИ, НО И ТЕЛА, КОТОРЫЕ ВМЕСТЕ НУЖДАЮТСЯ В НАСТРОЙКЕ. Представления о духовной жизни у современного человека складываются в основном из книг или из общения с другими христианами.
    Передача христианского опыта идет от новоначального к новоначальному, обычно в виде подражания неким внешним схемам относительно того, ЧТО надо делать: говорить с определенной интонацией, носить определенную одежду, обращаться так-то, есть то-то, свечки ставить туда-то и пр… и т. д. – это воспринимается как традиция Церкви, хотя традицией Церкви чаще всего не является. Так старички совсем немощные просто становятся на колени и уже не вставая с них, кладут земные поклоны, а новоначальный здоровый парень , приученный со школы подражать старшим учителям, принимает это за норму.
    Надо войти в этот опыт с другой стороны – не по школьному повторить и зазубрить, а понять: почему и как стоять, к чему призывает нас возглас ” Премудрость , Прости!”? Как поклониться и восклониться, приветствовать, петь, дышать …, чтобы не превратилось все в обрядность , чтобы «уже не я живу(дышу, стою, иду, кланяюсь), но живет во мне Христос». Без сомнения живой Бог во мне знает, как надо все сделать с благоговением, следуя Им же сотворенным законам, вложенным в тело для того, чтобы и оно полнее прославляло Бога. Надо только разрешить Ему все это , не давая “привычке милой( хотя и губительной ) хода”

  • ______Так старички совсем немощные просто становятся на колени и уже не вставая с них, кладут земные поклоны, а новоначальный здоровый парень , приученный со школы подражать старшим учителям, принимает это за норму.___
    А разве весь смысл поклонения в том, как правильно делать поклоны телом?
    Ну и пусть старички становятся на колени и не вставая делают поклоны. Им трудно вставать. Дело в том, что они ДУШОЙ ПРЕКЛОНИЛИСЬ! И молодой парень, который только что пришел – пусть и даже вообще не кланяется сначала, просто стоит и мысленно преклоняет колена перед Богом. Он потом, когда его никто назойливо учить не станет, преклонит колена и физически.
    Духовная жизнь, она потому и духовная, что мы должны душу свою преклонить пред Господом, свое “Я” бросить пред Ним на колени. И пасть ниц в раскаянии от осознании своей ничтожности. А от выполнения зарядки “руки-колени-лоб”, (стараясь все выполнить в правильной последовательности!)а если при этом еще и считать поклоны, да еще и вслух – в душе трудно что-то настроить на покаяние. Это, чаще всего, и будет всего лишь “гимнастикой тела”…
    Простите.

  • “А разве весь смысл поклонения в том, как правильно делать поклоны телом?”
    – Ни я ни, старец в этом тексте такого не говорил. Кому полезно подменять одну крайность другой? Но речь здесь конкретно идет о том, какой смысл в телесных поклонах все же есть.
    Об этом другой текст разместила – о важности внешних благоговейных форм поклонения. Если тема действительно интересна- надеюсь Вам будет в помощь. Простите и ВЫ меня. Помогай Вам Бог.

  • “Делай больше земных поклонов, выполняй положенное правило. Поклоны очищают и освящают и тело и душу.” – вот трудности возникают тогда,когда не выполняешь правило с поклонами. Тогда застреваешь и на великопостное стояние и поклонение нет запаса прочности. Поэтому в монастырях даже немолодые монахини делают обязательно поклоны – у них запас “прочности” колен и поясниц и рук больше, чем у молодых, но “необученных технике поклонения” прихожан.

  • Дмитрий

    Правильно ли я понимаю что правильный поклон изображен на картинке вверху тут?

  • увы, Дмитрий! на тот момент я не смогла найти изображение правильного земного поклона в инете. Вот мусульманские поклоны – сколько хочешь. Но недавно нашла-правда это фото из старообрядческого посмотрите тут http://www.pravmir.ru/nazad-v-budushhee/

  • тут хорошо видно положение стоп, но не видно , что лбом пола не касаются в отличие от мусульманского земного поклона.
    Книга «Сын церковный» учит: «не бей главою своею в пол, или землю. главу свою низко допущай, а к земли её не претыкай. Руки свои обе от сердца своего поведи вместе, и клади их на землю вежливо, а локтей своих не оттопыривай…, ногами своими не волочи и не стукай, колени оба вместе наклоняй, и всклоняй».

    «Однажды пришел к авве Иоанну бедный крестьянин и просил у него в долг денег. Старец пожалел его и занял для него нужную сумму в обители. Про-шло два года, но крестьянин к старцу не являлся и рассказывали, что он стал вести разгульную жизнь, и перестал заботиться о семье. Призвав к себе крестьянина, старец сказал ему: “Верни же мне долг, брат!” – “Видит Бог, нечем мне заплатить тебе”, – отвечал крестьянин. “А я вот помогу тебе расплатиться, – сказал старец, – когда ты будешь свободен, приходи ко мне и клади пе-ред иконой по 30 поклонов, я буду давать тебе за это всякий раз по керате (18 копеек)”. И стал крес¬тьянин часто приходить в монастырь и вместе со старцем класть земные поклоны. Братия спрашивала старца: «Полезны ли крестьянину одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлял его”… На это старец отвечал:
    “Духовная жизнь в нем угасла, и не может появиться в нем сразу, как плод растения не созревает мгновенно. Каждому плоду предшествует цвет. Цвету предшествует лист, а листу – почка и оживление ветвей, ветвям – росток, ростку – семя. Много нужно потрудиться, пока этот плод созреет.Поклоны же – это как окопка, возделывание земли для зачахшего дере-ва или посеянного зерна. Среди поклонов проявятся ростки молитвенного духа”. И старец продолжал упраж¬нять крестьянина до тех пор, пока послед-ний таким образом не упла¬тил ему всего своего долга. Он уже доброволь¬но приходил молиться с ним и класть земные поклоны. С той поры он начал трезвую трудолюбивую жизнь» (блаженный Иоанн Мосх Луг духовный).

  • Дмитрий

    то есть, лбом землю немного не достаем или достаем но не бьёмся?

  • 0 различии великих и малых поклонов пишет и священномученик протопоп Аввакум, поучая свою духовную дщерь, боярыню Морозову: [Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи; егда же великий (поклон) прилучится, тогда главою до земли.

    В прошлом веке П.И. Мельников-Печерский, писатель, известный своими произведениями о старообрядчестве, счел необходимым объяснять своим читателям: Метание слово греческое, вошедшее в русский церковный обиход, особенно соблюдается старообрядцами. Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его полы своего платья, по полу постланнойk (В лесах, ч.1, гл. 11).

    Метание происходит от греческого metanoia, что означает перемену образа мыслей или по нашему -покаяние.
    Необходимо напомнить, что большинство земных поклонов в церковной службе это – малые земные поклоны, метания. Великие земные поклоны совершаются на Изрядно, после Достойно и задостойников, после семипоклонного начала (восьмой поклон без крестного знамения) и в ряде других случаев, например, перед чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина после Честнейшую великий поклон, три поклона с молитвой прп. Ефрема также великие, затем 12 метаний, после них чтение молитвы преп. Ефрема и снова великий земной поклон.

  • на указанном фото священник возможно как раз творит метание – малый земной поклон

  • у старообрядце же приняты подручники,что предохраняет от грязи не только рук(чтобы потом грязными перстами в крестном знамении на чело мусор не нести), но читала , что и главу преклоняют на подставленные руки, а не на грязный пол. Из тех же соображений, чтобы не предстоять, восклонившись, с грязным лбом. У мусульман же весь лоб именно прикладывается к специальному коврику и ладони , локти расставляют шире. Но главное, что у них нет полного восклонения – восстановления всего человека после покаяния, как это символизирует наш великий поклон. они просто возвращаются в сидение на коленках.

  • фото по этой ссылке: в земном поклоне священник и женщины http://www.pravmir.ru/nazad-v-budushhee/

  • к стати, там есть и фото стоящих на богослужении, со скрещенными руками – во время чтения пслалмов: очень помогает внутренней собранности и собранности тела (и руки не затекают)

  • Так и не поняла, к чему это?… Не получается ли замена Главного второстепенным? Где Христос говорил о такой важности правильных поклонов?

    • Таисья, спасибо за вопрос! Христос многого не говорил:) и потому что. ученики были не готовы, и потому что – всему свое время. ученики при нем не постились,не крестились , акафистов и молебнов не писали… но в Символе Веры мы исповедуем веру не только во Христа, но в Троицу,т.е. и в Отца, который доныне творит, и в Духа Святаго, которым живет и растет и развивается все Тело Христово. Так и о почитании Богородицы и написании икон, о крестном знамении Христос ученикам не говорил в Свой земной жизни, но станете ли Вы сомневаться в истинности этих и многих других форм духовного опыта Церкви? Вопрос о поклоне – действительно вторичный, как и об иконах. Не надо вам – не кланяйтесь, не хотите не поклоняйтесь иконам или пишите их не по канонам , а как нравится – Благоразумный разбойник же и без этого спасься. Это не повод для споров . Это всего лишь вопрос Вашего личного духовного опыта. И как Вы видите, по комментариям , кому то это было и будет важно, потому что эта тема поклона вливается в его духовную практику прославления и покания и в телах наших (1. Кор.12-20). “Прославляйте Бога в телах ваших”. Может Вам проще просто отойти от пока от обсуждения, если она в ваш духовный опыт не вписывается? но убедить отойти от своего опыта и от соответствующего опыта Св. предания Вам все равно никого не удастся.

Ответить

Вы должны войти чтобы комметировать.