Архимандрит Рафаил (Карелин) Дыхание жизни

( отрывки из глав  об участии тела в освобождении духа)

гл. Освобождение духа

Борьба за освобождение духа имеет свою стратегию, свои закономерности и постепенность. Она начинается с внешнего. Если, еще находясь в страстном состоянии, человек будет пытаться пробудить силы духа, то или увидит бесплодность своих попыток, или, что много хуже, посредством горделивых фантазий приведет свою душу в состояние экзальтации, нервного возбуждения, иллюзорных, мечтательных представлений, которые по своей неопытности примет за духовные откровения. Такая душевная, экстатическая любовь подробно описывается в книгах западных “аскетов”. Католические энтузиасты принимали подобные состояния за явления Божественного света, в то время как православные подвижники сказали бы, что это лишь дымное пламя человеческих страстей, доведенных до состояния экстаза.

Начинать борьбу надо с тела, с приучения его к дисциплине.

Первое – знание меры, воздержание. Мера в еде и сне, в отдыхе и труде. Ласточка дает своему птенцу определенное количество пищи, как бы ни пищал птенчик: если он наестся досыта, то умрет.

Надо давать телу необходимое и брать с него оброк – труд и бодрствование в молитве. Когда человек дремлет, то мышцы его расслабляются; когда человек напряженно думает, то концентрация мысли влечет за собой определенное напряжение, как бы поддерживает тело в тонусе. Если человек расслабляет во время молитвы мышцы, то он начинает дремать и грезить, поэтому полезно стоять на молитве подтянутым, как в строю, и делать поклоны, которые являются “вспомогательным языком” молитвы. При усталости и болезни можно сидеть, но не развалясь, не облокачиваясь, не откидываясь на спинку стула, а прямо, соединив ноги вместе, слегка подтянув живот и приклонив голову,- это все помогает бороться с дремотой.

К душевно-телесным добродетелям принадлежат молчание, хранение зрения и слуха.

гл. Дыхание жизни

Каждое лживое слово — шрам на лице человеческой души, обезображивающий ее рубец. Каждое гнилое и скверное слово — смердящая язва, ибо Господь сказал, что за всякое пустое слово человек даст ответ на Страшном Суде, и тем более за греховное [Мф. 12, 36]. Здесь взаимная связь между душой и словом: сердце рождает помысл, от которого происходит слово, а сказанное слово, как бумеранг, возвращается к человеку; душа становится главной мишенью его собственных слов.

То же можно сказать о языке жестов и движений: они могут выражать не только сильные эмоции, но и тонкие движения человеческой души. В походке, телодвижениях, в позе человека находит свое выражение целая гамма чувств: радость и горе, высокомерное пренебрежение и тайное пристрастие, любовь и отвращение. С особенной мимической силой выражаются такие страсти, как гнев, страх и блуд. Поэтому человек так же, как за своими словами, должен следить и за движениями своего тела и лица. В позе не меньше, чем в словах, может проявиться распущенность. Но в то же время поза может благотворно воздействовать на душу человека, если человек в состоянии гнева сохранит внешнее спокойствие, не будет сжимать кулаки и стискивать зубы, хмурить брови, нервно шагать по комнате, размахивать руками или как-то по-иному проявлять свою страсть, то она не получит поддержки со стороны тела и человек скорее успокоится. Это можно легко проверить на собственном опыте.

Если человек удержится от вольности в движениях или от мечтательного расслабления во время искушения нечистыми помыслами, то они быстро пройдут, как проходит туча по небосклону.

Некоторым кажется, что внешнее не имеет значения для духовной жизни, что единственный долг человека — это отдать Богу свое сердце. Но они не понимают, что тело не одежда, а часть нас самих, что между телом и душой существует самая тесная взаимосвязь, что очищение сердца — это не одно лишь намерение и решимость, это упорный труд, который длится до самой смерти.

Во всяком обучении мы видим переход от легкого к более трудному, от простого к сложному; контроль над своим телом — это условие, необходимое не только для новоначальных, это один из тех краеугольных камней, на которых возводится здание всей нашей духовной жизни.

Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы язык обрядов. Можно сказать, что не только ум человека, но и весь человек как душевно-телесное существо участвует в богослужении. Церковный обряд — это особый символический язык. Даже если человек не может перевести совершающийся обряд на язык слова, то есть объяснить его, но участвует в нем, то он все равно включается в благодатное поле Церкви, как включается лампа в энергетическую сеть, хотя мы, в сущности, не знаем, что такое электричество, а фиксируем только его действие и силу.

Святые отцы запрещали нескромные, беспорядочные, суетливые движения, наполняющие нашу душу нечистыми и нелепыми помыслами. Обобщая их наставления относительно этого предмета, кратко выразим их суждение: человек должен держаться скромно и просто. Даже наедине с собой или отходя ко сну он должен помнить, что он не один, а находится в присутствии своего Ангела-хранителя. Святые отцы советуют во время молитвы быть особенно подтянутыми, не переминаться с ноги на ногу, не расслаблять тело. Если человек очень устал, то лучше сесть и некоторое время продолжать молитву сидя.

Что касается поклонов и коленопреклонений, то это выражение нашего богопочитания. Здесь движение и жест как бы дополняют слово, усиливают и углубляют его. Тело при молитве не должно быть ни расслаблено, ни излишне напряжено. Первое ослабляет, как бы усыпляет, а второе утомляет человека. Тело должно быть собрано, должно находиться в состоянии внутренней готовности, какое бывает перед совершением работы, требующей усилия и быстроты, когда человек как бы ощущает свои мышцы, еще не напрягая их.

Человек — единая личность, единая психофизическая монада поэтому в молитву он должен быть включен всем своим духовно-телесным существом.

гл. Войти в свое сердце

Древние подвижники связывали слова Иисусовой молитвы с дыханием. Этот способ употребляют и некоторые современные нам монахи. Жизнь человеческого организма протекает в определенных ритмах, и когда молитва соединяется с этими ритмами, они способствуют ей. Это не механический процесс, который умерщвляет дух, а нечто другое, похожее на поддержку дружеской руки, помогающей человеку, идущему по крутой горной тропе.

Человек — уникальный, неповторимый индивидуум, поэтому и путь Иисусовой молитвы у каждого свой, неповторимый. Молитва — дар Божий, поэтому надо молиться Богу о ниспослании этого дара. Это, быть может, самый лучший и безопасный способ достигнуть молитвы: просить ее у Бога как великой милости. При молитве тело должно находиться в состоянии некоторого напряжения, как бы готовности к действию: при расслаблении тела ум обычно впадает в дремоту, внимание ослабевает, сознание покрывается какой-то мглой: человек говорит молитву как во сне, не слыша самого себя. Напряжение мышц должно быть направлено к сердцу, живот подтянут, как у солдата в строю. Это напряжение дает определенную опору для молитвы, как правильное дыхание дает опору для голоса.

Самое главное – духовная сторона молитвы, но, поскольку душа связана с телом, внешнее может, как помогать, так и мешать внутреннему. Полагаться на внешнее или же, напротив, совершенно пренебрегать им было бы неразумно и неправильно.

Во время Иисусовой молитвы внимание должно быть сосредоточено на словах самой молитвы, но само по себе волевое усилие не может быть продолжительным, поэтому во время молитвы человек сознательно или бессознательно ищет того места, где проявится в форме слова молитва. Некоторые, прочитав наставления древних аскетов, ищут так называемого «сердечного места», но сердечное место — это закрытая дверь, которую силой можно сломать, а не открыть. Нужно определенное состояние души и духа, чтобы молитва ожила, проявилась, вошла в глубину сердца, именно не в физическую область сердца, а в его духовную глубину. Если ум, отягощенный и загрязненный помыслами, мы будем усиленно вбивать, как гвоздь молотком, в свое сердце, еще покрытое гнойниками греха и страстей, то результатом этого будет не приобретение духовной молитвы, а неуравновешенность, вспыльчивость, истеричность, быстро меняющееся настроение. Наш ум и сердце разъединены в результате грехопадения, но это является для них в некотором роде предохранением от большего зла; они могут сблизиться и соединиться друг с другом только через покаяние и очищение грехов, а еще вернее, их может соединить благодать. Поэтому сосредотачивать внимание надо не на источнике слова, а на его периферии, медленно и постепенно переходя к центру. Так, некоторые из старцев считают наиболее безопасным сосредотачивать внимание во время Иисусовой молитвы на движении губ, произносящих ее шепотом или безгласно. Этот прием дает возможность бороться с помыслами, не внимать им, почувствовать более четко структуру слова.

При долгом упражнении Иисусова молитва сама соединяется с дыханием. Некоторых удовлетворяет этот способ молитвы, и они продолжают молиться так до тех пор, пока не появится сердечная теплота; для других следующим этапом молитвы становится фиксирование внимания в области гортани, где они чувствуют при молитве движение мышц, где как бы рождается слово, выходящее из груди.

Продолжая путь, точно от устья к истоку реки, человек ощущает уже, что слово рождается в области сердца, и вниманием опускается к своему сердцу по пути вдыхаемого воздуха, ориентируясь на пульсацию сердца. Здесь он яснее видит зарождение помыслов, и ему становится легче бороться с ними через молитву.

Вот как говорит об этом преподобный Никифор, уединенник афонский (†XIV; память 4/17 мая): “Ведомо тебе, что дыхание наше, коим дышим, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкия, которыя облегчают сердце и, проводя чрез себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом, дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться” (Добротолюбие в русском переводе. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. Т. 5. С. 249).

6 Ответов to “Архимандрит Рафаил (Карелин) Дыхание жизни”


  • Андрей 'Дэл'

    …А я опять о мелких частностях. «Живот подтянут, как у солдата в строю. Это напряжение дает определенную опору для молитвы, как правильное дыхание дает опору для голоса» – вам не кажется противоречием? Ведь правильное дыхание, что для пения, что для спорта – нижнее. А при подтянутом животе им уже особо не подышишь.
    Встал сейчас проверить это на практике… и немало развеселился. 🙂 После двух дней голодания (не поста, а именно голодания, по болезни) – живот сам собой подтянут так, что определить верность идеи совершенно невозможно. :-)))

  • Андрей, спасибо за вопрос и практическую попытку прочтения предложенного текста. Я правильно поняла, что у Вас после голодания дыхание стало не нижнее (дифрагмальное), а грудное? Оно всегда было такое или болезнь вынудила его «подняться».
    Подтянутый живот не противоречит диафрагмальности дыхания (или нижнему дыханию). Все это противоречие кажущееся из-за кучи недоразумений в головах относительно самых базовых представлений и о теле, его биомеханике и пр. Простейший пример: предложите первому встречному вдохнуть глубоко, и он вздохнет…. высоко:), т.е.- в верхние отделы легких – ключичные, поднимет ключицы и плечи. Но и тот, кто выпятит живот, тоже не в самые глубокие отделы вдохнет:). Самые глубокие – с боков и сзади. Т.е. именно, когда не живот расширяется, а нижние ребра – в стороны и назад – освобождая область почек и поясницы и создавая образ внутренней препоясанности, чего не возникает придыхании «животом» и неправильной осанке. О том, что препоясание один их ключевых телесных образов в Писании, я думаю тебе напоминать не надо, но возможно надо его внутренне осознать и осмыслить . Если посмотреть на животное (есть кошка или собака? ) – у них живот подтянут и дышат они именно диафрагмально, «в спину и бока», а нам – прямоходящим этому приходится учиться осознанно – кому на пении, кому секции тяжеловесов, кому у меня на семинарах:). Редко кто так дышит, что называется «от Бога», и такие люди на редкость уравновешенные

  • Андрей 'Дэл'

    Елена, нет-нет! Сам тип дыхания (еще в ранней юности, прочитав об этом в «ФиС»е 😉 , я как-то быстро перестроился на нижнее дыхание – с тех пор так и дышу) не изменился, работает именно диафрагма. Я хотел обратить ваше внимание как раз на то, что после голодания, когда желудочно-кишечный тракт пуст, понятия «подтянутый живот» и «нижнее дыхание» непротиворечивы – а вот при набитом животе, как показалось, могут не стыковаться, ибо наполненный ЖКТ, причем подпертый втянутой и жесткой брюшной стенкой, не даст диафрагме опуститься. Однако с вашим разъяснением про правильное нижнее дыхание (не выпячивание живота, а расширение нижних отделов легких) противоречие снимается.
    С примером про «первого встречного», простите, не согласен. То, что вы описали – вдох в верхние отделы легких – характерно (кажется! замеров я, конечно, не проводил!) для немного числа людей . А (опять же по субъективному мнению) гораздо большее кол-во на предложение «вдохнуть глубоко» не поднимет, а расправит плечи в стороны, выпятив грудь и вдохнув в средние отделы.
    «Правильное» нижнее дыхание буду пробовать, у меня, по вашему описанию, именно неправильное – опусканием диафрагмы с выпячиванием живота. Пойти, что ли, 90-й псалом надеть… 😉

  • Вот именно потому что плечи, как совершенно верно Вы изволили заметить, – “расправят”:)
    А если еще внимательнее заметить – отведут чуть назад – это и поднимает ключицы, т.е. те самые верхние ребра. Для того чтобы вдохнуть в средние отделы, совершенно нет надобности включать в это плечевые суставы, которые присоединены к ключицам.
    Здесь же вот и второе неверное представление о постановке нашего телесного собора потянулось: одно неверное представление о глубине дыхания логично тянет за собой и последующие : я даже знаю какое последует за неверно понимаем: ” шире плечи”, но не буду забегать вперед:).

    Многие на предложение сделать плечи шире не знают что за этой фразой стоит физиологически и поэтому просто резво отводят плечи назад. Что говорит о полном отсутствии чувства собранности плечевого, уже верхнего пояса . Хоть сутулые плечи, хоть вывернутые назад – все равно создается дисбаланс верхнего препоясывания . Хотя в прямую о препоясанности на уровне персей (плечевого пояса) и не говорится в Писании, но в Откровении и на иконах есть образ препоясанного по персям Господа и дьяконское крестообразное препоясание- как раз и об этом:). И не случайно Иисус изображен на некоторых иконах с не пропорционально мощными грудными мышцами при намеренно тоненьких мышцах рук. Перси (грудные мышцы входят в состав плечевого пояса).
    Это все о том, что образ препоясания, (как и обрезания) в новозаветном понимании духовного пути нужен и для тела (чресла) и для сердца( грудной отдел) и для ума( постановка головы на место). Замечали , как в терминах телесных говорят и в Писании и в быту о внутреннем состоянии человека? ” у него голова не на месте” ,” потерять голову “, “распоясался совсем”,” сидеть на шее ( плечах) у кого-то”, и пр. Невербальный язык образов и жестов, движений в Писании так же важно понимать и как и прямую речь.

    О таком собирании(препоясании) тела по нескольку раз в день говорит Феофан Затворник в ” Пути ко спасению ” и архим. Рафаил и др. православные подвижники.
    Пора выкладывать текст о символике и назначении образа пояса в Писании.
    Может сегодня и выложу. Еще раз – спасибо за внимание к теме и вопросы.

  • Насчет «опоясаться 90 псалмом» – зачет!:))).
    Вы уже схватили суть метода: телесное, как воина, направили на службу духовному, а духовное спасает телесное!
    Жаль не все понимают практический духовный смысл такого пояса с написанием на нем 90 псалма и растет суеверное, языческое отношение к нему , как к оберегу.

  • Р.Б. Елена

    “Если посмотреть на животное (есть кошка или собака? ) – у них живот подтянут и дышат они именно диафрагмально, «в спину и бока», а нам – прямоходящим этому приходится учиться осознанно – кому на пении, кому секции тяжеловесов, кому у меня на семинарах:)- а на четвереньки не встаем ?!

Ответить

Вы должны войти чтобы комметировать.