Традиционная телесная культура православной Руси. Воспитание от рождения до года.

св. Иоанна Златоуст: “Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец или ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди”.

С православной точки зрения человек существо духовно-телесное. Видимая часть в человеке – тело, плоть – одежда души, и орудие души; телом человек привязан к материальному миру и живет в нем, преображая его для своих нужд. Цель повседневной бытовой культуры– духовно- нравственное  развитие, которое  опирается на  управляемые и послушные   духу сферы душевного и телесного.

Каждый, кто пришел к Богу в зрелом возрасте , знает, что это предшествовало все его предшествующее развитие и воспитание и  что возрастание к Богу и в Боге  это движение от простого к сложному – от душевного к духовному, “от славы в славу”. Сегодня беда православного воспитания в том, что мы пытаемся перескочить через необходимую, очень важную ступень, дать высокодуховную информацию    детям  и взрослым людям, не развитым  еще  и душевно и телесно. Конечно, это душевное  и телесное должно быть проникнуто духом традиции, служить ступенькой , вспаханной ,  окультуренной почвой для взращивания духовных семян.  В народном опыте создавались и передавались  такой уклад жизни   и инструменты  воздействия, чтобы сенсомоторное развитие (владение голосом, телом) сочеталось с развитием образного мышлении, навыков вербального и невербального общения, здоровых эмоций и абстрактного мышления (молитва, чтение книг, слушание рассказов и былин).

Сегодня раннее детство стало полем некритично воспринятых теорий и экспериментов по «раннему освобождению, раскрепощению развитию» и пр…    в котором мы жертвуем нравственным и физическим здоровьем наших детей, теряя драгоценные для воспитания первые годы жизни ребенка и пренебрегая опытом многих поколений.

И хотя сегодня много публикаций  «детского фольклора», но,  вплетенные в современный образ и ритм  жизни  они не дают того воспитательного эффекта, как это было в прежние века, где весь ход жизни  был подчинен духовному началу, когда становление личности происходило  не только дома или в воспитательных учреждениях, но  в лоне Православной церкви, в общении с Богом.

Поэтому  уже   на этапе создания семьи создавались совсем иные   условия   для  будущего правильного зачатия, беременности, родов и воспитание ребенка. Будущая мать должна себя беречь и нравственно, духовно. В древности женщины “на сносях” часто старались посещать храм Божий и особенно в “Святки”, на “Рождество”, Пасхальную неделю, “Троицу” и “Николу”. В это время беременные ходили в церковь, оставляли за церковным порогом все страхи и тревоги, и посредством живого общения с Богом они душой утешались и успокаивались созерцая духовную гармонию храма, икон; через это они приобретали доброе твердое настроение, а если мать спокойна, то и ребенок тоже.

Русская традиция и опыт придерживается принципа, что  «непраздной» (или «тяжелой») женщине лучше работать, чем отдыхать – легче родит, важно не работать чрезмерно, не надорваться. Через нагрузку матери и ребенок получает необходимую ему нагрузку, что обеспечивает ему правильный обмен веществ, и опыт, и готовность к труду. Это разумный подход, защищающий женщину от гиподинамии, излишков веса, а с точки зрения обмена веществ в организме, мышечная работа – основной поставщик углекислоты во внутреннюю сферу.

Во время беременности специальные бабки учили  ее особым образом дышать и кричать в момент родов, чтобы и самой и младенцу легче перенести момент рождения.

Мы видим, что уже в утробе матери малыш проходит своего рода школу. С момента появления на свет начинается новый этап, теперь становиться явным пол ребенка, в соответствии с которым и идет воспитание…

Вообще, воспитание ребенка это длительный, многоступенчатый процесс, которому нужно уделять особое внимание. В древности, в первые же дни после рождения девочке вкладывали в ручку  веретено, а мальчику – нож . Через это символическое действие ребенок признается  женщиной или мужчиной .

Новорожденного зоворачивали в старую отцову рубахе. Отец  брал его на руки  и, перекрестив, клал его в люльку, т.о. он благословлял  и прививал, приживлял своего ребенка к  непрерывному потоку  традиционной культуры словом, мелодией, ритмом, символами, первыми тактильными ощущениями, еще до церковного таинства крещения.

Рассматривая основные  формы народного физического воспитания,   нужно  отметить важность и значение сочетания действия и фразы, т.к. это телодвижения, и речь сами по себе это языки, поэтому  в детстве все движения старались сопроводить потешками, припевками  и пр…  поэтому   с возрастом было проще впитать в себя и понимание таких духовных телесных форм, как: крестное знамение, поклон, крестный ход и весь строй  видимых символов православной культуры и церковного Богослужения.

УКАЧИВАНИЕ.

Укачивание под колыбельную было одним из первых видов не только ухода за младенцем , но и  общения с ним и воспитания, развития  Кроме того , что здесь как и в других видах ухода и общения (игра,  общение при кормлении или перепеленании)   развивает чувство мелодии, звука,  ритма, которые важны  в такте, музыке, песне, бое. Но здесь уже идет воспитание  вестибулярного аппарата.  При этом колыбель время от времени  могли встряхивать, постукивать об стену, таким образом, сбивая привычный для ребенка ритм колыхания люльки, тренируя способность к переключению внимания,  готовность к изменениям, приспособляемость к ним. Все это важно не только для физических навыков, но и для психологического настроя на умение приспосабливается к новым колебаниям, готовность действовать в соответствии с изменяющимися условиями, вслушиваться  и находить внутренние резервы для действия.  Кроме того, чрезвычайно важно сочетание движения колыбели и голоса, интонаций, слова, рифмы колыбельных песен, все это, завязанное на ритме и повторении является для малыша хорошей школой и опытом общения с окружающим миром.

УСТРОЙСТВО ЛЮЛЬКИ

….зыбка колыхается ритмично, плавно не только из стороны в сторону, но и  слегка вниз – вверх, сохраняя при этом голову и ноги младенца на одном уровне. Современная коляска качает резко, и подбрасывает вверх то голову, то ноги, в то время как наша русская традиция не допускает, “чтобы зад с головой перебалтывали”.

Качание в зыбке имело и практическое значение, так как приучает  «трехмерного» человека к   трехмерности окружающего пространства и  таким  видам передвижения, как:  ходьба и бег,  движение  в лодке по волнам ( чтобы в будущем ребенок не страдал морской болезнью), скачке на лошади и пр.

Перечислим основные игровые развивающие УПРАЖНЕНИЯ:

НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И ВООБЩЕ ПОДРАЖАНИЯ.

-ПОТЯГУШЕЧКИ – ПОРАСТУШЕЧКИ

-НА КООРДИНАЦИЮ И ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ

– Массажи с потешками и прибаутками

– Пальчиковые игры

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО С ЧАСТЯМИ СВОЕГО ТЕЛА.

Отдельно стоит поговорить о преследуемой ныне  «цивилизованными» людьми  традиции пеленания. ( см. ” Пеленание-первое послушание и препоясание”

0 Ответ to “Традиционная телесная культура православной Руси. Воспитание от рождения до года.”


  • Нет комментариев

Ответить

Вы должны войти чтобы комметировать.