Пеленание – первое послушание и препоясание. а

Пеленали ребенка с помощью повивальника (или пеленальника) – домотканой полосы шириной10-15 см., обычно они были узорные,  с вплетенными в узор крестами и передавались в роду из поколения в поколение. Ребенка обертывали в пеленки, а сверху, с плеч, чуть наискось обматывали его повивальником, по направлению к ногам, концы либо заправлялись, либо завязывались узлом, но так, чтобы ребенок на нем не лежал, т.е. или сбоку, или сверху.  Пеленали довольно туго,  но  не до посинения и только первые недели. Сегодня   родителям  настойчиво  внушают, что пеленание  – процедура насилия над личностью, которой так хочет двигаться! Создается впечатление, что ребенок, словно домашнее животное, только родился – уже  сам  ползает, встает, бегает, как жеребенок, а его все пеленают и пеленают…

Так  кто же прав – наши предки, пеленавшие  младенцев, или мы, такие образованные и свободолюбивые?

Давайте разбираться и пусть наша образованность послужит не нашему тщеславию, а умению исследовать вопрос с точки зрения здравого смысла, современной науки и духовной традиции.

Как  развивается младенец внутриутробно,  что переживает  новорожденный, как он себя ведет?  Зачем и  каких народов применялось пеленание?

Современные исследования свидетельствуют, что уже на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание.

К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте.

На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка из-за недостатка свободного пространства  уже плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.

После рождения ребенок  переживает невероятный стресс – боль сжатия в родовых путях и боль первого вдоха  (разворачивание легочной ткани),  встреча с гравитацией,  светом, температурным перепадом и  огромным для него пространством, ограниченном только руками и телом матери или поверхности стола , на который его положили.

Ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Он очень пугается при всяком движении своих рук и ног и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки своей рукой. Эти специфические движения называют “вскидываниями”.

После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, стимулами для ребенка являются прикосновения ко всей поверхности его тела и, особенно, к его ручкам и ножкам.

Стимулами для развития осязания ребенка является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания. Таким образом, для того чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел “вскинуться” и испугаться.

Когда мама носит малыша на руках (  или в подоле или в слинге- такой слинг  изображен на  иконе бегства Пресв.  Богородицы  с Младенцем и Св. Иосифом в Египет)

или спит с ним вместе, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует “вскидываниям”. Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды, и может находиться с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.

Именно так обращаются с младенцами многие примитивные народы в теплых странах до сих пор сохранившие различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе (различные держатели, перевязи, и т.д.). Однако следует учесть, что у этих народов обычно вообще нет никаких устройств, куда бы ребенка помещали отдельно от матери (типа колыбелек, гамачков и др.), поэтому ребенок находится “на руках” ( вернее на теле)  24 часа в сутки, что вряд ли способны проделать современные родители.

Свободное пеленание

В России условия жизни и труда не способствовали постоянному ношению ребенка. Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от “вскидываний” и стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем ребенку совершать движения руками и ногами. Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше развивается осязание, потому что ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Кроме этого пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается.

При этом  спеленатый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами, и др. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Однако часть детей сохраняют “вскидывания” до 3-6-ти месячного возраста и нуждаются в более продолжительном пеленании. На руси переставали пеленать, когда ребенок сам выпутывался из пеленок. Тем самым демонстрируя потребность в большей свободе, но и большую подготовленность к ней.

Кроме пеленания существовали какие-то специальные места, куда откладывали спеленатого ребенка, (типа зыбки, колыбельки, гамачка и др.), повторяющие форму пеленки, которые, как правило, еще можно было покачивать, для создания полной иллюзии того, что ребенок продолжает находиться на руках у взрослого. Важно и то, что деревенская зыбка подвешенная под матицей (главной балкой  потолка избы) совершала  трехмерные движения в пространстве, тем самым задавая телу  младенца опыт общения в гравитационном поле.

В деревне  опытная повитуха  умела помочь и матери и новорожденному с наименьшими потерями пройти  в новое качество жизни, помочь новорожденному: кому приходилось ладить форму черепа, кого туго пеленать.

К стати слово повитуха происходит вовсе не оттого, что она повивает младенца в пеленки – это может сделать любой , для этого не стоит  звать чужого человека в дом.    Повитуха, витание, обитание, обитель, привитие- эти слова происходят  от одного  корня -” витать “, которые означает жить , быть , находиться.  Повитуха – прививает человека к новой жизни , она  должна быть опытна именно в умении правильно провести родовую деятельность  и правильно привить, приживить  ребенка к дыханию , к  новой жизни, помочь новорожденному в случае необходимости:  кому  отладить форму черепа, кого туго спеленать.

Тугое пеленание свивальником ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Бездумное  и длительное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.

Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Из-за несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены одевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять таки обедняет возможности осязания ребенка, потому что свобод-ными остаются только ладошки, а теплого тела – самого знакомого и развивающего стимула они как раз касаться практически не могут – все спрятано в многочисленных одежках. Ребенок еще долго сохраняет способность получать информацию всей кожей, поэтому, чем большую поверхность кожи мы закроем, тем больше обедним его возможности восприни-мать многочисленные сенсорные стимулы.

В одежде нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается информация, развитие осязания тормозится! Замечено, что дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок становится более беспокойным, ему сложнее уснуть, а, заснув, он  будит себя  вскидыванием ручек и ножек.

Поэтому не надо кидаться в крайности. Для наилучшего развития осязания у новорожденного важно  сочетание двух взаимно дополняющих приемов –  пеленание на время сна, и минимум одежд, когда он на руках взрослого, где ребенок  может быть  согрет теплом человеческого тела и получаеь максимум сенсорных стимулов;

Сегодня,  оторвавшиеся от традиционной культуры  взрослые мысля заморскими  штампами, считают пеленку насилием, а штаны, носки, памперсы   и тряску  в коляске маленького беспомощного человечка – проявлением свободы личности ребенка,  не учитывая его физиологических  и психологических особенностей и потребностей.  Внешне они руководствуются  заботой о свободе и развитиии  ребенка, а  неосознанно  потакают своему тщеславию и желанию по быстрей освободиться от  “старомодных”   пеленок, поскорее напялить  на него модные штанишки и костюмчики и бессмысленно  трясти его  в коляске, обсуждая свои дела с подругой.  Возможно, что эти часто наблюдаемые на городских улицах картины, где взрослый бессознательно трясет коляску – тоже одна из причин рас-поясанности современного поколения.

Кроме физических причин у пеленания есть и духовные.

Культура у разных народов  определяется тем, во что люди верят.  И  климатические условия – вторичны  по отношению к  духовным ценностям. Если родители верят в сотворение человека по образу Божьему, (а не считают себя потомками какого-то священного животного, к примеру), то  и соответствующее воспитание начинается  уже с зачатия, и культура воспитания младенца включает в себя развитие в послушании  к этому образу в себе.

В Библии это выражается образом перепоясывания: ” Встаньте и препояшьтесь“.

Препоясание, как и переодевание, помогает собиранию, переходу и приуготовлению  из одного состояния в другое.

В Новом Завете от прямого бытового смысла препоясания восходят к духовному: “препояшьте чресла ума вашего” (опять же здесь  –  послушание воле Божьей). Но понять последнее невозможно,  если не понятен первый буквальный, телесный смысл, если осталось непрочувствованным телесный смысл  пояса – что же  даёт положительного такое утеснение  себя при помощи пояса?

Для младенца опыт пеленания и распеленания есть  начальный  опыт послушания.   Пеленание перед сном,  после периода кормления, гигиенических процедур и общения  со взрослым, помогает ребенку вернуться к состоянию внутриутробного покоя,  минимальной подвижности. Тем самым ребенок получает опыт чередования ритма активности (свободы) и смирения, подчинения, ограничения (покоя).

Сейчас мало кто помнит, что  при крещении младенца крестная мать  вместе   с нательным  крестом дарила нательный  пояс, который и далее определял  во многом телесную культуру, многие обряды. не зря пояс один из важнейших символ и Ветхого и Нового Завета. Интересно  также и то , что в Коране пояс, препоясание  не упоминается ни разу.     При чем, если   в языческой Руси пояса играли роль оберега (их плели с символическими узорами и одевали на одежду),  то   упомянутый нательный пояс  крещенного  играл совсем другую роль – служить напоминанием   и одеянием посвященности (через  таинство крещение) в  служение   Христу.   Без  такого пояса   и не хоронили, в знак того, что человек был верен этому служению.

5 Ответов to “Пеленание – первое послушание и препоясание. а”


  • Андрей 'Дэл'

    О ношении: на Руси тоже было традиционное приспособление для ношения ребенка на себе – т.н. «подол» – длинный кусок ткани, который связывался углами и куда, как в люльку, помещали младенца. (Сейчас ближайший аналог, которые многие видели – ношение цыганами детей в платках.) Отсюда и известное «в подоле принесла» (не в подоле платья же! 🙂 ).
    Теперь существуют и современные перевязи (для их обозначения прижилось и чаще используется англоязычное слово «слинг») – см., напр., http://www.sling.ru (так называемые слинги с кольцами) или http://community.livejournal.com/choosingwrap/ (слинги-шарфы). Мы понемногу пропагандируем первую разновидность… последней ослингованной «жертвой» стала матушка Нина. :-)))

    • Спасибо, Андрей, за до дополнение. У меня в сообществе на ” моем мире”есть даже такие фото со слингами не только современные, но и изображение Богородицы с Младенцем в слинге при бегстве в Египет , а здесь я все не могу понять как вставлять фото в текст. Когда у мня были маленькие дети как-то не принято было так носить детей. Интересно бы подробнее описать опыт такого ношения в подоле- слинге. Я бы с радостью и благодарностью разместила Ваш текст в этой рубрике. Может даже советы – сколько по времени может ребенок нем находится без ущерба, где удобнее носить -сзади впереди? На снимках видно, что родители часто слишком сильно перегибаются назад – для них уж точно вредно такое длительное положение тела, особенно если они не знают, как внутренними мышцами собирать тело, чтобы этот прогиб был меньше и дыхание оставалось оптимальным .

  • Андрей 'Дэл'

    Картина Джотто «Бегство в Египет» с Христом в слинге действительно есть – но она была написана в 16-м, если не ошибаюсь, веке, то есть все-таки не с натуры. 🙂
    О ношении коротко не скажешь, тут действительно нужна целая статья… но если по вашим основным вопросам – в лежачем положении (в котором малыш обычно спит) – без ограничений (если он лежит _правильно_, разумеется), в сидячем – в принципе то же, но следует примерно раз в час выпустить минут на 10 размяться. Носить удобнее спереди (в сидячем положении – еще и на боку), в первую очередь потому что носим мы детей _маленьких_. 🙂 А когда они достигают 10–12 кг (что уже чувствительно для ношения спереди), то лишь немногим мамочкам приходится пересаживать их за спину – обычно к этому моменту чадо уже бегает само. 🙂
    Насчет «перегибаются назад» сказать не могу – не знаю, что вы за снимки смотрели – но из личного опыта скажу, что если слинг с кольцами для длительного ношения подросшего ребенка действительно становится уже неудобен (нагрузка-то на _одно_ плечо!), то правильно умотав дитятю в шарф, можно ходить практически безостановочно: мой (то есть _наш_) рекорд составляет около 5-ти часов с ребенком в 10 кг, и без особой усталости в результате. 🙂

  • Чтобы увидеть сильный перегиб назад в пояснице при несении тяжести впереди не надо и слинга – достаточно посмотреть на женщину на сносях:), или держащую ребенка на руках . С одной стороны- это понятно – так создается баланс, чтобы не упасть вперед, но с другой , если, нет правильного подхода к такому положению ( ну окаменное нечувствие и дебелость то у всех , нас грешных есть , хотя и в разной степени:)!), то можно и спину повредить и привычку сутулиться и вдавливать себя в землю приобрести на всю оставшуюся жизнь . Мне кажется , что у Вас просто есть задатки внимания к движению и положению тела в разных ситуациях .

  • Андрей 'Дэл'

    Ох… дай Бог, я интуитивно понимаю, что такое здесь «правильный подход», но вот выразить это правильными словами точно не смогу. 🙂 Обращу, разве что, ваше внимание вот на что. Мне, как мужчине, носить ребенка в слинге… легче и удобнее. 🙂 Во-первых, бОльшая собственная масса, во-вторых, более «плоское» тело (в первую очередь – отсутствие груди) и как результат возможность плотнее притянуть ребенка – так что общий центр тяжести смещается сантиметра на полтора-два, не больше. Может быть, поэтому и не создается особых проблем, равновесие поддерживается интуитивно и легко.
    А вот для мамочки с большой грудью, особенно когда она ослабляет слинг, чтобы «шилопопика» этой самой грудью покормить (а он, соотв-но, еще сильнее отодвигается) – ясно, что ЦТ «уедет» куда дальше, и вот какие здесь нужно применять специальные приемы (кроме естественного отклонения назад) – я уже точно не догадаюсь. 🙂

Ответить

Вы должны войти чтобы комметировать.