Проблемы Севера

Батюшка наш, отец Владислав, человек занятой:  Храм, семья, собачки, часто уезжает из Эссо – Север тоже нужно кому-то окормлять, да и  в Анавгай  наведаться надо!   Везде одному нужно успеть! Вот и  опустела незаметно наша рубрика “Стать Севера”. Когда  и писать-то!  Уже к  “Берингии” готовится….   Нашёл  всё таки время и создал  эту статью, которую я  помещаю сегодня. Вернее, не статью, а скорее отчёт   о миссионерской поездке в Тигильский район,  пусть написанный с некоторым опозданием, но с такой живой человеческой болью и заботой.

“Вот уже более полугода, по благословению Владыки Игнатия, осуществляю я духовное окормление трёх северных посёлков – Усть-Хайрюзово, Верхнее Хайрюзово и Ковран. Вот и в этом году, осенью, с 22 по 29 сентября, находился я в миссионерской поездке по Тигильскому району.

27 сентября, в У-Хайрюзово, у православных – Храмовый праздник! К этому времени верующие ждут к престолу батюшку. К сожалению, в этот день приходят в Храм помолиться очень немногие. В этот раз на Литургии присутствовало человек 15. Община в У-Хайрюзово небольшая, но дружная.

Храм благодатный, намоленный. Кроме Литургии, здесь отслужил панихиду с отпеванием, несколько молебнов, крещение, проводил духовные беседы. На Приходском собрании приняли новый Церковный устав, неоднократно собирались на беседы за чаем.

Кроме У-Хайрюзово трижды посетил посёлок Ковран, окрестил там двух человек, провёл исповедь, причастил рабу Божию Татьяну. Вместе с детьми, отслужил водосвятный молебен и панихиду на кладбище.

Неоднократно беседовал со школьниками, встретился с главой посёлка. Он выделил для будущей Православной Общины Коврана комнату в здании местного медпункта.

Ковран – замечательный ительменский посёлок. Своей Православной общины пока нет. Очень жаль здешних жителей! Главная беда – пьянство. Заходил в несколько дворов, где люди просто не в состоянии были подняться с земли. Где пили, там и падали, отсыпались в траве. А конец сентября на севере – уже далеко не лето! И неизвестно ещё, что за «зелье» везут сюда наши братья-славяне, предприниматели! Некоторые из, мягко говоря, нетрезвых пытались при виде священника подняться, протрезветь. Каялись, обещали бросить пить. Но… было бы сказано! А ведь сколько талантливых людей живёт в Ковране! Как танцуют! Как поют! Взять хотя бы их национальный ительменский ансамбль «Эльвель». Их знают и любят не только на Камчатке, но и во многих уголках России и за её пределами. Всё сгорает в огне «огненной воды»!

А дети, выросшие в такой обстановке, это будущее нашего Севера!

Конечно же, не только в Ковране пьют! Эта проблема есть во всех северных национальных посёлках Камчатки. Я с 2002 года проезжаю с миссией по Камчатскому Северу и, увы, практически везде одна и та же картина: пьют и аборигены, и не только. А из-за этого высокая смертность: замерзают, тонут, друг друга режут, накладывают на себя руки, заболевают тяжкими болезнями. На мой взгляд, и у нас, на Камчатке, и вообще, в России, никто всерьёз не занимается этой проблемой. Почему?
И Церковь тоже не должна оставаться равнодушной. Ведь алкоголизм – болезнь, прежде всего духовная, болезнь души, страсть! А если человек искренне верит в Бога, то ему легче понять, что исцелить душу ему сможет только Господь через таинства Покаяния, Евхаристии (причастия), Соборования…. А как помочь аборигену, который, может, и веровал бы, да не знает, как?

Вот и стоят, вместо Православных Храмов, такие идолы, заботливо накормленные жиром и брусникою.

На Камчатке уже более 300 лет Православная церковь осуществляет свою миссию среди коренных жителей по слову Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…» (Мф.28,19). Основная задача современных миссионеров, совершающих служение в национальных посёлках, помочь прийти к Богу людям, имеющим свою национальную культуру, свой быт, свои традиции и научить этих людей жить с Богом. Тогда и со страстью алкоголизма им будет легче справляться. И есть этому немало примеров: в 10-12 приходах Севера, где я бывал, имеются прихожане из числа коренных жителей, которые благодаря Вере избавились от всевозможных душевных недугов, в том числе и пьянства.
Но мне кажется, что мы, священнослужители-миссионеры, что-то где-то упускаем. Да и не хватает нас – на Камчатке около 35 национальных посёлков, а священников, посещающих их, 5-6 человек. На данный момент в Корякии на постоянном пребывании нет ни одного священнослужителя. У наших миссионеров нет своей вездеходной техники (в отличии от миссионеров-баптистов и прочих сектантов), не хватает денежных средств, чтобы организовать миссионерские экспедиции из нескольких человек, не только священников, но и врачей, психологов, работников культуры и спорта, педагогов. В некоторых епархиях есть такая практика. Да и на Камчатке было что-то подобное: к примеру, вспомним начало миссионерской деятельности Камчатской духовной миссии (26 ноября, 1745 года), когда из Нижнее-Камчатского острога «группы миссионеров разъехались по Камчатке на 55 нартах, запряжённых330 собаками» (С.И. Вахрин, «Предыстория Камчатской епархии»).
Ещё мне кажется, что у нас, современных миссионеров, нет той Веры, той жертвенной любви, какие были у миссионеров 18, 19 и начала 20 веков: свт. Иннокентия Иркутского, свт. Иннокентия, митрополита Московского, пр. Германа Аляскинского, митр. Нестора Камчатского и других. И не всегда мы бываем примером другим. Ведь настоящая просветительская миссия – это всегда личный пример той Христианской жизни, к которой миссионер призывает других. Да и вообще, желающих нести Слово Божие коренным народам Севера совсем мало. Господи, прости нас и помилуй! Кто на Север сейчас спешит? В основном убегают с Севера туда, где комфортнее и меньше проблем. И поэтому во многих северных посёлках огромная нехватка кадров: врачей, педагогов и друхих специалистов. В У-Хайрюзово есть больница (одна на 3 посёлка). В ней работают 2 врача.

В Ковранской школе очень мало учителей и одному учителю нередко приходится давать уроки одновременно для детей разного возраста из 3-х или 4-х классов. Мне сложно представить, как такое возможно, и какие знания получат эти дети.
Существуют Федеральные краевые программы, направленные на развитие и сохранение национальной культуры и быта народов Севера и Дальнего Востока. На практике же получается, что реализация этих программ неэффективна. Главы районов, сельских поселений имеют возможность проинформировать о своих трудностях губернатора Камчатского края, его заместителей, главу Ассоциации малочисленных народов Севера, Законодательное Собрание края и т.д. …

Страшно подумать, что, если в ближайшее время не будет изменений в лучшую сторону, то многие посёлки, а может и народы перестанут существовать…
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!

Иерей Владислав Ревенок”

6 комментариев в “Проблемы Севера”

  1. любовь:

    Ох, батюшка ! Не в бровь, а в глаз прямо! Да, похоже перед этим змием зеленым – змеем горынычем нашим российским – не устоит наш народ. И не хочет бороться. Разные национальности, а пропадаем одинаково – ни за грош.
    Спаси, Господи, настави, как бороться и за что ? Не против, а “за что” нужно делать усилия. За детей, за веру, за совесть. Божией помощи в вашем служении, батюшка, и мужества видеть правду и делать, что можешь.

  2. Larisa Pyshun:

    Здравствуйте, отец Владислав!
    С Рождеством Христовым Вас! Разделяю Вашу боль всем сердцем…
    Восхищаюсь Вашими трудами и мужеством! Дай Вам Бог душевных и физических сил на благое миссионерское служение! Храни Вас Господь в пути! Поклон матушке Алле и Вашим деткам! Лариса Ивановна

  3. Дмитрий:

    А как-то связаться с о. Владиславом можно? E-mail у него может есть?

  4. Дмитрий:

    А как-то связаться с о. Владиславом можно? E-mail у него может есть?

  5. марианна, многодетная мама:

    мейла у него нету есть телефон. позвоните мне 457782 скажите чем хотите помочь я свяжу вас.

  6. Наталья:

    Отец Владислав пользуется для связи нашим эл.адресом
    kerbis@mail.ru
    Пишите!

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree