ЗАПИСКИ КАЮРА-МИССИОНЕРА

В этом году в Эссо на открытие 20-й гонки на собачьих упряжках «Берингия – 2010» прибыло как никогда много гостей из П-Камчатского, Елизово, Вилючинска, других регионов России.

Из Православных приходов Петропавлоска и Мильково также прибыло немало прихожан, и несколько представителей духовенства: иеромонах Дорофей, иерей Василий Гросс и благочинный Корякского Округа игумен Аркадий. Честные отцы прибыли на старт Берингии не только ради праздника, но дабы молитвенно поддержать меня, грешного и нерадивого священника-каюра, да и всех участников экстремальной гонки.
В последние несколько лет на открытии Берингии сложилась хорошая традиция – после показательной гонки-пролога (10 км) на церемонии награждения к каюрам выходит священник, (а то и два священника), читается молитва о путешествующих, все каюры и участники экспедиции «Берингия» окропляются святой водой.
В этот раз организаторы культурной программы из Камчатского Центра народного творчества как-то не пожелали, наверное, вспомнить эту традицию. К удивлению многих, а особенно присутствующих на празднике священнослужителей, ведущая из КЦНТ на церемонии награждения стала призывать народ к тому, чтобы создать как можно больше шума криком, свистом, ударами в бубен. Это нужно было сделать якобы для того, чтобы задобрить каких-то (?) духов, дабы те обеспечили хорошую погоду на всех этапах Берингии от Эссо до Оссоры!
Возмущению священнослужителей Православной Церкви не было предела. Что за обряд? А почему нам не дают возможность призвать Божию Благодать на участников Берингии, как было прежде? … И уже после этого странного обряда отцу Аркадию всё-таки удалось попросить разрешения у организаторов праздника благословить гонку…

В этой гонке среди каюров были эвены, коряки, ительмены, чукчи, славяне. Мне стало интересно: обряд какого народа был исполнен на открытии Берингии? Спросил об этом у чукчей – говорят: «Не наш обряд». У коряков вопрошал: «Ваш обряд?» Ответили: «Нет».Ительмены также не признали этот обряд за свой. Эвены вообще сказали, что у них перед дальней дорогой вообще не принято шуметь, чтобы погода не испортилась.
Мы говорили, что Берингия должна способствовать возрождению Северных народных традиций, а получается, что нас в какой-то степени приобщают к традициям, возможно, каких-нибудь Южноафриканских или Австралийских племён, но только не Северных народов. А, может быть, стучать в бубны и громко шуметь перед длительным путешествием, призывая в помощь духов, – это обряд, выдуманный Камчатским Центром народного творчества? Иногда у некоторых возникает иной вопрос: а место ли Православным обрядам на Берингии? Ведь большинство каюров не православные? Ну, во-первых, Православию на Камчатке уже более 300 лет, во-вторых, в Берингии участвуют не только каюры, 50-60% участников Берингийской экспедиции – это организаторы гонок, судьи, снегоходчики, вездеходчики, кинооператоры, журналисты и т.д. И большинство из них – христиане, путешествовавшие притом. А священник читает молитвы за всех, «путешествовати хотящих». И, кроме того, часть каюров относят себя к православным христианам. И они, и некоторые неправославные гонщики, сами просят, чтобы батюшка «прочитал что-нибудь перед иконой» и благословил их, да осенил крестным знамением собачек.
Об этом чуть позже…
Воскресенье, 14-го марта, главный старт гонки. В Интернете читаем прогноз погоды на первые 4-5 дней: к Камчатке приближается сильный циклон…

Продолжение следует.

Иерей Владислав.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree