Архивы на апреля, 2010

Записки каюра-миссионера. Часть 2.

Четверг, апреля 22, 2010

О собачках
Погода, действительно, нас, берингийцев, в этом году не особенно радовала. Пока шли на Янпат (1-й этап 93 км), циклон нас почти догнал. Мои собаки на этом отрезке показали четвёртое время. Молитвами нашего небесного покровителя, святителя Иннокентия Московского, почти все упряжки финишировали нормально, кроме Геннадия из Тымлата и Маргариты из Оссоры. Их собачки шли медленнее других. И если большинство упряжек успели «убежать» от пурги, то упряжки Геннадия и Маргариты вторую часть пути первого этапа шли по заметённой трассе и немного сбились. Пока они искали берингийский след и вешки с маркировкой, уже стемнело…. След всё же нашли. Дошли до ближайшего НУПа (маленького домика с печкой, когда-то установленного связистами), там и заночевали. Часов в 10 утра «заблудшие» прибыли на контрольный пункт Янпат.

Практически в каждую Берингию на этом этапе кто-нибудь теряется, особенно, если метёт. В прошлом году каюр из Якутии Герман Арбугаев каким-то образом ушёл на Тигильскую дорогу, и вместо Янпата направился в сторону Тигиля. Его встретил вездеход, шедший из Тигиля. Герману объяснили, что ему нужно разворачивать якутских ездовых и ехать обратно. Вездеход сопроводил эту упряжку до Берингийской трассы. Там его уже искали снегоходы Берингии.
Следующий этап: Янпат-Кекук (около 70 км).

Погода продолжает портиться. Первые снегоходы, которые прокладывают трассу, уходят. После стартуют упряжки. Снегоходы не могут пробиться из-за непогоды и тяжёлого снега. Судья А. Молчанов принимает решение: разворачивать упряжки и следовать обратно на Янпат. На всё воля Божья. День отдыха – тоже неплохо. Можно заняться починкой снаряжения, позашивать собачьи алыки. К сожалению, некоторые молодые собачки иногда перегрызают, упряги….

Немного о моих собаках: в этом году я готовил к гонке 11 собак. Один из них – Негр, недели за 2 до старта вывихнул лапу, лишив себя тем самым участия в Берингии. Из оставшихся 10 собак 8 уже участвовали в прошлогодней гонке, а некоторые, и в 2008 году. У Афона, Балто, Саяны, Буча, Мулата – уже третья Берингия. Стрелка и Серый участвуют во второй раз. Вожак Шуруп – тоже. На прошлой гонке он вёл упряжку В. Радзивиллова из Чукотки. После той гонки я попросил у него этого чукотского передовика, а он взамен пожелал взять у меня хаски Аляску. На свою третью Берингию, я взял в свою команду двух щенков – Кедра и Пихту. Им около одного года, но работают они наравне со взрослыми ездовыми.

Мою упряжку составляют в основном полукровки – помеси сибирских хаски и камчатских ездовых, а также т.н. аляскинские ездовые: один пёс (Серый) – породы сибирский хаски, передовик Шуруп – чукотская ездовая с примесью кровей аляскинских ездовых собак.

Серый и Шуруп в упряжке.

Конечно, от породы зависит выносливость, надёжность собак, способность их быстро бежать. Но, в большей степени всё решают регулярные тренировки в течение года и правильное кормление. Когда большая часть гонки позади, начинаешь понимать по состоянию собак: «Да, немного недотренировал – не хватило времени. Да, и недокормил малость».
Камчатской ездовой собаке ежедневно необходимо съедать около 2-х кг рыбы. Слава Богу, в эту зиму с поставкой рыбы мне помогло предприятие «Народы Севера» из Петропавловска-Камчатского. Да и не только оно. Летом и осенью у моих ездовых, прямо скажем, пост. Дело в том, что Эссо – край не рыбный, (и не мясной уже, кстати, тоже).
И поэтому, если зимой по морозу можно доставлять рыбу из Петропавловских рыбозаводов и спокойно хранить её под брезентом или закапывать в снег, то в летний период такой возможности нет. А что же всё-таки, собаки едят в Эссо летом? Приходится каждый месяц покупать по 2-3 мешка крупы, а также немного уценённых, просроченных рыбных консервов или несколько литров недорогого растительного масла. На 15 собак ежедневно приходится варить на костре 30-литровый бак ячневой каши, бросать в него для запаха 2-3 банки консервов и добавлять пару черпачков растительного масла, плюс свежая крапива, которой в Эссо хватает. Если находятся желающие благотворительно приобрести специализированный сухой корм для ездовых собак, то мы всегда с удовольствием принимаем эту помощь. Но это бывает, как говорится, «по большим праздничкам». Вот и ждут собачки зимы не только чтобы побегать по красивейшим Камчатским сопкам, тундрам и долинам, но и чтобы покушать свежемороженой рыбки.

Как ни устают каюры за  день пробега, но собак-то кормить надо! Приходится кашеварить…

Как видите, содержание упряжки – это очень дорогое удовольствие, и без спонсорской помощи оно практически невозможно. Подготовить к Берингии упряжку в этом году мне помогало немало благодетелей: Л.П.Моргун (гостиница «Парамушир-Тур»), атаман В.Н.Бянкин (отдельный казачий Камчатский округ, Уссурийское казачье Войско), Администрация Быстринского района, В.Г.Гранатов, Л.Р.Костонян, С.И Коцага и др. Спаси их, Господи!

Продолжение следует.
Иерей Владислав Ревенок.

ЗАПИСКИ КАЮРА-МИССИОНЕРА

Пятница, апреля 9, 2010

В этом году в Эссо на открытие 20-й гонки на собачьих упряжках «Берингия – 2010» прибыло как никогда много гостей из П-Камчатского, Елизово, Вилючинска, других регионов России.

Из Православных приходов Петропавлоска и Мильково также прибыло немало прихожан, и несколько представителей духовенства: иеромонах Дорофей, иерей Василий Гросс и благочинный Корякского Округа игумен Аркадий. Честные отцы прибыли на старт Берингии не только ради праздника, но дабы молитвенно поддержать меня, грешного и нерадивого священника-каюра, да и всех участников экстремальной гонки.
В последние несколько лет на открытии Берингии сложилась хорошая традиция – после показательной гонки-пролога (10 км) на церемонии награждения к каюрам выходит священник, (а то и два священника), читается молитва о путешествующих, все каюры и участники экспедиции «Берингия» окропляются святой водой.
В этот раз организаторы культурной программы из Камчатского Центра народного творчества как-то не пожелали, наверное, вспомнить эту традицию. К удивлению многих, а особенно присутствующих на празднике священнослужителей, ведущая из КЦНТ на церемонии награждения стала призывать народ к тому, чтобы создать как можно больше шума криком, свистом, ударами в бубен. Это нужно было сделать якобы для того, чтобы задобрить каких-то (?) духов, дабы те обеспечили хорошую погоду на всех этапах Берингии от Эссо до Оссоры!
Возмущению священнослужителей Православной Церкви не было предела. Что за обряд? А почему нам не дают возможность призвать Божию Благодать на участников Берингии, как было прежде? … И уже после этого странного обряда отцу Аркадию всё-таки удалось попросить разрешения у организаторов праздника благословить гонку…

В этой гонке среди каюров были эвены, коряки, ительмены, чукчи, славяне. Мне стало интересно: обряд какого народа был исполнен на открытии Берингии? Спросил об этом у чукчей – говорят: «Не наш обряд». У коряков вопрошал: «Ваш обряд?» Ответили: «Нет».Ительмены также не признали этот обряд за свой. Эвены вообще сказали, что у них перед дальней дорогой вообще не принято шуметь, чтобы погода не испортилась.
Мы говорили, что Берингия должна способствовать возрождению Северных народных традиций, а получается, что нас в какой-то степени приобщают к традициям, возможно, каких-нибудь Южноафриканских или Австралийских племён, но только не Северных народов. А, может быть, стучать в бубны и громко шуметь перед длительным путешествием, призывая в помощь духов, – это обряд, выдуманный Камчатским Центром народного творчества? Иногда у некоторых возникает иной вопрос: а место ли Православным обрядам на Берингии? Ведь большинство каюров не православные? Ну, во-первых, Православию на Камчатке уже более 300 лет, во-вторых, в Берингии участвуют не только каюры, 50-60% участников Берингийской экспедиции – это организаторы гонок, судьи, снегоходчики, вездеходчики, кинооператоры, журналисты и т.д. И большинство из них – христиане, путешествовавшие притом. А священник читает молитвы за всех, «путешествовати хотящих». И, кроме того, часть каюров относят себя к православным христианам. И они, и некоторые неправославные гонщики, сами просят, чтобы батюшка «прочитал что-нибудь перед иконой» и благословил их, да осенил крестным знамением собачек.
Об этом чуть позже…
Воскресенье, 14-го марта, главный старт гонки. В Интернете читаем прогноз погоды на первые 4-5 дней: к Камчатке приближается сильный циклон…

Продолжение следует.

Иерей Владислав.

Пасха на Быстринской земле.

Среда, апреля 7, 2010

Отца Владислава  к Пасхе не ждали – перед стартом сказал, что  Пасху будет служить на Севере.  В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы отслужили  великопостные службы со чтением Четвероевангелия мирским чином.  Готовились и остальные службы без него осилить, и Пасхальное  Богослужение с освящением куличей и прочего  скоромного добра, с его же благословения, провести. Но, одно дело человеческие мысли и совсем другое – Господни! В черверг прибыл батюшка , прямо на вечернюю службу, на утреню пятка со чтением Двенадцати Евангелий Христовых Страстей. Ещё весь пахнущий ветром и морозом неблизкого  и нелёгкого путешествия на собачках,обветренный, загорелый и  примороженный. И невероятно уставший.

Назавтра, в пятницу, вынос Плащаницы, заранее подремонтированной, вычищенной и  с любовью украшенной живыми цветами.  Плачь Богородицы, слова песнопений и чтения, глубоко  и печально падающие в человеческие души, одухотворённые и печальные лица,  земные поклоны и целование Плащаницы…

Погребальная процессия вокруг Храма, редкий, негромкий и печальный плач колоколов…  Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас… Тех самых, за  грехи которых и претерпел и унижение,  и побои, и распятие и смерть.

Отмыли, отчистили, принарядили Церковь в светлые наряды и вечером, в субботу, собрались на праздничную   Пасхальную службу. Прибыли к нам ради Воскресения Христова соседи из Анавгая – Анавгайская община почти в полном составе! Много желающих было и на исповедь и на причастие. В том числе и детей, и подростков.

По обычаю, в полночь, крестный ход вокруг Храма и первое иерейское возглашение – Христос Воскресе! И первый наш ответ – Воистину Воскресе!  А я смотрю на эту ночь, переполненную человеческим ликованием, на длинный хвост огоньков от свечей, мерцающих в темноте и думаю:  мы уже славим Христово восстание из мёртвых, а на материке ещё никто не знает, что Он  уже воскрес, там ещё проходят последние  службы Страстной Седмицы. Всё начинается с нас, с Камчатки, и  Распятие, и Погребение, и Воскресение … И это наши колокола первые  начинают, захлёбываясь, петь об этом на всю  Землю и на всё Небо! Здорово!

Заканчивается  Пасхальная служба, как всегда, освящением куличей и яиц и  праздничным застольем с  колбаской, курицей, холодцом, тортиками  и прочей скоромной снедью – разговляемся! Добираемся домой уже на рассвете.

Через несколько часов в Районном Доме Культуры детский утренник с песнями, чтением стихов и весёлыми играми.

И детское угощение за столом тоже было,

и вот эта небольшая выставка  яиц, сделанных детскими руками.

И  погода на Пасху, как по заказу! Наконец-то немного потеплело, солнечно и тихо. И на дорогах, кое-где нехотя начинает сходить снег.

Фото Ю.Приходько

Текст В. Ивановой.