“Перемен требуют наши сердца!”

Очень понравилась статья.

” Перемен требуют наши сердца!”     Сергей Худиев.

“Говоря о приближающемся празднике Пятидесятницы, я начну с таких богословски сомнительных источников, как рок-песенки. Во времена перестройки – кажется, что это было тысячелетия назад – была популярна песня Виктора Цоя “Хочу перемен”:

“Перемен! – требуют наши сердца.

Перемен! – требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах,

И в пульсации вен:

“Перемен!

Мы ждем перемен!”

Этот лозунг – “перемен!” появляется вновь и вновь, в разных контекстах, по разным поводам – люди хотят, чтобы их жизнь изменилась. Что-то похожее (заметно раньше) было у “Биттлз” – “Ты говоришь, что ты хочешь революции… но сначала освободи свой разум”. У пожелания начать преобразование страны и мира с себя есть две особенности – во-первых, оно абсолютно верно; во-вторых, оно не работает.

Оно верно, потому что единственный человек, свободную волю которого Вы контролируете – это Вы сами. Именно Ваша жизнь и Ваши поступки – это та часть общества, страны, планеты, мироздания, которая находится под Вашим контролем и является областью Вашей ответственности. Вы можете косвенно влиять на поведение других людей – подавая им добрый пример или обращаясь к ним с убедительными словами – но не раньше, чем Вы сами изменитесь.

Однако эта совершенно очевидная рекомендация не работает. Она не работает настолько явно, что сам призыв начать с себя выглядит как призыв к пассивности и ничегонеделанию. Человек, даже точно знающий, как переделать государство, Церковь, науку, искусство, международные отношения и все остальное, обычно не может привести в порядок свою жизнь, свои отношения с домашними, свои нравы и свои привычки. Тот, кто точно знает, как надо управлять страной, не может управиться с собой. Когда речь идет о публичных фигурах, это бросается в глаза – политические противники обожают вытаскивать на свет свидетельства того, что гневные обличители неправды и лукавства в общественной жизни и сами изрядно неправедны и лукавы в жизни частной. Свидетельства беспорядка в жизни обычных людей – нас с Вами – редко интересуют публику, но мы-то о них прекрасно знаем, и даже время от времени собираемся начать новую жизнь, но без толку.

Но Новая Жизнь реальна – ее можно обрести. Мы не можем обрести ее в себе – как не можем вытащить себя из трясины за волосы – но нам могут ее дать. Не другие люди – они сидят в той же трясине. Нам может дать ее Бог. И история Пятидесятницы – это история того, как Бог входит в человеческую историю, чтобы даровать людям новую жизнь. Пророчество об этом есть уже в Ветхом Завете: “И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. (Иез.11:19,20)” Мы не можем переделать себя – Бог придет и переделает нас.

В книге Деяний мы читаем, как Апостолы молят о даровании Святого Духа: “Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. (Деян.1:14)” То, что происходит, очень необычно. В то время, (как это сохранилось до сих пор во многих иудейских, мусульманских и даже христианских общинах) мужчины и женщины молились раздельно. Здесь они молятся вместе, и св. Лука, автор Деяний, особенно подчеркивает присутствие “Марии, Матери Иисуса”. Чуть дальше мы читаем о том, как Дух был дарован, чтобы всегда пребывать с Церковью. Святой Апостол Павел пишет о плодах, которые Дух приносит в жизни христианина: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)” Это не плоды наших усилий – это сверхъестественный дар Бога. Никто не может быть христианином своими силами – христианами нас делает только Святой Дух.

Означает ли это пассивность с нашей стороны – должен ли верующий просто лежать пластом, как больной, которому делают операцию? Ни в коем случае! Ведь Святой Дух переделывает не нашу печень или почки – Он переделывает нашу личность. А личность меняется, принимая решения – следовать за Духом, когда Он зовет, повиноваться Ему, когда Он повелевает. Как пишет Апостол Павел, “поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал.5:16)” В разговорном языке слова “плоть” и “вожделение” относятся к телесной, особенно сексуальной природе человека, но в Библии это не совсем так. Материальное тело, аппетит, сексуальность, сами по себе не греховны – греховно то, что мы с ними делаем, когда живем в непослушании Богу. Апостол перечисляет “дела плоти”: “прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал.5:19-21)” “Плоть” – это наша прежняя, греховная природа, а ее вожделения могут носить и вполне “духовный” характер. Гнев и злословие – ничуть не менее “дела плоти” чем пьянство и блуд.

В нашей жизни мы постоянно оказываемся перед выбором – последуем ли мы Духу, который мягко побуждает нас к чистой и святой жизни, или плоти, которая тащит нас назад, в трясину. Если мы дадим Святому Духу переделать нас, и будем внимательны к Его тихому веянию в нашей жизни, мы увидим, как мы можем переделать все остальное – или, вернее, как Бог, действуя через нас, может изменить страну и мир.”

(http://www.foma.ru/peremen-trebuyut-nashi-serdcza.html)

“Перемен требуют наши сердца!”: 13 комментариев

  1. 1. – А это вообще не вполне сопоставимые вещи – частная жизнь и вопросы политики и гос. управления.
    Это как заявить: “как ты можешь провести национализацию рентоориентированных отраслей, пересмотреть итоги приватизации, реформировать налоговую систему, и т.д., если не можешь бросить курить и никак не заставишь себя бегать по утрам!” 🙂
    Отчасти эти вещи может и влияют, но прямые параллели проводить здесь точно нельзя.
    Поэтому начинать с себя, конечно, нужно обязательно, но одним этим точно не закончить.

    • 2. – Если я правильно поняла, речь идёт о том, что менять себя надо не волевым решением (бросить курить или бегать по утрам) – а тем, что “дадим Святому Духу переделать нас”. Тогда, возможно, (если не наверняка) и итоги приватизации пересматривать не придётся.

      • 3. – А это уже утопично. То есть Святой Дух, конечно же, нас переделывает (преображает, точнее). Особенно, если мы Ему в этом как можно меньше мешаем.
        Но этот процесс освящения – долгий даже для каждого из нас. Он всю жизнь занимает. А если учесть, что церковных людей в России процента два, то рассчитывать на Святую Русь пока не очень-то возможно.
        А делать что-то требуется уже сейчас.

        • 4. – “А делать что-то требуется уже сейчас.”
          Вот в том-то и суть, что делать-то надо не так, как я захочу и как мне видится, а под управлением Господа. По крайней мере нам, верующим людям. Тогда и малым числом победу одержать можно. Богу всё подвластно.

          • 6. – Очень мало кто из нас получает прямые откровения от Бога. Старцев – единицы. А уж тем более едва ли можно рассчитывать на то, что Господь будет давать нам указания по поводу обустройства нашей земной жизни здесь и сейчас.
            Он дал нам разум и волю для того чтобы мы ими пользовались. Так и надо пользоваться. А не ждать, пока Он Сам за нас Налоговый кодекс напишет…

            Мы можем – и должны! – ориентироваться на Его заповеди. Но страну строить – это именно наша задача. Задача нашей активности. Он вместо нас ее поднимать не будет.

            Я хочу сказать, что невозможно подменить процессом личного освящения (или даже соборно-церковного) процесс организации социально-экономической жизни в стране. А именно это, похоже, и предлагает автор. Хотя, безусловно, я согласен, что в основе этого процесса организации должны лежать христианские моральные принципы.

          • 7 – “Очень мало кто из нас получает прямые откровения от Бога. Старцев – единицы. А уж тем более едва ли можно рассчитывать на то, что Господь будет давать нам указания по поводу обустройства нашей земной жизни здесь и сейчас.
            Он дал нам разум и волю для того чтобы мы ими пользовались. Так и надо пользоваться. А не ждать, пока Он Сам за нас Налоговый кодекс напишет…” –

            Речь совсем не о том, что Господь будет давать нам прямые указания, как управлять государством. И автор совсем не про это речь ведёт (как я поняла).

            “Вы можете косвенно влиять на поведение других людей – подавая им добрый пример или обращаясь к ним с убедительными словами – но не раньше, чем Вы сами изменитесь.” – вот одна из главных мыслей статьи (опять таки, на мой взгляд).

  2. 8 – “в основе этого процесса организации должны лежать христианские моральные принципы.” –
    Никакие принципы ничего не изменят. Пусть они будут хоть трижды христианскими. Единственно, что вытянет страну из краха – личная духовная практика каждого христианина. А здесь не принципы важны (теория), а личное устремление к общению с Господом (реальная практика). Ибо всё остальное – лишь арена, на которой эти отношения складываются, ибо они и есть то главное, во имя чего мы на этой земле и живём.

    • 11.(ответ на №8)
      А вот здесь совершенно не согласен.
      Во-первых: разве не принципы изменились при развале СССР хотя бы? Давайте посмотрим, насколько огромная разница между нашей теперешней жизнью и той (без оценки, хорошо или плохо). Но изменились принципы построения общества и государства. И вместе с ними изменилось практически все, вся жизнь.
      Во-вторых, практика может строиться только на теории. Даже духовная практика христианина строится на Заповедях блаженств и так наз. “золотом правиле”. И это все именно принципы, и ни что иное.
      В-третьих, ну давайте попробуем организовать общество на личной духовной практике каждого христианина. Давайте попробуем Заповеди блаженств установить в качестве источников законодательства. Знаете, что получится? Ничего.
      И не только потому, что процент практикующих христиан в стране минимален, а процент тех подвижников, которые в состоянии вполне по ним жить и вовсе исчезающе мал.
      А потому, в первую очередь, что общественная жизнь, и ее нормы – это всегда принуждение в той или иной мере. А христианские нравственные основы, – Заповеди блаженств, абсолютно исключают их принудительное навязывание.

      Поэтому всегда, неизбежно, между реальными принципами общественного устройства и принципами для духовной практики христианина будет больший или меньший зазор, разрыв.
      Невозможно личные требования к христианину и к Церкви перенести на государство и общество в целом. Если только это общество не состоит стопроцентно и поголовно из христиан, причем не формальных, но истинных, для которых принятие этих требований – добровольный выбор. Но такого общества нигде и никогда не было. Даже Византия такой не была. Потому что это невозможно, это утопия.

      “Арена”, как Вы говорите, не может быть рассчитана исключительно на христианских подвижников. В ней должно быть более-менее сносно существовать и всем остальным.

      И наконец, я, конечно же, совсем не против личной духовной практики. Просто у всего должно быть свое место. Церковь – это Церковь, для своих детей у Нее соответствующие требования. А общество и государство – это другое, к ним невозможно предъявлять такой же счет.

      Что касается того, что нужно подавать личный пример, то ничего против не имею. Нужно, это и Христос заповедовал.
      Только эта необходимость, по-моему, совершенно не исключает и не отменяет необходимости продуманных и системных экономических, политических, социальных и прочих мероприятий, и со стороны государства, и со стороны гражданского общества, и со стороны Церкви тоже.

  3. – 9 – Почему-то ответы появляются внутри диалога. Наверное, надо присваивать порядковые номера комментариям. – (Этот №9.)

  4. 12. – Здравствуйте, София Рудольфовна!
    Спасибо за приведённую статью и за дискуссию. Полностью с Вами согласна.
    С праздником Пресвятой Троицы и Днём Святого Духа! Л.И.

    • 13. – Спасибо, Лариса, что заглянули! И Вас с Праздником! Загляните на соседнюю страничку, посмотреть, как Камчатка праздновала Троицу!
      (А в дискуссии с Максом я пока взяла тайм-аут на пару деньков)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree