Маленькие заметки о большом событии.

“Прям, с ума все посходили с этими чтениями…  И что там интересного…” – проворчал  NN в ответ на мой вопрос о наличии свободных билетов на Свято-Иннокентьевские чтения.

А мне было интересно всё: и темы докладов, и состав участников, и обсуждения…  И конечно то, что можно было увидеть и услышать выступление владыки Игнатия, теперь уже митрополита Хабаровского и Приамурского.

На первый день я так и не попала. Сама виновата. По простоте душевной подумала, что на такое событие вход должен быть свободным! И не подала во время свои паспортные данные, а открытие чтений проходило в здании правительства, куда без пропусков… увы… нельзя…

Большое спасибо Тамаре Ступиной, которая для таких вот, кому билет не достался, все выступления усердно записала, а теперь выставляет на своём блоге и блоге “Глас”.

А вот  на круглом столе, где подводились итоги чтений, я уже присутствовала.  Выступления можно целиком послушать в вышеупомянутых блогах.

Мне, конечно, особо запомнились слова владыки Игнатия. Он говорил о том, что “невозможно выполнить реконструкцию дореволюционного периода в истории Камчатки, представить его в понятном для нас виде, если не знать, что такое Православие.”

В конце заседания прозвучали слова о том, что здесь собрались люди разных мировоззрений, разных верований, объединённых  главным –  глубоким интересом к истории.

И мне почему-то подумалось, что мы, православные, тоже должны объединяться в главном! Даже, просто обязаны! А то всё выясняем “кто правильно…” а кто “не правильно…”  И родилась уверенность в том, что строить отношения с людьми надо опираясь на их положительные качества. Усиленно замечать всё самое доброе в людях, самое светлое. Тогда и миссия наша будет живой и действенной.

Верно?

(фото автора)


Маленькие заметки о большом событии.: 41 комментарий

  1. На самой нижней фотографии Митрополит Игнатий, епископ Артемий, епископ Иннокентий (Усурийский, викарий Владивостокской епархии) и доктор Иохен Хойслер, из университета г. Нюрнберга (Германия)

  2. Так хорошо сказано! Действительно так, София Рудольфовна! Главное нам – любви не терять ни к Богу, ни к ближнему… Спасибо вам огромное! 🙂

    • Да… а часто выходит, что в попытке “правду найти” любовь теряется…
      По крайней мере, у меня так получалось. А теперь думаю, что если любовь живая горит в душе, то при её свете и правда сама легко отыщется.

  3. “Надлежит быть и разномыслиям между вами…” писал ап. Павел наряду с многократными увещаниями к единству.
    Единство должно быть в главном. А вот по конкретным вопросам возможно и разнообразие.
    Иллюстрация из биологии.
    Только недавно выяснилось, что, окаызвается, чем популяция животных разнообразнее, тем она устойчивее к негативным воздействиям. Потому что многообразие дает больше вариантов, а это значит, и больше возможностей для выживания и дальнейшего развития. Это называется биологическим разнообразием, и его теперь даже пытаются охранять и сохранять.
    Вот и духовное разнообразие стоит охранять. Ну, до тех пор, пока оно не разрушает единства в главном. 🙂

    В общем, цените разнообразие, в нем наша сила! (как, оказывается, удобно говорить лозунгами 🙂 )

    • Ты прав Макс, но только в том случае, если разномыслие не является главным. Если ради него не ломаются копья так, что тошно становится. Если на первом месте всё-таки человек, а не теоретические выкладки правил и распоряжений. Если отстаивание своего взгляда не превращается в унижение и оскорбление оппонента. К сожалению, нормальные диалоги стали так редко попадаться (может быть только мне). И в оценках людей часто слышится “наши-не наши”. А мы все – Христовы.

      • А вот тут интересно.
        Конечно, не должно быть оскорблений. И конечно, в главном должно быть единство – в вере и любви (Слишком громко сказано насчет любви. Далеко нам до нее. Ну хотя бы в вере).
        А вот насчет “на первом месте человек, а не выкладки” – здесь не соглашусь. “Единство” тоже может превратиться в такую вот выкладку. И тогда люди, бывает, готовы брататься с кем угодно, хоть со Свидетелями Иеговы, попирая ради этого свою же веру.
        Единство в многообразии, основанное на истине – вот ответ, думаю.

        • Не вижу (или не слышу скорее) громких слов о любви. И на самом деле не так уж это “страшно” – любить… И “далеко нам до неё” будет всегда, если бояться будем…
          И СИ тут ни при чём… я говорю о нас, о православных…
          Вот ты как-то обмолвился, что у нас много разных духовных школ. И что так они между собой не дружат, что иногда представители разных “школ”и молиться-то вместе не станут…
          Это что… от большой любви? Или… от большой веры?
          А ” в выкладку” превратиться может всё, что угодно, если человек хочет и стремится к тому, чтобы пренепременно СВОЮ правду отстоять…

          • То, что они молиться вместе не станут -это, конечно, неправильно. Хотя и в этом случае есть нюансы. Вот если бы Вас ночью разбудили, и предложили принять участие в молитве “об избавлении от жидовского ига”, Вы бы что им ответили? А если бы они еще и Вашу внучку туда позвали? Я бы ответил может даже не вполне литературно.
            Но в целом – да, конечно. До тех пор, пока мы в одной Церкви, мы должны молиться вместе. И в этом – наше единство.
            Но сам факт наличия разных, как Вы их называете, “школ”, не есть что-то ненормальное или неправильное. Как и сам факт противоречий между ними.

        • “Единство в многообразии, основанное на истине – вот ответ, думаю”
          ——–
          А истина-то она и есть любовь…
          Вот только как это понимание в жизни проявляется…
          И проявляется ли…

          • В данном случае я имел ввиду истинную веру. Невозможно достичь любви без веры, причем не какой угодно, а настоящей веры Христовой.

  4. Очень жаль, что чтения проходили по пропускной системе! Думаю, что в городе был бы достаточно большой интерес к ним. Такие события не должны быть ограничены рамками правительственного здания…

    • Так он и был этот интерес, хотя предварительной информации об этих чтениях, по-моему, было явно недостаточно (если она была вообще).
      Если у людей просыпается интерес к истории, к православию, к участию священнослужителей, к их докладам и мнениям – нужно шире открывать двери!!!

  5. Да… Макс, я в общем-то и не спорю, нужны или не нужны разномыслия. Я про то речь веду, что взаимоотношения надо строить, опираясь на то, что нас объединяет, а не на наши разномыслия. Иначе никакого единства нам век не видать. А без него мы кто?

    • Но это значит делать вид, что противоречий не существует, в то время, как они на самом деле есть. Это значит заниматься самообманом. Наоборот, отношения надо строить, подробно и тщательно обсуждая все имеющиеся противоречия. И только это может приветси к нахождению новых ответов, а значит именно это и перспективно. Но, естественно, нельзя доходить до того, чтобы в угоду своим частным мнениям вообще разрушать единство. В этой части согласен.

      • Слава Богу, что мы хоть в чём-то с тобой согласны! 🙂
        Обсуждать разные взгляды на что-то одно (или как ты называешь- “противоречия”) – это одно. Хорошо, если есть возможность это делать. (при реальной необходимости) НО отношения не должны зависеть от этих разных взглядов. Иначе и происходит деление на “наших- не наших” и это в единой Церкви Христовой.(!)
        ————————
        “Но сам факт наличия разных, как Вы их называете, “школ”, не есть что-то ненормальное или неправильное. Как и сам факт противоречий между ними.”
        А я и не утверждаю обратное, лишь отмечаю (возможно, субъективно) что слишком уж мы (на мой взгляд) подчас бываем сильно озабочены именно разными взглядами на что-то. И в первую очередь именно на этом останавливаем своё внимание. А отчуждение всегда трудно преодолевать в последствии.

        • Ооох, София Рудольфовна, какие мы с Вами стали дипломаты, как выражения оттачивать научились 🙂 🙂 Это неплохо даже совсем.
          И я согласен с тем, что Вы сказали.
          Но все-таки: если Вас и внучку попросят присоединиться к молитве “об избавлении от жидовского ига”, что Вы им ответите?

          • ” Вот если бы Вас ночью разбудили, и предложили принять участие в молитве “об избавлении от жидовского ига”…
            А что уже по ночам ходят??? (смайлик с широко открытым ртом)
            Или это твои страхования?
            Я стараюсь жить в том духовном направлении, которое определено моим духовником. И разбираю с ним (при необходимости) реальные события, а не теоретически возможные. Жизнь всегда глубже и разнообразнее наших предполагаемых ожиданий. Оттого не буду бить себя в грудь и восклицать – “НИКОГДА не сделаю то или другое…”
            И разве об этом речь?
            Я не так умна, как может тебе показаться, Макс. И во всех разногласиях (их корнях, истоках, следствиях) не мне разбираться.
            Мне лишь кажется, что когда мы с неистовой усердностью ведём разговоры ( к месту и не к месту) о том, что нас разъединяет, а после них отчуждённо обходим стороной оппонента ( это в лучшем случае), мало у кого рождается желание присоединиться к нам. Выигрывает ли от этого Миссия?
            И какую главную весть мы при этом несём?

  6. Спаси Господь! Какие замечательные фотографии! Как светлы лица участников чтений! Какая дивная атмосфера там царит! Будто побывала вместе с Вами.

  7. ” Вот если бы Вас ночью разбудили, и предложили принять участие в молитве “об избавлении от жидовского ига”…
    А что уже по ночам ходят??? (смайлик с широко открытым ртом)
    Или это твои страхования?
    Я стараюсь жить в том духовном направлении, которое определено моим духовником. И разбираю с ним (при необходимости) реальные события, а не теоретически возможные. Жизнь всегда глубже и разнообразнее наших предполагаемых ожиданий. Оттого не буду бить себя в грудь и восклицать – “НИКОГДА не сделаю то или другое…”
    И разве об этом речь? ”

    Именно об этом, София Рудольфовна!
    И это не мои “страхования”, к сожалению, и не теоретически возможные.
    Именно так и было в известном Боголюбском монастыре. Детей-воспитанников среди ночи поднимали и отправляли на “молитву об избавлении от жидовского ига”. То ли молитва ночью сильнее, то ли очень уж секретная она. А духовник у них тоже был – известный архим. Петр (Кучер). И называют они его “старцем”. Ну и еще ему “Иоанн Креститель” являлся, по его же словам.
    Ну как Вам такой вариант? Как насчет единства с архим. Петром (Кучером) и его духовными чадами? Формально он в Церкви, кстати, не в расколе.

    • Бог ему судья.
      А для меня – пример Боголюбовского монастыря – лишь исключение из правила. И пусть обсуждают его архиереи на соборах.
      НО к тем, кто относится к “этому исключениею” иначе не буду относиться сквозь пелену отчуждения. Например, к тебе…:) Ты мой друг. Хотя чаще всего – оппонент. Но это не мешает нам стоять на литургии вместе. И не только стоять. Но и молиться. И причащаться из единой Чаши. И не драться после службы на просторах инета. Может быть, (да скорее так и есть) это от того, что мы знаем друг друга.

      • “Как насчет единства с архим. Петром (Кучером) и его духовными чадами?” – мне ли сторониться этих людей в своей гордой правоте, если МЕНЯ… в Церковь приняли…
        С разномыслием разберутся и без меня. Да и есть кому.

          • Мне кажется, я ответила тебе на этот вопрос и даже аргументировала…

  8. Уведомление: Владивостокская корейская миссия в начале XX в. « "Тятя, тятя наши сети притащили…"

  9. София Рудольфовна, так я же несколько раз задал один и тот же прямой вопрос, но так и не услышал от Вас прямого ответа. Вы сказали что: 1. Разбираете реальные события, а не возможные. 2. Что Бголюбский монастырь считаете исключением. 3. Что не Вам сторониться этих людей. 4. Что с разномыслием разбертуся без Вас.
    Но на мой вопрос Вы так и не ответили. Вы, вот лично Вы, МОЛИТЬСЯ с ними стали бы или нет? Вот на эту конкретную молитву пошли бы с ними или нет?

    • Ответ был здесь:
      “Я стараюсь жить в том духовном направлении, которое определено моим духовником.” (Т.е. – для того, чтобы ко мне пришли с такой просьбой, надо участвовать в такой жизни. Моя жизнь далека от таких духовных направлений.)

      И разбираю с ним (при необходимости) МОИ реальные события, а не теоретически возможные. (Т.е. ДЛЯ МЕНЯ подобная ситуация из разряда нереальных выдумок, отчасти и потому, что живу я не в монастыре.)

      Жизнь всегда глубже и разнообразнее наших предполагаемых ожиданий. Оттого не буду бить себя в грудь и восклицать – “НИКОГДА НЕ сделаю то или другое…”
      (Т.е. я не знаю, как изменится ситуация чрез год-два… может, и у меня появится потребность в таком молении…)
      ——————————————————–
      Я пробовала ответить честно, исходя из моего сегодняшнего реального опыта.
      Попробуй и ты услышать меня. А пока, мне кажется, ты ждёшь от меня то, что хочешь услышать сам.

      • Да я всего лишь жду какого-нибудь прямого ответа на прямой вопрос 🙂
        А Вы отвечаете в том смысле, что такого вопроса для Вас не существует (что Ваша жизнь далека от таких направлений).
        Да как же не существует и как же далека? Ведь этот архим. Петр с Вами в одной Церкви находится. Не где-то там в секте, а, можно сказать, здесь, перед Вами. Такие вопросы не я ставлю, а жизнь. Конечно же, можно отвернуться и закрыть глаза, сказать себе, что такого вопроса нет. Но от этого он никуда не денется.

        • “Такие вопросы не я ставлю, а жизнь.”
          А ты можешь такое представить, что, хоть мы и в одной Церкви, но вопросы пред нами жизнь ставит разные. Ну нет в мой жизни для меня такого сейчас вопроса. Оттого и глаза мне закрывать не на что. Может, всему своё время? Разбудят меня ночью – там видно будет. А пока, ну прости ты меня Макс, для меня это звучит как искусственное что-то… Да и неловко как-то (по крайней мере мне) обсуждать, что я СДЕЛАЮ… или НЕ сделаю…Мои действия в будущем времени как-то не поддаются моему сознанию… Я как будто болтологией занимаюсь… (я это про себя).
          Гораздо проще мне говорить о том, что ДЕЛАЮ..или НЕ делаю … (если возникает потребность в таком разговоре).
          А на счёт архим.Петра и его деятельности скажу одно – не знакома я с ним. И не думаю, что стоит знакомиться, пока не сведёт меня с ним Господь, как говорится, нос с к носу. Может, по глупости своей думаю так. Не знаю.
          Появится потребность разобраться – начну.Спасибо тебе, что просвещаешь. Но каковы действия мои будут, не знаю.

          • Но интересно получается, София Рудольфовна?
            Вот был же Ваш призыв: “Все православные, объединяйтесь!” В начала темы, был? 🙂 “Готовы ли Вы объединяться вот с этим конкретным архим. Петром?” – спросил я. – “А нет мне никакого дела до этого архим. Петра”….
            Вот и выходит, что процесс объединения несколько сложнее оказывается при некотором приближении к церковным реалиям, чем это представляется в начале.

  10. “Все православные, объединяйтесь!” – в главном, Максим ! Там еще одно слово, которого ты не заметил !

  11. Максиму:
    Чьи-то взгляды я могу разделять или не разделять. Но разные взгляды не должны возводить между нами стену отчуждения. Так думается мне. Искать сильную сторону человека, светлую, добрую (пусть и на фоне разномыслия) – значит, и есть – объединяться в главном.

  12. София Рудольфовна, Любовь Валентиновна, здравствуйте. 🙂

    Еще блж. Августин гениально сформулировал эту мысль: “В главном – единство, во второстепенном – многообразие и во всем – любовь”. Идеально изложенный принцип, лучше не скажешь.
    Но как вы видите применение его в жизни? Его же применять нужно, а не просто декларировать. Ну вот единство в молитве – это не главное разве? Не из числа главного? И что мы видим? Что вот при такой, по крайней мере, молитве, о которой я говорил выше, мы единства кажется не достигнем… Не так-то просто, оказывается, применить в жизни даже самый лучший принцип.

    • Думаю, что конечно, нужно определиться, что же для тебя главное. Мне так кажется, что главное – умение в каждом видеть (находить) образ Божий.

      • Главное – жить так, чтобы пред Господом не стыдно было.
        Главное – принять волю Божию как свою.
        Т.е. стремиться к практическому освоению в каждый момент свой жизни истины Христовой в общении с теми, кто рядом (вне их верований, должностей, внешнего вида и пр.пр.пр.). Вот это для меня – главное.

        • И в самом начале я о том и говорила, что мне очень бы хотелось, чтобы мы, православные, были едины в таком отношении к людям, и в первую очередь друг к другу.

          • Хм. Ну допустим, что архим. Петру не стыдно перед Господом за такие молитвы. Допустим, что он считает, что таким образом он осваивает истину Христову. Можно ли сказать, что в этом мы с ним едины?

            Собсно, что я так прицепился к этому арихм. Петру: он же далеко не уникален, как Вы думаете, София Рудольфовна. Чем занимается скандально известный прот. Чибрик в Молдавии со своей общиной? Какие призывы слышатся из Почаевской лавры (далеко не последнего духовного центра в Русском Мире, скажем так)? Сколько еще таких центров и движений?

            Понимаете, София Рудольфовна, это очень правильно и хорошо говорить, что мы должны быть едины в любви, видеть в каждом человеке образ Божий…
            А вот когда мы видим вот таких конкретных людей, наших братьев между прочим… вот здесь и проверяется, в чем готовы и чем не готовы мы быть с ними “едины”. И вообще – в чем надо быть едиными, а в чем нет.
            Получается, что пока я не вижу конкретики в словах о единстве в любви. Едлинство – это же не абстракция какая-то. В чем Вы готовы быть едины вот с этими людьми?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree