История священнического рода – Коллеговых. Усть-Большерецкий район

Бывшая староста общины велмч. Трифона из с. Кавалеровское, Усть Большерецкого района, нынешний работник Петропавловской и Камчатской епархии Любовь Дровалёва  представила   материал-исследование о своём роде. Благодаря совместной работе с Еленой Павловной Абрамовой, главным специалистом  Камчатского государственного архива, которая давно уже занимается восстановлением ительменских родов, в том числе и священнических: Логиновых, Сновидовых, Коллеговых, появилось это исследование о священническом роде Коллеговых.

Наш род   существовал на этой земле издревле. После освоения Камчатки и появления русских, мужчины нашего рода, как наиболее сметливые, стали обучаться грамоте, учить русский язык, изучать Закон Божий. С тех пор так и повелось на Камчатке  что, род Коллеговых –  это род священников, учителей и служащих. В 1857г. благочинный Камчатских церквей Прокопий Громов в своем труде «Историко-статистическое описание камчатских церквей» пишет: «Только род Коллеговых чисто камчадальский упрочился на служении церкви. Вторым Ключовским священником был Григорий Коллегов. Отец его природный камчадал, тойон Ключовскаго острожка Лыкоч, в крещении наименованный Никитою Евдокимовым Коллеговым. И сделался за смышленностъ свою любимцом архимандрида Хогунцевского и был первым церковным старостой при начальной Ключовской церкви. Григорий поступил в 1760 г. пономарем сей же церкви, а в 1777 г. 7 января рукоположен иркутским епископом Михаилом  во священники».

Потомки священнического рода Коллеговых в наши дни

«Реестр Камчатского духовенства» описывал: «Все священно и церковнослужители  Камчатской области в знании своих должностей искусны, поведения порядочного, по тамошней дороговизне жизненных припасов достатка небольшого; пропитания имеют от заготовления рыбы и малой части скотоводства. Камчадалы к церквам очень усердны, но по причине дальнего расстояния церквей от их острожков и частого занятия своими промыслами редко посещают оные. Священники в отдаленных острожках исправляют Св. требы по большей части зимою, ибо летом весьма труден переезд в ботах по речкам»

 Было в нашем роду семь священников, два псаломщика и пять церковных старост.     

Я поведу свой рассказ о священниках Михаиле Никитовиче, Михаиле, Иннокентии Ильиче, Григории Михайловиче и Геронтии Васильевиче Коллеговых

Вторым священником в нашем роду был сын Григория Никитовича Коллегова – Михаил. Он был рукоположен 21 апреля 1799 г. иркутским епископом Вениамином и служил в Ключевской церкви. За пастырские труды впоследствии был награждён наперсным крестом. Объезжая камчатские церкви в своих путевых заметках, преосвященный епископ Иннокентий отмечает: «Священник здешний очень деятелен, внимателен и благотворителен. Большая часть заштатных и сиротствующих питаются от него. Раскольников и сектантов нет… Дела церкви исправны, ризница и утварь в чистоте. 15 декабря  священник здешний, имеющий наперсный крест, за обращением многих из Олюторцев и набедренник за честное поведение и усердное служение произведен мною в протоиреи, в награду за 44-х летнюю полезную службу церкви. Оставлен в том же месте, скончался в сентябре 1852 г.» («Творения Иннокентия Митрополита Московского», собранные Иваном Барсуковым с.94).

Ещё один о. Михаил служил священником Мильковской Богоявленской церкви (1842 г.). Затем назначен на служение в Большерецкую Успенскую церковь (1847 г.), а в 1850 г.  переведен на службу в Камчатский Петропавловский собор. 15 января 1855 г. по Указу императора и Святейшего Синода награжден скуфьей за «подвиг самоотвержения» при защите Петропавловска от нападения англо-французской эскадры. В 1857 г. «за усердное служение церкви и по особым обязанностям по духовному правлению и попечительству награждён       набедренником». В 1858 г. по представлению губернатора контр – адмирала Камчатки B.C. Завойко был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте.

1909 г. р Иосиф Михайлович Коллегов  

О. Иннокентий (Ильич) был назначен на служение в Мильковскую Богоявленскую церковь, впоследствии переведен в Тигильскую Христорождественскую церковь. В 1888 г. отец Иннокентий открыл школу, где учил детей грамоте и  Закону Божию. В школе учились только мальчики 25 человек, из них 6 камчадальского, 3 духовного сословия и 16 казачьего. О. Иннокентий не брал плату за обучение.

Последним священником Большерецкой церкви был о. Григорий (Михайлович). В 1880 г. он был дьяконом в Петропавловском соборе, а потом направлен на служение священником в Большерецкую Успенскую церковь. О. Григорий не только исполнял церковное служение, но и учительствовал. Когда сгорела Большерецкая церковь, он отдал свой дом под храм. «Согласно прошению уволен от занимаемой должности за ‘штат с 1 апреля 1914 г.» (Белашов А.И. «Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии»). Он продолжал служение, так как ему не было замены. Из протокола общего собрания граждан селения Большерецк, 21 января 1923 г.:

« По заявлению священника о. Григория Коллегова он ослаб здоровьем и не может исполнять церковные службы и требы. Постановили просить общественным приговором Камчатский епархиальный совет о назначении и наложении на Логинова Николая Константиновича сана священника к Большерецкой Успенской церкви.

О содержании о. Григория Коллегова за долголетнюю службу в селении Большерецк. Постановили не оставлять его содержанием, как-то: отоплением, заготовкой рыбы, подвозкой продуктов и другими жизненными потребностями, хотя он и не будет исправлять церковные службы и требы. И принести ему благодарность с просьбой так же не оставлять нас в своих молитвах». (Смышляев А.А. Камчатский край. Большерецкие вести» 2011г.)

Несмотря на прошения, о. Григорий фактически продолжал служение в этой церкви: Вел церковные документы, исполнял требы. Сохранились архивные данные, в которых значится, что в 1955 г. о. Григорий Коллегов крестил мою тетю Сафонову Ларису Иосифовну.

С приходом большевиков начались открытые гонения на церковь, о. Григория лишили   избирательного права, как бывшего священника.

Григорий Михайлович Коллегово с. Кавалерское 1953 год

О. Геронтий (Васильевич) родился в 1842 г. После рукоположения был направлен в Ключевскую, а затем в Нижне-Камчатскую Успенскую церковь, где провел большую часть своей жизни. В настоящее время Успенская церковь была реставрирована, организатором этого дела являлся С.И. Вахрин.

Сохранилась фотография о. Геронтия, сделанная в 1921 г. шведским путешественником Стеном Бергманом. В то время ему было 79 лет. О. Геронтий крестил не только местных жителей, но и японских поданных, которые принимали христианство (Газета «Абориген Камчатки», №1, 26 января, 2012, года). В 1922 году о. Геронтию добровольческий отряд красных партизан пишет угрожающее письмо, в котором ставит ему в вину распространение прокламаций Временного Приамурского правительства и высших духовных лиц, «явно подрывающих престиж народной трудовой власти и губящих дело завоеваний Великой пролетарской революции. От священника требуют не вмешиваться в «дело подрыва религии».(«Вопросы истории Камчатки» Вып.4. с. 166).

Мой  дедушка Иосифе Михайловиче Коллегов   был первым директором школы в селе Кавалерское. Он был сыном псаломщика Михаила Григорьевича и внуком священника Григория Михайловича. Родился он 9 января 1909 г., женился на Трухановой Софье, уроженке Белоруссии. Иосиф Михайлович окончил Ленинградский институт народов Севера по специальности русский язык и литературы. Из воспоминаний моей мамы Пискун Раисы Иосифовны и тети Сафоновой Ларисы Иосифовны: «Дедушку в школе все любили: и преподаватели, и ученики. О нем можно сказать, что это был человек на своем месте. Профессию учителя он любил, знал свой предмет в совершенстве, постоянно использовал цитаты из литературных произведений, знал поэму Александра Пушкина   «Евгений Онегин» наизусть!» Дедушка Иосиф был очень добрым и милосердным по отношению к молодым семьям педагогов: на первое время предоставлял жилье у себя в доме, был их наставником.

Григорий Михайлович Коллегов 1904 г. Псаломщик секретарь церковного совета с. Большерецк

В обычной жизни он всегда был незаменимым человеком:   ухаживал за своей больной мамой Ульяной Григорьевной, помогал детям в учебе. Умер Иосиф Михайлович 1 сентября 1969г.   и захоронен на местном кладбище, рядом со своей мамой и женой Софьей Алексеевной.

С момента освоения камчатской земли русскими, коренные народы полюбили русский дух, православную веру, русскую культуру. Принимая веру, они объединялись между собой, признавали себя русскоподанными. Русская церковь приняла в свою ограду местные народы и воздвигла из этих народов священнослужителей. Научившись сами, они понесли свои знания людям, отдавая все свои силы на возрождение духовности и нравственности. Мои предки были не только безукоризненными отправителями богослужения, но и заботились о просветительской, культурной  жизни камчатского населения, создавали церковно-приходские школы и были в этих школах учителями. Священнослужители Коллеговы усердно служили Богу и Церкви до 50-ых годов ХХ века.

Дровалёва Любовь Николаевна   

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree