Сельское Рождество. Празднование в Усть-Большерецком храме

 При  Святейшем Патриархе  Алексии II, после распада Советского Союза в 1991 году, Православное Рождество стало государственным праздником в России. А накануне Рождества Христова, 6 января 2011 года, Президент страны впервые обратится к народу с официальным поздравлением.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове.

Маленький вертеп

В Соборах  службы всегда торжественны и значительны,  при этом служат несколько священников, при стечении многочисленных прихожан. Как обычно,  службы  сопровождаются клиросным пением, в котором певчие знают порядок службы и все сложные песнопения, которые должны звучать на Рождество.

А как быть сельскому батюшке, который Рождественским праздником, стремится порадовать своих прихожан, и провести службу достойно свершившемуся событию – Рождеству Христову?   Рождественская служба  одна из продолжительных   служб православного календаря : Великое повечерие, переходящее во Всенощное  бдение,   завершающееся помазанием.   И только в полночь начинается Рождественская литургия.

Иерей Сергий Пустенький, настоятель Усть – Большерецкого храма Успения Божией Матери служит в районе уже три года. 20 ноября 2016 года провёл первую службу   в молельном доме в п. Усть – Большерецк.     Из-за острой нехватки в епархии священнослужителей ему приходится служить в других сёлах района: Октябрьском,  Апаче, Кавалерском. Недавно его благословили окормлять ещё и  прихожан с. Соболево, находящегося за 250 км от Усть-Большерецка.

Перед началом Рождества

Конечно же, всем сельским батюшкам хочется, чтобы люди приходили на службы. В  п. Усть – Большерецк  проживает 1800 жителей, но даже в большие праздники храм посещают не более 30 человек. Есть такая особенность в менталитете поселян: им хочется ходить в настоящий храм, а не в молитвенный дом. Конечно, проект храма в приходе есть, но  когда он начнет строиться, неизвестно.

Людмила Асфандиярова на помазании

С момента своего назначения  настоятелем храма в честь Успения  Божией Матери о. Сергий, чтобы украсить праздничные службы,  стал приглашать на Рождество и Пасху певчую Собора Живоначальной Троицы Людмилу Асфандиярову. Она с радостью откликается на  приглашения,   ведь в селах люди не забалованы, рады и благодарны за  все проявления доброго человеческого внимания на службе.

Третий год певчая Людмила участвует  в сельском Рождественском празднике в с. Усть – Большерецк. На Пасху она пела вместе с воспитанницей Натальи Владимировны Козновой  Викторией, девушка сегодня учится в г. Санкт – Петербурге; Людмила приезжала также петь с инокиней Екатериной. В этом году у Людмилы юбилей: 25 лет   служит она Господу    своим скромным певческим трудом.

Служба в сельском храме

Перед Рождеством батюшка Сергий сам приехал   в город  и с ним отправились на сельское Рождество Людмила  Асфандиярова, алтарник Собора Свято-Живоначальной Троицы Бортничук Алексей с супругой Ириной и журналист Нина Доронина.

… Небольшой молельный дом внутри оказался очень благоустроенным и уютным,  заботливо украшен елочными гирляндами и   нарядной ёлкой. Перед храмом маленький вертеп тоже обвит гирляндами, его сделал прихожанин храма Сергей. В храме не только уютно, но и тепло. Сами прихожане радуются служению отца Сергия на приходе, считают его заботливым и благочестивым батюшкой, умеющим решать многие проблемы прихода  и самих прихожан.

На службе

Перед началом службы мне удалось поговорить со старейшими прихожанками храма: Надеждой Викторовной и Марией Филипповной. Несмотря на преклонный возраст, бабушки обладают ясным, светлым умом и необыкновенно интересными судьбами, и показались мне они подлинными жемчужинами сельского прихода.

Надежда Викторовна

О. Сергий вел службу своим чередом, певчие исполняли тропари, алтарники произносили положенные  чтения и апостольские послания, 25 прихожан благоговейно внимали  всему происходящему.

Прихожане храма

Прихожане перед Рождественской службой

Наталья

Вот зазвучала молитва: « С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Услышите до последних земли: яко с нами Бог.

Могущия, покаряйтеся: яко с нами Бог.

 Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог».

Алтарник храма Сергей

Это песнопение звучит перед Рождеством, перед приходом Спасителя, который в течение жизни будет являть людям «знаки» своего Божьего царства на земле и спасать души от грехов и ада.

Сельский храм  наполнился осязаемым святым торжеством, и кажется, Сам Господь явился посреди нас, чтобы услышать наши заверения: « И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог». В маленьких  сельских храмах чтение, молитвы, песнопения  звучат ярче, раскрываются глубоко и с каким-то особым чувством воспринимаются нами.

Молитва «С нами Бог» это песнопение, основанное на стихах из пророчеств Исаии. Он писал, что в будущем прибудет Мессия по имени Эммануил, который спасет всех грешников. В стихах повторялся припев «Яко с нами Бог». Так переводится с еврейского языка имя Эммануил. Этим именем Исайя подчеркивает, что прибывший Спаситель будет иметь божественное начало.

Рождественская Литургия Иоанна Златоустого завершилась причастием и пением тропаря:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»

Алтарник Собора Свято- Живоначальной Троицы Алексей огласил прихожанам  Послания Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла  и Архиепископа Петропавловского и Камчатского Феодора.

Послание

 Рождественская проповедь о. Сергия проникновенна и поучительна. Он поведал прихожанам о Рождестве Спасителя  о и различном восприятии вести о родившемся Богомладенце   царём Иродом и волхвами: «Под внешним смирением, побуждавшим будто бы Ирода воздать должное поклонение родившемуся Царю, скрывалась злоба и жестокие замыслы оскорбленного властолюбия. Ирод думал воспользоваться розысками волхвов, чтобы новым преступлением удержаться на несправедливо захваченном престоле: думал освободиться и от этого мнимого соперника, как привык он поступать со всеми, кто только встречался на дороге к ненасытному его властолюбию, что толкнуло его на избиение младенцев.

Какой же подарок принесли волхвы? Они принесли золото – самый дорогой металл. Но Давид говорит, что слово Божие дороже и вожделеннее дорогого золота. Значит, если мы изучим слово Божие и храним его в сердце, то имеем дар, который для Господа дороже золота; этот дар Его – истина: нет ничего дороже ее.

Волхвы принесли ладан. Это – род того ароматического фимиама, который, по повелению Божию, употребляли в скинии и во храме (Исх.30:34–38). Он имеет очень приятный запах; поднимаясь к небесам, подобно облакам, он служит благодарственным даром, приятным Богу. Если мы принесем Богу «благодарение», как говорит псалмопевец, не будет ли это приятнее Богу, чем ладан? Наша душа, воссылающая фимиам благодарности к небу, не дороже ли ладана?

Наконец, волхвы принесли смирну. Подобно ладану, она добывается из дерева, растущего преимущественно в Аравии,  и него изготовляется благовонный елей, каким помазывали царей и первосвященников, Слово смирна значит горечь, скорбь. Не можем ли и мы принести этого дара Господу? Разве мы не скорбим и не сокрушаемся о грехах своих? Сердечная скорбь о грехе – вот наша смирна. Итак, и мы можем принести своему Царю те же дары, какие принесли Ему волхвы – золото, ладан и смирну».

Да и современные люди  различно воспринимают это евангельское событие: некоторые как царь Ирод, а любящие Господа, как волхвы.

Проповедь пастыря

Когда мы подходили к кресту батюшка подарил каждому «Библию для детей» протоиерея Александра Соколова по изданию 1896 года.

Литургия закончилась общей трапезой,  со времен апостольских, называемой «агапой » или «вечеря любви» .Ведь именно любовь определяет  личную и совместную жизнь христиан. И то, что  прихожане вместе   вкушают пищу, сидят рядом друг с другом и делятся своими мыслями, пусть даже самыми простыми и обыденными, вместе молятся до и после трапезы – все это раскрывает   душу ближнего, образ Божий в нем.  На трапезу прихожане всегда несут самую лучшие блюда, чтобы порадовать друг друга.

Рождество наступило…

«…Идёшь из церкви. Всё – другое. Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над  двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая. Бывало, думал: «Если к ней идти – придёшь туда. Вот, прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он – в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдёшь, мороз, замёрзнешь!». Смотришь, смотришь – и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..».   (“Лето Господне» Иван Шмелёв)

Подготовила Нина Доронина, член Союза журналистов России,

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree