Паломничество в Русскую Палестину ч. 5 «Порог Судных врат»

«Порог Судных врат» в Александровском подворье

Через Судные  врата в стенах Старого города Христа выводили стражники,   отсюда проделал последние шаги своего земного пути, направляясь на вершину Голгофы. Сегодня Порог Судных Врат находится под сводами Русского дома, его венчает распятие, а по обе стороны стоят безмолвными свидетелями древние стены Иерусалима с еще сохранившимися следами петель в проеме ворот.

Судные врата

В 1883 году по поручению великого князя Сергия Александровича Романова, председателя Императорского Палестинского православного общества,

Князь Сергей Александрович Романов

на принадлежащем обществу участке рядом с храмом Воскресения Господня под рук. о. Антонина проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены «Судные врата», а также остатки базилики, построенной в IV в. равноап. императором Константином Великим. Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя.   Порог Судных Врат — главная святыня русского православного Александровского подворья в Иерусалиме.

Александровское подворье

Долгие столетия очень важным козырем в руках ученых скептиков оставался простой, казалось бы, вопрос: если Евангелия правы, то, как же Христа могли распять на Голгофе, ведь она же находится внутри Старого Иерусалима. А исторически совершенно точно известно, что казнить преступников по законам Римской империи разрешалось только вне города.

После раскопок

До конца XIX века христианам нечего было возразить ученым. Они в этом принципиальном споре парировали так, что, мол, это дело веры, ведь не изменять же, в самом деле, знакомый со страниц Библии крестный путь Спасителя по иерусалимской улице Виа Деларосса.

Архимандрит Антонин Капустин, как археограф, взялся раскрыть эту тайну. Он верил в точность Писания и предположил, что размеры Старого города во времена Христа были иными, нежели сейчас. Известно ведь, что Иерусалим не раз разрушался, и нынешние стены города относятся к XVI веку. Архимандрит Антонин понял – надо искать остатки старой стены двухтысячелетней давности. Облегчало поиск то обстоятельство, что Библия довольно точно указывает, как Иисуса вели на Голгофу. Ворота должны были быть где-то в направлении крестного пути между местом казни и дворцом прокуратора Понтия Пилата, иначе истерзанный Спаситель просто не донес бы крест и умер по дороге.

Порог Судных врат и “Игольное ушко” в стене

Антонин Капустин рассчитал все верно. Сложность была в том, что предстояло убрать и вывезти большое количество земли. Когда же на месте раскопок показались древние камни, архимандрит понял, что Господь благословил его раскрыть одну из самых сокровенных тайн христианства – найти порог Судных врат.

Но ученые не торопились признавать, что найдены именно те городские стены. Однако когда археологи докопали до основания ворот, даже самые отчаянные скептики вынуждены были признать правоту о. Антонина Капустина и точность изложенного в Библии. Устройство в запоре массивных ворот точно соответствовало технологиям, которые древние строители использовали во времена Христа.

Древняя стена города

Еще более сенсационным оказалось открытие в стене, которое самым неожиданным образом объяснило знаменитые слова Спасителя о том, что легче верблюду пройти сквозь “игольное ушко”, чем богатому попасть в Рай.

    Мы побывали в Александровском подворье, и поклонились сохранившемуся порогу Судных  врат и как не очень богатые люди смогли пролезть в «игольное ушко». 

 

Храм Марии Магдалины

По личной просьбе вел. кн. Сергия Александровича  архим. Антонин взял на себя руководство строительством церкви во имя св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании (1885–1888). Сергей Александрович задумал построить храм в честь своей матери Марии Фёдоровны.

Церковь свт. Марии Магдалины в Палестине. До революционное фото

Церковь свт. Марии Магдалины в наше время

Камчатская группа у храма Свят. Марии Магдалины

Но мог ли предугадать   Сергей Александрович,  что мощи его супруги будут покоиться в этом храме?

Князь Сергей Александрович и Елизавета Федоровна

Великий князь был одним из инициаторов создания и до самой его гибели — председателем Императорского Православного Палестинского общества, без которого сегодня невозможно представить себе историю русского паломничества на Святую Землю! Став во главе Общества в 1880-х годах, он смог открыть в Палестине 8 подворий Русской Православной Церкви, 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием, построить в честь матери храм Марии Магдалины — вот неполный перечень его дел, причем осуществлялось все это довольно тонко и хитро. Так, иногда князь выделял деньги на строительство, не дожидаясь оформления разрешительной документации, так или иначе, обходил множество препятствий. Существует даже предположение, что его назначение в 1891 году генерал-губернатором Москвы — хитроумная политическая интрига, придуманная разведками недовольных Англии и Франции, — кому понравится «хозяйничание» России на территории их колоний? — и имевшая своей целью отстранение князя от дел на Святой земле. Как бы то ни было, расчеты эти не оправдались: князь, кажется, только удвоил свои усилия!

Великокняжеское семейство Елизавета Фёдоровна с мужем

Впоследствии, когда взрослым молодым человеком он встречался во время поездки по Италии с Папой Римским Львом XIII, тот поражался знанию великим князем церковной истории — и даже велел поднять архивы, чтобы проверить озвученные Сергеем Александровичем факты. Записи в его дневниках всегда начинались и заканчивались словами: «Господи, помилуй», «Господи, благослови».

Елизавета Фёдоровна с Сергеем Александровичем

Он сам решал, что из церковной утвари следует привезти на освящение храма святой Марии Магдалины в Гефсимании   — блестяще зная как богослужение, так и всю его атрибутику! И, кстати, Сергей Александрович был первым и единственным из великих князей дома Романовых, кто за свою жизнь трижды совершил паломничество на Святую землю. Причем первое отважился проделать через Бейрут, что было крайне трудно и далеко не безопасно. А во второе взял с собой жену, в то время еще протестантку…

Паломничество в Палестину Елизаветы Феодоровны

Во время этого паломничества на Святую землю Елизавета Федоровна приняла решение принять православие. Стоит заметить, что по законам Российской империи, жены великих князей не обязаны были становиться православными, иное вероисповедание не было препятствием для брака. Когда они принимали православную веру, им присваивалось отчество Фёдоровна в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

5 июля 1918 года Елизавета Федоровна, ее келейница Варвара (Яковлева), племянник Владимир Павлович Палей, сыновья князя Константина Константиновича — Игорь, Иоанн и Константин, и управляющий делами князя Сергея Михайловича Федор Михайлович Ремез были живыми сброшены в шахту под Алапаевском. От Урала через всю Россию, Дальний Восток, Китай Египет мощи при участии родственников перевозятся в Иерусалим в 1921-м году и полагаются в крипте храма Марии Магдалины в Гефсимании.  Когда тела Елизаветы Федоровны и Варвары Алексеевны вывозили из Китая, перевезти их на Святую Землю было проще, чем куда-либо: Иерусалим находился под английским мандатом, и сестра Елизаветы Федоровны, принцесса Виктория, обратилась к правительству с просьбой о содействии.

Великая Княгиня в своей приемной.1915 г.

 Но даже тогда принцесса Виктория писала брату Эрнсту: «Я надеюсь, что найду там склеп под церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет повезти в Москву».

Мощи великой княгини покоятся в храме, который построил ее муж, — храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, а останки великого князя Сергея Александровича, погибшего от бомбы народовольца Каляева, перенесены в 1998 году в Новоспасский монастырь Москвы.

Фото и тексты из открытого интернета и архива ИППО, Иерусалим

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree