Паломничество в Русскую Палестину ч. 4 Горняя – сердце русского Иерусалима

Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…».

“…и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…».

Самое большое наше владение, в 9 км от Иерусалима, у арабской деревушки Айн-Карем, где теперь красуется   русская женская монашеская община, досталось о. Антонину тоже не без некоторого соревнования и борьбы с латинскими миссионерами.

Среди довольно высоких холмов, по склонам засаженных маслинами, смоковницами стройными, высокими кипарисами, теперь раскинулось несколько монашеских общин: наша русская и три латинских. Не без затруднений удалось нам стать тут твердой ногой. Дело в том, что Айн-Карем выбрал себе как опорный пункт для своей деятельности столь известный на Востоке латинский миссионер и основатель конгрегации сионских сестер, крещеный еврей Ратисбонн.   Взоры Ратисбонна направлены были на холм с восточной стороны долины, чтобы и его присоединить к католическим владениям. Но тут-то вот зоркий глаз и энергия русского миссионера полагают неожиданно предел вожделениям латинян.

Ратисбонн торговал на том холме принадлежавший бывшему драгоману французского консульства арабу-католику Джельляду дом для нужд своих сионских сестер. Но араб запросил совершенно неожиданно за весь участок, а не только за один дом, сумму в 200 000 франков. Ратисбонн отступил, и тогда-то араб, будучи зол на него, предложил Русской миссии купить его владение всего лишь за… 70 000 франков. Переговоры велись, разумеется, тайно, и сделка совершилась в величайшем секрете. Наконец необходимый владенный акт был в руках о. Антонина. Но на следующий день араб-драгоман был найден в своем доме отравленным. Народная молва упорно обвиняет тут католический фанатизм.

Храм в честь Казанской Божией Матери

         В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом живописном месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, потом расширил участок, купив смежные земли. Здесь Антонин Капустин строит приют для русских паломников, он приглашает из России дворянок и купчих, предлагая им обустраиваться на Святой Земле по своему усмотрению. И в обители появляются домики, выстроенные насельницами, а рядом высаживаются кипарисы и разбиваются цветники.

Айн-Каремский холм, место встречи Божией Матери с праведной Елисаветой, одно из драгоценнейших, по воспоминаниям евангельским, мест, стало русским, окрестилось милым русскому слуху именем «Горняя».

Сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и по сей день.

Первый каменный храм был освящен в 1883 году в честь встречи Божией Матери с праведной Елизаветой.

Место встречи Божией Матери с праведной Елизаветой.

В монастыре в  древнем храме хранится чудотворная Казанская икона Богородицы, спасшая монастырь   от эпидемии холеры. Оставшиеся в живых сестры собрались в храме и начали по очереди читать акафист Пресвятой Богородице. После того, как акафист был прочитан в двенадцатый раз, икона видимым образом поднялась по воздуху и обошла обитель. После этого эпидемия прекратилась. Обычай читать двенадцать акафистов вошел в устав монастыря.

Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чудотворная Казанская икона

Чудотворная икона Казанская

Богородицы.Справа от входа в Казанскую церковь находится перенесенная святыня — камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Этот камень был доставлен в монастырь из окрестностей Иерусалима, недалеко от так называемой «пустыни» св. Иоанна Предтечи

В 1910 году, уже после смерти Антонина Капустина, было начато строительство собора на территории Горней обители, которое, однако, затянулось почти на сто лет. Десятилетия стоял недостроенный храм, возведению которого помешала сначала Первая мировая война, а затем революция. И лишь на рубеже тысячелетия было возобновлено строительство собора, который посвящен Всем Святым, в землеРоссийской просиявшим. В 2009 году купола возрожденного храма были покрыты позолотой.

Соборный храм вчесть Всех Святых в Земле Росийской просиявших, Горненского монастыря

Наши паломники побывали в древнем и новом храмах. И кажется сам воздух,  и все пространство вокруг обители наполнено благодатью и неустанным молитвенным подвигом насельниц  монастыря.

Насельницы Горненского монастыря

В конце жизни о. Антонину удалось оформить 6 из 12 приобретенных им участков в принадлежавший ему «вакуф» (особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве); согласно завещанию архим. Антонина, все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему Синоду Российской Церкви.

Созидатель Русской Палестины

Судьба Русской недвижимости

В XX веке ежегодно святые места посещало 12-14 тысяч паломников. К началу Первой мировой войны РДМ и ИППО имели на Святой земле (не считая Сирии) 37 земельных участков, восемь церквей, несколько часовен и два женских монастыря, пять больниц и семь странноприимных домов. В школах Палестины и Сирии работали более 20 русских учителей, а обязательным предметом был русский язык.

После Октябрьской революции, двух Мировых воин, развала СССР судьба земель Русской Палестины была спорной.

Апельсины и текстиль

Точку в спорном деле поставил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Уже имея опыт раздачи российских земель (передача Крымской области Украине в 1954 году), он решил продать русскую недвижимость в Палестине (за исключением Свято-Троицкого собора, здания РДМ и Сергиевского подворья) Израилю за… апельсины. Сделка состоялась в 1964 году, за несколько дней до октябрьского Пленума ЦК КПСС, освободившего его от занимаемой должности. Общая сумма так называемой “апельсиновой сделки” равнялась $ 4,5 миллиона. Так как у Израиля не было этой суммы, государство заплатило текстилем и яффскими апельсинами, которые из-за порчи не все дошли до советских столов.

В 1984 году Окружной суд Иерусалима признал “апельсиновую сделку” незаконной. Иск против государства Израиль был подан в 1972 году игуменом Антонием (Граббе) от имени РПЦЗ и эмигрантского Православного Палестинского Общества. Иск был удовлетворен суммой в $7 миллионов.

Притча о Царствие Небесном

Представьте себе, что вы смотрите на бескрайнее море, простирающее перед вами. Вы наклоняетесь, зачерпываете рукой воду и подносите к себе, но вода сразу же начинает вытекать сквозь пальцы , пока ладонь не опустеет. Вот эта вода – человеческая жизнь!

От рождения до смерти она просачивается сквозь пальцы до тех пор, пока не исчезнет, как и все, чем мы дорожим в этом мире.

Но Царство Небесное,  ради которого живёт христианин, как вся оставшаяся вода в море. Человек живет ради нескольких капель, что просачиваются сквозь пальцы, но те, кто следует за Христом, живут ради этого бескрайнего моря.

Архимандрит Антонин Капустин всю свою жизнь положил на Божий алтарь, и жил ради этого бескрайнего моря Божией благодати и Любви, которую мы паломники с избытком ощущаем, находясь в святых местах,  созданной им Русской Палестины!

Подготовила Нина Доронина Сведения из открытого интернета

© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

 

.Русскую Палестину

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree