Паломничество в Русскую Палестину ч.1

Наше путешествие в Русскую Палестину состоялось в октябре 2019 года. Большинство паломников камчатские православные люди, но «Ковчег» любит присоединять  паломников из других мест, чтобы заполнить автобус. Но к нашей радости, люди эти были милыми, добрыми, с нами даже была звестная в России семья о. Сергия из Ильинки, воспитавшая 35 приёмных детей. В поездке нас сопровождала гид Мария, которая вдохновенно посвящала нас не только в перипетии израильской жизни, но и отлично знала Библию, рассказывала о Святых и монахах, основавших Лавры и обители, о Великом создателе Русской Палестины архимандрите Антонине Капустине. 

И, верилось, что в  этом путешествии помогал нам сам Господь.

Предстояние пред Господом

« Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!     (Псалтирь 41 псалом)

Стремление русской  души прикоснуться к истокам христианства неистребимо, несмотря ни на какие обстоятельства, времена и сроки.

Караван русских паломников на реку Иордан

Как только русские люди стали обращаться в христианство, так и поехали они в Палестину. Самые ранние свидетельства  о паломниках XII века – ( (1104-1108 гг .) игумене Данииле и княгине Евфросинии. Игумен Даниил, состоявший, судя по всему, в государственном посольстве, оставил описание своего паломничества.

Княгиня Евфросиния отправилась на Святую Землю из Полоцка через Константинополь, где жили ее родственники .  Она преставилась на Святой Земле, была погребена в лавре Феодосия Великого. Со временем мощи святой Евфросинии перенесли в Киев, а затем в Полоцк, где ею был основан монастырь.

Лавра_Феодосия_Великого_в_Палестине

Св. Ефросиния Полоцкая

Мы посещали лавру Феодосия Великого и пещеру, в которой останавливались волхвы  на отдых на обратном пути…    В самой пещере много чтимых святынь: гробницы святых Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен — Евлогии, матери преп. Феодосия, Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана, Софии, матери преп. Саввы Освященного.

Пещера в Монастыре Феодосия Великого

С ΧΙΧ века начинается массовое паломничество простых людей, шедших поклониться Гробу Господню и святым местам Палестины. Мы даже не можем себе помыслить, с какими неимоверными трудностями и неисчислимыми препятствиями сталкивались русские люди на этой земле. Паломники были лишены не только политического покровительства, но  и боле-менее нормального быта. Османская империя, которая владела Палестиной не жаловала не только православных паломников , но и христиан, выходцев из самой Палестины.

Русский паломнический караван

1900 год

На всё учинялись гонения: на церковные службы, колокольный звон, крестные ходы, но, несмотря на все препятствия, смертельные опасности русские люди стремились в Землю Обетованную.  Но отыскать эти святыни в те времена было не как-то просто. Люди попадали в диковатые условия местного обитания, паломники  становились зависимыми от местных людей, которые собирали с них большие поборы за все услуги и передвижения.

Быт паломников на Святой Земле

В 1838 г. Палестину посетил камергер Императорского двора Андрей Николаевич Муравьев, и он – то написал императору: « Святая земля требует покровительства Русской империи и Вашего императорского Величества».

Русские паломники на Святой Земле

И спустя четыре года от государя императора Николая I было получено согласие о создании   Русской духовную православной миссии. Никаких построек и зданий для размещения Миссии и приема паломников не было. И Миссия приступила к своим многотрудным делам.

– «Поклонники», так назывались в те времена люди, посещающие Святую Землю, плыли на пароходе из Одессы до Яффы через Константинополь, где сохранились многоэтажные дома для паломников (являвшиеся подворьем русских афонских монастырей).  Если сегодня русские священнослужители имеют отпускные грамоты от архиерея на семь-десять дней, то в XIX столетии такие грамоты выдавались на год. Паломники оставались на Святой Земле на основные праздники церковного года: на Рождество – в Вифлееме, на Благовещение – в Назарете, на Пасху – в Иерусалиме, на Преображение – на Фаворе. Они проводили здесь целый год и мерили своими стопами  Святую Землю.

Русский крестьяниин на Святой Земле

Те пути, которые Господь, Его ученики, Богородица совершали пешком, дореволюционные паломники тоже проходили пешком.

…И сегодня эта река православных русских людей стремится к Святым местам неиссякаемым потоком.  Хотя на год никто из современных паломников остаться не решится. Наша камчатская группа  не посещала веселых и увлекательных мест Израиля, не бродила по улицам Иерусалима, не знакомились с бытом и жизнью евреев и советских граждан, уехавших  в Израиль, за лучшей жизнью, не посещала  кибуц (еврейские совхозы), не рассматривала архитектурные новшества.

Мы приехали предстоять пред Господом!  А в Его присутствии отрешаешься от всего  суетного и земного!  Мы стремились излить на себя благодать от мест, где ходил, жил и проповедовал Господь, с трепетом поклониться святыням, осиянным Светом Господним, и присутствием Богородицы.

У храма Вознесения Господня

Страницы Евангелия перед нами распахнуты: притчи, события, наставления Господа всё ожило,  и мы воочию входим в  евангельский мир. Мы предстоим перед Господом!

Все наши паломники   торжественно напряжены, и в то же время благодушие и любовь ощущал каждый из нас, а также  бесконечное терпение. Кто-то, поднимаясь на Гору искушений,  сетовал и печалился о своих прегрешениях; кто-то в храме Рождества Христова вытирал слёзы умиления пред иконой Божией Матери Иерусалимская, а кто-то пребывал в состоянии божественного созерцания, восхищаясь всем происходящим и добрыми отношениями между паломниками.( Продолжение следует)

Нина Доронина, член Союза журналистов России

 Фото и  некоторые тексты из открытого интернета

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree