Слово Божие, написанное на Небе ч. 4 Завершение росписи

Роспись  храма в честь Архангела Михаила Морского Собора закончилась. Уже полностью разобраны леса, на которых артель «Радость» расписывала стены , в завершение дорабатываются некоторые детали и орнаменты, складываются кисти, упаковываются краски.  Некоторые изографы уже покинули наш край. В воскресение 25 августа  отправились домой и другие члены артели, чтобы украшать Небеса других храмов словами Божиими.     27 августа 2019 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил всенощное бдение в верхнем храме Морского собора, освященном в честь Архангела Михаила. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Нестор (Смирнов), благочинный северного округа и братия Свято-Пантелеимонова монастыря в священном сане. За богослужением пел братский хор Морского собора. На полиелее из алтаря была вынесена плащаница с изображением Успения Божией Матери.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Прихожане и гости собора,  поднявшись   наверх по мраморной лестнице, замирают в неописуемом восторге от явленой красоты и благолепия. Созданные за полгода росписи являют не только каноническое искусство, но и сцены из исторической жизни края и его православного прошлого. Теперь собор будет стоять под охраной православных воинов и чтимых святых Сергия Радонежского, Георгия Победоносца, Александра Невского Дмитрия Донского, преподобных воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябии, Ильи Муромца, а водные пространства будут  охраняться праведным Феодором Ушаковым, победителем на водах. Их строгие и величественные фигуры опоясывают весь подкупол собора.

Ослябия и Пересвет

Александр Невский и князь Даниил Московский

Праведний Феодор Ушаков – Победитель на водах

Апостолы за ловлей рыбы

Мне как журналисту захотелось на прощание рассказать об изографах, превративших стены собора в Евангельское повествование и  героическое прошлое края. Побеседовала с некоторыми из них:

Артель “Радость”

Стенописцы артели “Радость”

Александр   Шляхтин:  (Проживает в г. Фрязино, в Подмосковье. В  городе работает в учреждениях культуры : преподаватель академического рисунка и живописи, ведёт студию кинофотомастерства.  

Александр Шляхтин (справа)

Стенописцы

Образование: МГХПА им. С.Г.Строганова (рисунок-живопись-скульптура);

МГИК- (кафедра кинофотомастерства); ВК КиТ ВГИК – (курсы сценарного мастерства)  

 Александр, расскажите, как Вы попали в артель «Радость?

С руководителем артели  меня познакомил иконописец Щербинин Владимир Иванович, (Царствие ему Небесное).

(Щербинин Владимир Иванович – известный русский православный кинематографист, кинодраматург и режиссер, член Российского Авторского общества, в недавнем прошлом доцент Государственной Академии Славянской культуры, художественный руководитель видеостудии университета Наталии Нестеровой, а также православный иконописец).

Он вместе с нынешним митрополитом    Тихоном учился  во ВГИКе на драматургическом факультете. И оба пришли к  служению Господу: один стал митрополитом,  другой – иконописцем и руководителем мастерской в Сретенском монастыре. Там и началась моя учёба по иконописи. Пять лет из Фрязино ездил я в Сретенский монастырь обучаться иконописи. Позже стал уже и самостоятельно писать иконы. Но у меня всегда было большое желание расписывать стены храмов. Мне тогда казалось, что  стенописцев, работающих фреской, в нашей стране не существует, но когда Владимир Щербинин сообщил мне, что есть такая артель, я был просто удивлён. И эта артель,   восстанавливая внутреннее убранство храмов, пишет фреской, давно забытой и утраченной у нас.

Ближе познакомился  с Борисом Алексеевичем, когда расписывался храм Семиона Столпника на Новом Арбате. И можно отметить, что история артели начинается  именно с росписей  этого храма. Я здесь впервые соприкоснулся с работой артели и росписью фреской. А позже  уже принимал участие в росписях храмов Николы на Песках на старом Арбате, на Кунцевском кладбище, работал с артелью на Поклонной горе в храме Георгия Победоносца.

Борис Алексеевич Алексеев

К этому времени у меня были уже свои проекты: расписывал самостоятельно два храма в Подмосковье. Десять лет расписывал большой храм Иоанна Предтечи в пос. Фряново в Подмосковье, и работал один без помощников. Ведь  в сельских храмах с финансами всегда туговато, поэтому настоятель часто отправлял меня в «отпуск». А Лосино-Петровском расписывал алтарь в Скорбященской Церкви, писал много икон   для   храмов. Два года писал большие иконы для нового храма Казанской Божией Матери в Нижнем Новгороде.

Роспись храма начинается с проекта, что он из себя представляет? И как распределяются работы среди стенописцев?

Проект росписи делает руководитель, ему может помогать кто-то из изографов. Проект делается приблизительным, для обсуждения   задач, которые нужно решить при росписи стен. Как правило, задачи обсуждаются с Владыкой или настоятелем храма. В процессе работы от первоначального проекта может ничего и не остаться, так серьёзно он  может быть откорректирован.  Можно сказать, что и в наш  проект  много внесено изменений  по пожеланию епископа. И даже некоторые концепции и идеи в проект  Морского собора предложены епископом Феодором:  это исторические темы,  темы батальные.

Митрополит Московский Иннокентий

Миссионерское служение митрополита Иннокентия

Когда начинаются росписи стен, то, конечно же, между изографами   распределяется труды: определённая  роспись поручается тому стенописцу, который обладает определённым навыком.   Хотя каждый изограф, работающий сегодня на Морском Соборе, может сделать всё самостоятельно от начала до конца: но лучше, если кто-то один будет расписывать лики, чтобы в едином стиле выдержать   роспись. Или разделку одежд тоже поручают стенописцу, который может быстро всё прорисовать, другому поручаются – орнаменты. Но рисунки приходится всё время перерабатывать с учётом архитектуры храма, расположения его стен, пожеланий настоятеля.

Максим Егожа

Стенописец за работой Игорь Рулёв

Борис Алексеевич может очень быстро оценить и поменять кардинально ситуацию, чтобы внести поправки и изменения. Он решения принимает молниеносно. Работать с ним интересно, но   нелегко, потому что он требователен. А в ритме, в котором работают сегодня стенописцы, приходится основательно потрудиться и прилагать много сил.

Стенописец  Владимир Самоцветов в артели с самого её основания, он вместе с Борисом Алексеевым расписывал храмы  в Марокко, Португалии, Северной Корее и во многих городах России, он обладает колоссальным опытом и знанием канонического искусства. Кроме всего прочего, прописывает очень  быстро тексты,   всегда качественно и грамотно.

Владимир Самоцветов

По мере того как начинает разворачиваться вся красочная палитра –  руководитель следит за  гармоничным сочетанием цветов, подсказывает стенописцам какая гамма цветов подойдет для одежд  Святых  или  орнаментов. Орнаменты, которыми мы украсили нижние своды, взяты нами из древнего Смоленского храма и такими же орнаментами расписан Спас Николы на Песках на Старом Арбате в Москве. Конечно, современные  храмы не расписываются фреской, потому что фреска требует стен, покрытых известью, а сейчас стены храмов  в основном цементные.

Нужно отметить, что сочетание канонических и исторических росписей  придало Морскому собору уникальность, которая  редко встречается в других храмах России.   

Изографы молятся за работой?

По канонам полагается молиться. Перед началом работы молимся, а потом каждый читает   Иисусову молитву: «Господи  Иисусе Христе, помилуй мя грешного!» Во время работы душа поёт  и радуется, а иногда и устаёт, если работа идёт в сильном напряжении. Подчас и про молитву забываешь.

С какими трудностями сталкивается изограф ?

Сегодня требование к стенописцам – скорость письма. В Морском соборе работы велись с декабря, но приступали к ним периодически, вплотную начали писать с марта и, учитывая богатый опыт стенописцев, работы шли очень быстро. Можно сказать, работали не покладая рук с раннего утра допоздна. Конечно же, усталость сильная, после работы приходишь и просто валишься с ног.

Стенописцы – изографы подвергаются, работая на лесах, большой опасности. Владимир Алексеевич падал с лесов, ломал позвоночник, от постоянного смотрения вверх  у меня образовалась шейная грыжа, были моменты, когда и  руки  не поднять.

Работа стенописца сопряжена с опасностью

Свят. Николай Чудотворец

Распятие ап. Андрея Первозванного

 Но, несмотря на трудности, служить Господу, расписывая стены храмов, большая награда. Ведь покидая храм, ты оставляешь на его стенах  частицы своей души, своего сердца и Божией любви ко всем христианам!!

Божия Матерь

А какое впечатление оставила Камчатка?

В Камчатку просто влюбляешься: в необъятную ширь бухты,  вкуснейший воздух, в сладкую чистую воду, в горячие источники. А понятие, что «Здесь начинается Россия», просто завораживает.

 Васин Алексей: (Занимался парусным спортом, парашютными прыжками, но, к сожалению, в одном из прыжков  неудачно приземлился).

Учился иконописи у Александра Ивановича Чашкина, (Иконописец, художник-монументалист.  С 1984 – ученик архимандрита Зинона. С 1980 работал как иконописец и фрескописец, расписал множество храмов в России и за рубежом (в США, Украине, Сербии, и др.). Член Союза Художников России, академик гуманитарного отделения Российской и Ганноверской академии естественных наук. Участник многих выставок в России и за рубежом).

 Реставрации икон учился у Геннадия Евгеньевича Колодина  (Колодин Г.Е. — преподаватель иконописи и реставрации икон.  Геннадий Евгеньевич имеет высшее образование, учился в художественном училище, закончил художественно-графический факультет МГПИ. В 80-е годы, работая в Союзреставрации, принимал участие в реставрации: иконостаса придела Собора Архангела Гавриила, придела Входа в Иерусалим и придела Собора Богоматери Благовещенского Собора Московского Кремля; иконостаса придела Николы Великорецкого собора Василия Блаженного  и выполнял другие реставрационные работы в храмах России).

Васин Алексей

А попал я в артель по Воле Божией.  Как – то  давал одному мальчику уроки по иконописи, а его родители познакомили меня с Борисом Алексеевичем. И уже в апреле  я приехал на  Камчатку и работаю в Морском соборе  четыре месяца. Когда дома икону пишешь, то присутствует  одно состояние души, а когда работаешь в храме, то чувства свои просто сложно описать. Ты здесь творишь в пространстве, здесь как бы останавливается время, и ощущается помощь Ангелов.

Член Союза журналистов России Нина Доронина, фото Александра Шляхтина, Татьяны Григорьевой

 

Один ответ в “Слово Божие, написанное на Небе ч. 4 Завершение росписи”

  1. Ксения:

    Спасибо за чудесный рассказ и фотографии. Радуюсь вместе с вами.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree