Звезда по имени Солнце . Певец и музыкант Виктор Цой

Виктор Цой, как творческая личность, певец, поэт и композитор, вообще был довольно странным и особенным, будто бы не из мира сего он черпал свои запоминающиеся тексты и свою неповторимую музыку.

21 июня Цою  исполнилось бы 57 лет, а с  его  смерти прошло почти 20, но каждое новое  поколение не перестаёт восхищаться им и признаваться ему в своей любви. Об этом подростки и молодые люди  безыскусно пишут на стенах домов и заборах. Даже на московском Старом Арбате целая стена расписана «граффити» с признаниями в любви, поклонении творчеству и не умирающей памяти о певце и рок-музыканте. И меня всегда удивляла в молодёжи  эта преданность музыканту и его творчеству. Что же их влекло?!

 «Виктор Цой – фигура, выдающаяся среди поэтов и певцов последнего 30-летия. По масштабу своей творческой личности он вполне сопоставим с кумиром предыдущего цикла Владимиром Высоцким…   Высоцкий конечно крупнее, рельефнее и объёмнее Цоя. Цой же  в чём-то выше и даже духовнее Высоцкого. И в обоих, кстати, есть нечто титаническое: они выделялись из среды своих собратьев по струне и перу резко и выпукло, так что контур их творчества был по-особому чёток и насыщен.

ВИКТОР ЦОЙ

Стена Виктора Цоя на Арбате

Магия поэтического слова вообще-то не разгадана и по сию пору. Почему нас подчас так волнуют ритмически организованные, но самые обычные слова? Возможно, дело тут в общем влиянии на нашу психику гармонии, будь то гармония природы, гармония человеческого тела и движения, или гармония произведений рук человеческих? Да, возможно… А, может быть, и нет… Однако факт остаётся фактом: ритм слова и ритм звука очень притягательны для наших душ. Поэтому всегда появлялись, и появляются теперь люди, становившиеся и становящиеся буквально идолами для завороженных их пленительным исполнением людских масс.

 И упасть, опалённым Звездой по имени Солнце…

У Цоя много потрясающе мощных, и в то же время гармонично звучащих мелодий. Его музыка проста, но в некоторых случаях она похожа на звучание космических сфер. Это редкое качество, очень редкое. Как и композитор, Цой удивительно своеобразен и неповторим.      Таких творческих людей очень мало, они очень редки.( Владимир Радимиров)  

Концерт-проповедь   иерея Александра Овчинникова

КОНЦЕРТ – ПРОПОВЕДЬ

Загадку и тайну творчества Виктора Цоя приоткрыл для камчатских слушателей батюшка Александр. Он каждую весну приезжает с тематическим концертом в Духовно-просветительский центр нашей епархии и открывает новое видение на, казалось бы, уже знакомые события в творческом мире и творческих людей.

Концерт проходил в формате инструментального исполнения песен Цоя и живой беседы со зрителем. О. Александру и музыкантам удалось погрузить зрителей в атмосферу творчества Цоя, глубокую, загадочную и неповторимую. Всё происходящее в зале вызвало у зрителей много эмоций. Обстановка была очень напряжённой.

“Мама, мы все тяжело больны”….

После концерта люди подходили к батюшке фотографироваться, задавали вопросы. Не остались равнодушными и священнослужители, с одним из которых о. Александр вел эмоциональную беседу. Подойдя к этому священнику и поинтересовавшись его мнением о концерте, я услышала, что он не хочет комментировать, пока не утихнут его эмоции. Потом все желающие остались на чаепитие, где о. Александр продолжал свою проповедь: «Мы не видимся целый год, но я знаю, у кого какие проблемы и мы поддерживаем взаимосвязь: вдруг человеку помощь нужна или помолиться за него, и еще что-то. Христианство должно выстраивать новые взаимоотношения, которые не заканчиваются. Благодаря интернету у нас есть радость общения и мне это важно. И если человек мне близок, то мне важна взаимосвязь с этим человеком, хочется узнать, что происходит в  его  жизни, ведь путь в Царствие Небесное не заканчивается каким-нибудь делом, он бесконечен этот путь».

Иерей Александр Овчинников:

Я стал ходить в храм в 1998 г. (примерно в 14 лет), посещая храм,    перестал интересоваться роком. Песни Виктора Цоя начал петь в 90-ые, когда был еще подростком. С исполнения песен Цоя началась моя игра на гитаре , а  в 18 лет  стал замечать, что в этих песнях звучат странные слова, странные совпадения. Я стал присматривался к песням и обнаружил там много христианских мыслей, и открыл Виктора Цоя для себя как православного поэта, который очень глубоко и красиво излагает людям глубокие православные истины. Всё,  что теперь меня интересует в его творчестве – это песни о Боге. Другие его песни меня особо не трогают. 

Иерей Александр, Роман и Александра Власова

У Виктора Цоя очень много поклонников, но мало кто из них верит в Бога, – открыл концерт-проповедь Иерей Александр. – Когда человек пытается писать стихи о Боге, то тут же выявляется его несостоятельность: говоря хотя бы одно слово, тут же ошибается. Цой же выявляет в себе великий дар богослова.   Конечно, это не только дар от Бога, но впитанная   православная атмосфера России, внимание и глубокомыслие певца к происходящему вокруг, благодаря его чистому и простому сердцу. Не зря любимым писателем Виктора Цоя был Достоевский.

Творчество Цоя очень загадочно. И разобраться в смыслах его песен не так просто.    А вы когда-нибудь интересовались, какое слово главное в творчестве Виктора Цоя?!      Это слово – «звезда». И символизировало оно чаще всего Бога. Это может показаться странным,  но «пачка сигарет» сопоставляется хлебом насущным, а «билет на самолет» с пропуском в Царствие Небесное.

 Главное в творчестве Цоя слово – Звезда

Что человеку не хватает? Синее небо над головой «пей да гуляй, пой да танцуй», а все равно остается тоска «верная подруга». Вот такая реальность видится в песне «Звезда». Возникает феномен, что эта звезда, и только она может помочь, даже когда полный мрак и безысходность, как чистый Свет Истины, как Бог.

Звезда.

Волчий вой да лай собак, крепко до боли сжатый кулак,

Птицей стучится в жилах кровь, вера да надежда, любовь.За голосуют тысячи рук, и высок наш флаг.

Синее небо да солнца круг, все на месте, да что-то не так.

Припев:

В небе над нами горит звезда,

Некому кроме нее нам помочь,

В темную, темную, темную ночь.

Ночь пришла, за ней гроза, грустный дождь, да ветер шутник.

Руки в карманы, вниз глаза да за зубы язык.

Ох, заедает меня тоска, верная подруга моя.

Пей да гуляй, пой да танцуй, я с тобой пока.

 

Еще одна   песня со словом «звезда».

Звезда по имени солнце.

Белый снег, серый лед, на растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней – город в дорожной петле.

А над городом плывут облака, закрывая небесный свет.

А над городом – желтый дым, городу две тысячи лет,

Прожитых под светом Звезды по имени Солнце…

 

И две тысячи лет – война, война без особых причин.

Война – дело молодых, лекарство против морщин.

Красная, красная кровь – через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива

И согрета лучами Звезды по имени Солнце…

 

И мы знаем, что так было всегда, что судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим и кому умирать молодым.

Он не помнит слово “да” и слово “нет”, он не помнит ни чинов, ни имен.

И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон,

И упасть, опалённым Звездой по имени Солнце…

Какая война длится 2000 лет? Война между христианством и остальным миром. Это война необычная «без особых причин»: ни на землю, ни на деньги, ни на власть православная церковь не претендует. Православных убивают за веру. Потому что происходит война с церковью, которую основал Христос. «Война дело молодых», почему молодых? У старых часто нет сил для духовной борьбы: молиться, поститься, причащаться, жить по Закону Божьему. Старым людям сложнее поменять свою жизнь: ресурс закончился. Пока человек ходит своими ногами и у него есть силы, то ему легче участвовать в духовной борьбе. Варвара, Татьяна, Анастасия – это имена мучеников, которым было всего по 15, 20, 30 лет. «Лекарство против морщин», что это за лекарство? Это лекарство против смерти и в песне поясняется, почему так: «красная кровь, через час просто земля,  через три она снова жива». Мученики, которые проливают свою кровь, обретают вечную жизнь. Песня не о смерти в молодом возрасте, а о вечной жизни, и человек, умирая на этой войне физически, приобретает жизнь в Царствии Небесном, и его кровь снова оживёт, его тело снова воскреснет. Цой говорит о воскресении мучеников, которые проливают свою кровь.

 “И когда мы все посмотрим в глаза его, то увидим в тех глазах Солнца свет…”

А вот еще  очень значимая песня в творчестве певца с христианской точки зрения.

Апрель.

Над землей – мороз, что не тронь – все лед, лишь во сне моем поет капель.

А снег идет стеной, а снег идет весь день, а за той стеной стоит апрель.

Припев:

А он придет и приведет за собой весну, и рассеет серых туч войска.

А когда мы все посмотрим в глаза его, на нас из глаз его посмотрит тоска.

И откроются двери домов, да ты садись, а то в ногах правды нет.

И когда мы все посмотрим в глаза его, то увидим в тех глазах Солнца свет.

 

На теле ран не счесть, нелегки шаги, лишь в груди горит звезда.

И умрет апрель, и родится вновь, и придет уже навсегда.

Припев:

А он придет и приведет за собой весну, и рассеет серых туч войска.

А когда мы все посмотрим в глаза его, на нас из глаз его посмотрит тоска.

И откроются двери домов, да ты садись, а то в ногах правды нет.

И когда мы все посмотрим в глаза его, то увидим в тех глазах Солнца свет.

В первом куплете капель, лед, мороз, мрачная погода, а во втором куплете все резко меняется «на теле ран не счесть», «нелегкие шаги», чьи это шаги? Почему апрель умрёт? Апрель приходит и уходит, а здесь неправильный порядок «апрель умрет, и родится вновь» и почему он «придёт навсегда»? Почему в конце первой части припева стоит слово «тоска», а в другой половине «солнца свет»? Дело в том, что у Христа два пришествия. Одно из них грустное, а другое радостное во Славе Божьей. Этот свет будет слепить людей, они не смогут на Него смотреть, как и не могли Его видеть на Фаворе. Поэтому мы видим некоторую разницу, возникшую в припевах. А мороз и лёд, снежок – это люди. Тема праздника это не апрель, как месяц весны, а тема праздника людей и Христа, который должен к ним прийти, воскреснуть и вернуться навсегда.  А второй куплет не может никак по-другому комментироваться, как только распятие Христа: «ран не счесть, нелёгкие шаги» – это шествие Господа  на Голгофу. Цой поет не об отвлечённом  Боге, а именно говорит о Христе. Это одна из ярких песен, в которой черным по белому говорится  о  православном понимании Бога.

   Меня в этом мире интересует все, что человека ведет к Богу.  Поэтому все, кто поет о Боге в литературе, в жизни, а тем более в поэзии – самая выразительная сторона творчества и  мне это интересно. А когда это еще ярко и глубоко,  я это ценю,  пытаюсь осознать и осмыслить, поделиться этой радостью с людьми, обращая слушателей к церкви».

Концерт-проповедь священника  раздвинул для нас горизонт творческой вселенной  певца   и композитора Виктора Цоя.

Даша: Я  переживала, что не смогу воспринять перепетые песни, но к счастью я ошиблась! Я рада, что было толкование текстов, получилось для меня как знакомство с творчеством Цоя, потому что мне тоже тексты раньше не особо были понятны, либо понимала на бытовом уровне «что вижу, то пою”.

Екатерина: Мы тоже с супругом были на концерте о. Александра. Главное – не просто музыку слушаешь, а ещё тексты песен анализируешь.

 Роман:  Концерт – просто какое-то откровение,   отнёс нас в свой   особый космос, задал  душе трепетный настрой и погрузил в атмосферу  поэзии, музыки и богословия.  Музыканты играли так, что создалось впечатление,  что сам автор общается снами и  слышишь то, что он хотел донести. Его песни, на первый взгляд приземленные или социальные, со сцены заиграли иными, полными духовной высоты красками. Радостно, что у нас состоялся такой вечер , который превзошёл все мои ожидания и глубоко меня впечатлил. Пожалел, что не созвал на него всех знакомых и друзей.

Иерей Борис Мурзин: Отец Александр в своей встрече хотел помочь слушателям научиться мыслить шире. На примере творчества Виктора Цоя автор программы  показал нам, что символы и образы, которые использовал в своих стихах и песнях Виктор Цой, часто содержат более глубокое значение. Конечно, это значение вложено самим Цоем, поэтому восприятие этих символов слушателями несколько затруднено и требует пояснения.

По моему мнению, польза от этой встречи состоит в том, что мы могли, через осмысление творчества этого музыканта, попытаться уйти от сложившихся внешних стереотипов и увидеть внутреннего человека. К сожалению, бывает так, что,  говоря о ком-либо или даже лично знакомясь с новым человеком, слишком большое внимание уделяем его внешности, совершенно забывая, и даже не предполагая, что внутренне человек может быть гораздо глубже, смелее и нравственнее, чем нам кажется или даже чем являемся мы сами.

Советский рок-музыкант, автор песен и художник Виктор Цой, ведущий спонтанный образ жизни, плохо учившийся в школе, курящий и работающий в котельной, внешне не соответствует, положительному образу, который хотелось бы ставить в пример нашим детям и надеяться, что, внешне, они вырастут такими же. Но это только внешняя, видимая сторона, а, как известно, внешность бывает обманчива.

Судя по всему увиденному, услышанному и осмысленному, после концерта отца Александра меня посетила такая мысль: похоже, что сам Виктор Цой и не стремился быть примером для кого бы то ни было. Мне кажется, что все его творчество было, прежде всего, важно только ему. Его творчество было внешним оформлением внутреннего состояния. И так уж сложилось, что нашлись люди, которым нравились его песни, и этих людей было очень много. Но сам Цой, похоже, не стремился к популярности и пропаганде своих песен ради того, чтобы дольше оставаться на сцене.

Лично для себя я отметил, что Цой был очень смелым человеком. Его смелость заключалась в том, что он не боялся людям показать свое внутреннее, только ему известное, состояние. Никогда не боялся поделиться своими мыслями. Похоже, что он был очень искренним человеком, который не связал себя грехом лицемерия и человекоугодничества. И, однако, он не считал, что его мысли и убеждения должны быть приняты слушателями как аксиома. Все, к чему он призывает в словах своих песен, это обратить внимание и задуматься о том, что невозможно увидеть, но это «невозможно» очень важно, ибо оно в корне меняет жизнь человека.

Считаю, что концерт отца Александра был полезен. Обращение к таким людям, как Виктор Цой, расширяет кругозор, помогает взглянуть на вещи и события в жизни по-новому. Но останавливаться на нем, даже таком смелом и талантливом, нам нельзя. Пусть он видит и радуется, что в его творчестве, как и было им же задумано, мы находим те крупицы, которые нам – ленивым – дают еще один импульс для искренней, результативной духовной жизни.

Тетя , Отец, мама Бабушка и дедушка

P.S. По воспоминаниям друзей, ему приходилось добираться  до Москвы,  на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени.   Он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.

Имя: Виктор Цой (Viktor Tzoi) Отчество: Робертович День рождения: 21 июня 1962 Место рождения: Ленинград Дата смерти: 15 августа 1990 (28 лет) Рост: 184 см.   Деятельность: музыкант, композитор

 

Материал подготовила Александра Власова, член клуба «Молодёжка», Фото автора и   открытого интернета

 

.

 

 

 

Один ответ в “Звезда по имени Солнце . Певец и музыкант Виктор Цой”

  1. Ксения:

    Спасибо за очень ценный и интересный материал! 🙂 Цой жив в своих песнях.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree