Это же Грузия !!! Храмы и священнослужители ч. 6

Многострадальный светильник грузинской земли

Из многих стран мира едут паломники в древнюю столицу Грузии, город Мцхету, поклониться великой святыни  мощам старца Гавриила (Ургебадзе) – величайшего духовного подвижника XX века. Они покоятся в женском монастыре Самтавро, где он провёл последние годы жизни.

В рамках камчатской Выставки – ярмарки «Книги, которые меняют жизнь» в кинозале  камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова прошёл   показ фильма о великом подвижнике нашего времени Гаврииле «Диадема старца» (Режиссёр монахиня Ефимия (Мшвениерадзе).

Святой юродивый старец Гавриил (Ургебадзе) во времена советской власти помог грузинскому народу сохранить православную веру. Он служил Господу не скрываясь, был неустрашимым защитником веры, неся тяжёлый подвиг юродства!

Вот о чём же повествует кино «Диадема старца»

Детство и юность будущего святого подвижника Старец Гавриил, пророчества которого сегодня так волнуют многих людей, родился 26 августа 1929 г. в Тбилиси, и во святом крещении, совершённом в церкви великомученицы Варвары, получил имя Годердзи. Его отец, Василий Ургебадзе, как и многие люди тех лет, был убеждённым коммунистом, но жизнь ему была отпущена короткая и трагическая.  Едва мальчику исполнилось два года, когда отец погиб от рук неизвестных убийц. Его вдова, мать малолетнего Годердзи, Варвара Ургебадзе, в отличие от своего покойного мужа, была женщиной крайне набожной. Забегая вперёд, отметим, что Господь послал ей долгую жизнь,  приняв монашеский постриг с именем Анна и на пять лет пережив сына, она скончалась в том самом монастыре, где ныне покоятся его святые мощи.

Любовью светились его глаза

Ныне глубоко почитаемый у себя на родине и за её пределами грузинский старец Гавриил (Ургебадзе) начал свой религиозный путь в самом раннем детстве. По воспоминаниям родных сестер, ещё ребёнком он отличался молчаливостью и склонностью к уединению. Обычным детским забавам своих сверстников Годердзи предпочитал чтение духовных книг и посещение церкви.

Первые шаги ко Христу:  Необычна история, послужившая толчком к началу проявления этой его наклонности. Она известна сегодня из воспоминаний подруг его матери.

Однажды мальчик стал свидетелем ссоры двух женщин, во время которой одна из них воскликнула: «Ты меня распяла, как Христа!». Значение этих слов было непонятно ребёнку, и взрослые, к которым он обратился за разъяснениями, посоветовали ему обратиться в церковь. Так случилось, что дать первое наставление будущему святому Господь сподобил не настоятеля храма, куда впервые в жизни пришёл Годердзи, а церковного сторожа. Он  рассказал мальчику о великой жертве Христовой и посоветовал   прочитать Евангелие. Экономя на школьных завтраках, он скопил нужную сумму и, купив в церковной лавке святую книгу, не расставался с ней до конца своей жизни. Ещё в школьном возрасте он стал известен среди окружавших своим паломничеством в монастыри Бетани и Марткопи, а также отчасти и проявлениями юродства, встречавшими одобрение и сочувствие. Уже тогда за ним укрепилась слава человека, которому Господь открывает сокровенные тайны, и в годы войны, несмотря на  юный возраст, к нему за духовной помощью обращались многие, чьи родные ушли на фронт.

Служба в армии

В 1949 году двадцатилетний Годердзи был призван на военную службу, но даже и там не порывал с верой, что в годы тотального атеизма было делом весьма рискованным. Находясь в составе пограничной части, дислоцированной в Батуми, был назначен почтальоном и  смог   посещать церковь святого Николая, соблюдал все предписанные церковью посты и старался вести духовные беседы с сослуживцами. Однако тайное, как известно, рано или поздно, становится явным. Чтобы избежать неприятностей и обвинений в низком политическом уровне личного состава, командование части поспешило комиссовать неугодного им солдата в связи с наблюдавшимся у него якобы психическим расстройством.

Юношу передали гражданским властям, которые в те годы также косо смотрели на религиозно настроенных людей, как и их военные коллеги. В результате Годердзи направили в психиатрическую больницу на обследование, где основным и, по всей видимости, единственным симптомом помешательства признали видение Божьей Матери, которое ему было ещё в детстве. Однако этого оказалось достаточно, и совсем ещё молодой человек был признан психически больным, в результате чего вопрос трудоустройства для него стал неразрешимой проблемой.

Учитесь любить и делать добрые дела

Начало церковного служения: Пенсия, выплачиваемая ему по инвалидности, была столь мала, что её не хватало даже на самую скромную жизнь, и он оказался в крайне сложном положении. Однако Господь, как известно, не оставляет милостью уверовавших в него. Своему верному слуге он послал помощь в лице грузинского католикоса-патриарха Мелхиседека III, узнавшего о его злоключениях, и распорядившегося принять на работу в тбилисский Сионский кафедральный собор. Там, оказавшись, наконец, среди близких ему по духу людей, Годердзи исполнял вначале обязанности сторожа, а затем и псаломщика. Его интерес к духовной литературе, проявившийся ещё в детские годы, принёс свои плоды. Изрядно осведомлённый в богословских вопросах и укреплённый в вере, он в январе 1955 года был рукоположен в сан дьякона, а спустя месяц в Кутаисском монастыре Моцамета пострижен в монахи. Отныне смиренный раб божий Годердзи стал именоваться Гавриилом в честь преподобного Гавриила Афонского, чудесным образом прошедшего по воде и вынесшего на берег приплывшую морем Иверскую икону Божьей Матери.

Иеромонах

В последних числах февраля 1955 года новопостриженный инок Гавриил был рукоположен в иеромонахи, то есть принял священнический сан. В течение последующих пяти лет служил священником Сионского кафедрального собора, где некогда начинал церковным сторожем. Затем провёл два года в монастыре Бетани, а после его закрытия вернулся в Тбилиси, где служил в соборе Пресвятой Троицы.

Часовня

К этому периоду его жизни относится интересный эпизод, память о котором сохранилась до наших дней. Ещё в пятидесятые годы, вернувшись из армии, он начал во дворе своего дома строить из бросового материала небольшую часовню, которую местные власти неоднократно разрушали. Избежать серьёзных наказаний за самоуправство ему помогла тогда справка о невменяемости. Наконец на него махнули рукой, и он смог довести дело до конца.  Всё  сделал своими руками, и даже иконы подобрал на местных свалках, а затем, отреставрировав, поместил в самодельные оклады. В середине шестидесятых годов его труд был завершён, и с тех пор построенная им часовня стоит во дворе дома №11 по Тетрицкаройской улице его родного Тбилиси.

 Вызов, брошенный советской идеологии: Однако в те годы далеко не всё складывалось благополучно в жизни отца Гавриила. Ярким тому примером может послужить инцидент, произошедший во время первомайской демонстрации 1965 года, когда на глазах у всех он поджёг двенадцатиметровый портрет Ленина, выразив, таким образом, свой протест против поклонения кому бы то ни было, кроме Бога. Разъярённая толпа людей набросилась на него, в результате чего мятежника   избили, а затем доставили в соответствующие органы. В тот день на его теле врачи насчитали восемнадцать переломов.     Избежать тюрьмы помогла всё та же медицинская справка о невменяемости. Сыграл роль и широкий международный резонанс, которое, благодаря группе диссидентов, приняло его дело. Продержав мятежного иеромонаха три месяца в психиатрической больнице, власти были вынуждены выписать его с подтверждением прежнего диагноза.

Жертва предательства: Произошедший инцидент имел последствия, навсегда оставшиеся позорным пятном на совести ряда грузинских церковных иерархов. В угоду властям они запретили настоятелям пускать отца Гавриила во вверенные им храмы, а в случае непокорства предписывали выгонять силой или прибегать к помощи милиции. Это был страшный   удар, нанесённый к тому же своими братьями-единоверцами, знавшими, что святой старец Гавриил, способный по нескольку дней обходиться без еды и сна, не мог жить без церковных служб, и особенно без причастия святых даров. Очевидцы рассказывали, что такое низкое предательство повергло его в смятение, и он от бессилия плакал, поверяя своё горе лишь самым близким людям.

Старец Гавриил

Юродивый монастыря Самтавро В начале восьмидесятых годов, гонимый официальными церковными и светскими властями, отец Гавриил нашёл пристанище в женском монастыре Самтавро. Крайний аскетизм, в рамках которого проходила его жизнь, произвёл неизгладимое впечатление на  инокинь.   По их воспоминаниям, старец-архимандрит Гавриил  поселился в помещении бывшего курятника, насквозь продуваемого зимними ветрами, и наотрез отказывался принять от них какие-либо тёплые вещи. Часто его можно было видеть стоящего босиком на покрытом льдом и снегом монастырском дворе. Вначале такое поведение вызывало недоумение сестёр, однако вскоре они убедились, что за внешним юродством кроется великий подвиг смирения. Но главное, о чём свидетельствуют насельницы монастыря, это неиссякаемая любовь, которой буквально светился старец.

Старец юродивый

Гавриил в монастыре Самтавро

Христа ради юродивый

Книга «Диадема старца», написанная о нём через несколько лет после кончины и включившая в себя воспоминания самых различных людей, знавших святого подвижника, полна подтверждений их слов. Он ничего не желал для себя лично и всё щедро дарил окружающим.

Кончина отца Гавриила и последующая канонизация:

В последние годы своей жизни преподобный страдал водянкой, которая и стала причиной его смерти, наступившей 2 ноября 1995 года. Исполняя последнюю волю покойного, тело предали земле не в гробу, а лишь обернув льняной тканью. Также и место своего упокоения старец указал сам, избрав обитель, где некогда подвизалась просветительница Грузии святая равноапостольная Нина. Можно с полной уверенностью сказать, что в восьмидесятые годы и всю первую половину девяностых одним из самых почитаемых религиозных авторитетов в республике был именно старец Гавриил (Ургебадзе). Кадры кино, несомненные тому доказательства. Священнослужители, грузинские женщины рассказывают о подлинных свидетельствах чудес, совершавшихся по его молитвам. Но ещё больше их стало происходить на его могиле, к которой после похорон не иссякал поток паломников. Стало очевидным, что и после смерти не оставлял молитвенников  старец Гавриил, ведь он сказал: «Я ухожу, но незримо всегда буду рядом, никогда вас  не покину!».

Я ухожу…, но незримо всегда буду рядом.

Всё это послужило причиной тому, что в декабре 2012 года решением Священного синода Грузинской православной церкви вчерашний изгнанник был канонизирован в лике преподобных. Тогда же была написана хорошо известная сегодня икона старца Гавриила,

Икона Гавриила

а также составлен подобающий случаю акафист. Следует отметить, что это уникальный случай, когда временной интервал между кончиной и прославлением составил всего семнадцать лет, обычно он включает в себя несколько десятилетий, а порой и веков.

Поучения старца Гавриила:   Известно, что во дни своей земной жизни преподобный не вёл записей, но щедро делился мыслями со всеми приходившими к нему. Многие из тех, кому довелось слышать его слова, сохранили их в своих дневниках, и благодаря этому стало достоянием миллионов людей всё, что хотел сказать им Гавриил (Ургебадзе).  Отец Гавриил учил бояться не самой смерти, которая, по его словам, является ничем иным, как преображением человека, ступившего в иной мир, а суда Божиего, ожидающего каждого из нас за гранью вечности.

Все знавшие старца свидетельствовали о его безграничной любви к людям без различия их личных качеств и социальной принадлежности, особенно любил утешать обиженных и гонимых. Отец Гавриил учил, что любовь – это не врождённый талант, а искусство, которому следует упорно учиться, но тот, кто сумеет его постичь, обретёт высшее счастье. Приведём лишь ещё одно его высказывание,  относящееся к тем, кто, отрешившись от суетного мира, ступил на путь монашеской жизни. Старец опровергает установившееся мнение, что затворившись в обители, инок все свои помыслы должен обратить лишь к Богу, игнорируя происходящее вокруг. Он буквально говорит, что нет спасения тому монаху, который не болеет душой о недугах своего народа.  Отец Гавриил категорически запрещал нам кого-либо осуждать и так говорил: “Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог — ОТПУСТИЛ его повод и не хранит его, а твой повод — ДЕРЖИТ в своих руках.

Если Бог твой повод — тоже ОТПУСТИТ, ты окажешься — в худшем положении: можешь впасть — в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть”

“Когда осуждаешь кого-то — осуждаешь Самого Бога».

Храм Преображения, где хранятся мощи старца Гавриила

Обращаясь одновременно и к современникам, и к будущим поколениям, старец не пытался поселить в них ощущение безысходности, так как безгранично верил во всемогущество Божие и конечную победу сил света и добра, но старался наставить и уберечь от гибельных ошибок. Он призывал нас: «Учитесь любить и делать добро!»

  Старчество – духовная опора церкви. В наши дни, когда всё большее количество людей обращается к церкви, ища в ней свою духовную опору, особую важность получают высказывания святых отцов, жизнью своей стяжавших благодать Божию. Их мудрость – это тот хлеб, вкушая который, обретает силы и человек, имеющий за спиной богатый опыт христианской жизни, и вчерашний неофит. Старцы Гавриил (Ургебадз)е, Серафим Вырецкий, Амвросий Оптинский, а также многие их предшественники являются тем фундаментом, на котором неколебимо высится здание Церкви Христовой.

Сергей Опинул, сведения из открытого интернета

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree