Предстояние пред Господом ч. 3

 Продолжение беседы о выставке «Предстояние» с Софией Никитиной.

Автопортрет

Сегодня всех прельщают цветные фотографии, которые печатаются во многих изданиях. А вот чёрно-белую теперь можно увидеть  очень редко. Хотя она и считается классической фотографией, королевой жанра. Чёрно-белое изображение – для ценителей сосредоточенной сконцентрированной мысли. Она отражает объект более чётко и в ней содержится определенная идея, а подчас целое событие. В ней может содержаться одна основная мысль, которую фотограф запечатлевает, нацеливаясь на что-то главное или внутреннее содержание объекта. Мне кажется, что в каждой чёрно-белой фотографии есть некий стержень. Когда я работаю над черно-белым изображением, я и стремлюсь обрести этот стержень.

Мост как состояние и способ Бытия.

Мост

У меня в городе есть дорогие места, которые я очень люблю посещать. В этих местах каждую секунду что-то меняется. Для меня это пространство пирса-моста в Сероглазке. Когда я сюда прихожу,   то всегда могу услышать рассказ или увидеть какое-нибудь событие. Могу  открыть что-то новое.

Мост-пирс

Вот картинка: летают чайки и ловят рыбку. И среди них нашлась  чайка, которая отбирает рыбку у других. Все ловят, а эта – отбирает! Что могло случиться с этой чайкой, что она не сама ловит, а как разбойница отбирает у других?

Иногда я  наблюдаю здесь события, которые происходят в небесах: меняются облака, льётся серебристый свет; а иногда небо как небо, а всё происходит в воде, где можно поймать сияние, необычный узоры,

Туманным вечером

Сквозь серебристый шорох волн

тайну жизни моста. Каждая ситуация пробуждает у меня определённые мысли и настроения. У итальянского писателя и философа Умберто Эко есть такое выражение – «Ангел места». И мне кажется, что я подружилась с Ангелом этого места, и это Ангел мне что-то рассказывает, показывает, открывает внутреннюю сущность фрагментов жизни моста и его бытия.

Дружу с этим мостом несколько лет и ни разу не видела, чтобы к этому мосту-пирсу причаливали корабли. А однажды, прихожу, и возле моего моста стоит алый корабль. И когда я посмотрела дату этой встречи – это была годовщина знакомство с  мостом. И в годовщину знакомства мост мне подарил алый корабль! Ведь я хожу к нему в разное время года уже восемь лет, сижу под мостом, на камушке. И, наверное, это удивляет людей, которые меня здесь видят. А я хочу сделать с этим мостом много разных кадров: мост, уходящий в туман, закатный мост,  мост с большими волнами.

Смотреть и видеть

Однажды меня удивлённо спросили :

– Почему ты говоришь “мост”? Ведь это – пирс!

И тут настало время удивляться мне. Действительно… пирс. Но всё равно продолжаю говорить – Мост.

Почему?

Мост – это линия. Пирс – точка.

Мост – возможность перехода. Он открывает новые пространства, новые смыслы, расширяет границы реальности. Мост – это процесс, действие.  Мост –  диалог. Это ты и плюс  кто-то ещё. Мост всегда двусторонний. И бесконечный.

Пирс – это  ожидание. Пирс – объект односторонний.  Пирс – конечный.

Мост – динамика пространства. Пирс  – времени.

Мост – движение в сейчас. Пирс – преграда в сейчас, остановка, пауза.

Мост – иди! Пирс – стой!

Пирс – преграда внешняя. Мост (если не идёшь) – внутренняя.

 Глазами вижу – да, это Пирс. Сердцем –  Мост.

По крайней мере, сегодня. 

Пирс с душой моста

Мост!  Это пирс с душой моста! И когда мне открылось, что это пирс, я всё равно воспринимаю его как мост!  Он и сделан из железных пластин, привезённых с Курильского аэродрома, по этим железным с дырочками полотнам, поднимались в небо самолёты. Этот мост, – у которого душа стремится в полёт.

Февраль

Ведь каждый предмет хранит окружающую реальность и может быть когда-нибудь – учёные найдут способ  прочитать всё, что запомнили предметы окружающие нас.  И это не мистика, это физические законы мироздания.   Я назвала эту серию « Мост- как состояние и способ Бытия!» Такое у меня сегодня состояние и способ Бытия таков.

  Дорога, которую выбираем мы, или Путь, который выбрал нас. Для яблока уже на воде изображены отверстия, следы. Здесь свобода выбора: яблоко пойдёт по готовому маршруту или оно свободно и поплывет куда угодно. Для меня эта работа не просто яблоко в морской воде, это философия нашей жизни, философия нашего жизненного пути. Это путь, по которому направляет нас Господь, если мы исполняем Его волю.

 

Дорога, которую выбираем мы, или Путь, который выбрал нас.

Акварели – Натюрморты.

Свет и цвет.

Глоток тишины

Всякая вещь и предмет всякий от соприкосновения с солнечным лучом    начинают воистину преображаться, сиять,  играть цветом, лучиться…

Как будто то,  то было сокрыто в предмете, что сокровенно молчало, вдруг вырывается наружу цветом и начинает звучать, струиться, петь…

И этот вдруг прорезавшийся “голос предмета” тоже начинает преображать сопричастное пространство, наполняя его живой радостью соприкосновения с солнечным лучом.

И  не я ловлю “хороший свет”, а он ловит меня неукротимым желанием выставить в его струящийся поток кувшин, вазочку,  цветок… В  этом оживляющем потоке света предметы безмолвно начинают вести свой тихий разговор.

И моё  дело – лишь не мешать им.

 Музыка – это гостья из духовного мира.

 Самое таинственное в мире – рождение живого существа, рождение мысли и рождение музыки.

  “Цвето-графика” или «Нахлынули краски!» 

Всё в этом мире пропитано, напитано и  заполнено музыкой. Мне давно хотелось фотографией уловить звуки музыки. Музыка – это по сути цифры состоящая из тонов, полутонов. А как её изобразить, как нарисовать!?

Музыка – это способ видения и понимания мира.

В Цвето-графике раскрываются новые уровни, новые пространства и нелинейность времен! Музыка – она объёмна! Все события для меня располагаются не последовательно, они звучат целостно! Когда я была на курсах иконописи, я увидела и обратила внимание на икону с клеймами или Житием. Как мог иконописец сразу передать всю жизнь Святого. А именно клеймами на иконе! Ведь у Бога вся жизнь звучит Целостно. И осознав это, я была потрясена. Я так воспринимаю жизнь, моя жизнь воспринимается мной целостно, и какую часть озарит  лучик света, та и высветится.

А музыку также можно передать только целостной, а не фрагментарно и по частям. Музыка – это   вовлеченность, предложение  со-гласия. Слышишь – вступаешь в резонанс со звуком. Принимаешь – в резонанс со смыслом.

Музыка  – это  текущие числа, разноцветно струящиеся и пульсирующие цветовыми волнами. Речь не о цветомузыке как способе технической визуализации музыкального тела. Это само музыкальное бытование, его онтологическое естество. Аккорды – грани этих жидких кристаллов, которые не только собирают звук лучами звучащего цвета, но и расщепляют пространство, соединяя времена.

Слушая Шнитке

(Особенно ясно и глубоко  проявляется это для меня в музыке Альфреда Шнитке. )

Но числа – лишь физическая основа музыки. Душа музыки, её внутренняя суть – неопределима словами.   У музыки нет вчера и завтра. Она  – звучащее мгновение вечного “сейчас”.

В музыке все звуки живут единением.  Расчленишь  – исчезнет музыка,  останется только звучание.

Песня о ламинарии

Песня о ламинарии

Это поэтическая песня о морской капусте. Если была бы возможность, я бы могла  сделать целую выставку. Это необычайно интересный объект, ламинария поэтична, красочна. Ламинария дружит со светом и в ней отражаются фантастические, сказочные миры, которые  приоткрывают нам тайны морской жизни. За морской капустой я охочусь так же, как за полями одуванчиков.

Обитатели моря

Рахманинов. Элегия – это веточка берёзы на фоне стены.

Сергей Рахманинов Элегия

Когда я смотрю на нее, то во мне звучит мелодия Рахманинова. Эта фотография как аккорд, как тональное звучание всей моей выставки.

 Дождь

Дождь

Капли дождя говорят азбукой Морзе.

И у каждого дождя своя мелодия.

Вот и эти записи как симфония дождя.

Каждая запись – упавшая капля.

Сложить бы их вместе.

Так же, как деревья пропитываются дождём, так я пропитываюсь звучанием каждого предмета.

Хочу услышать симфонию жизни моей.

Беседу записала Нина Доронина, Член Союза журналистов России

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree