Слово в защиту пьяниц

 

В День трезвости в интернете я нашла большой список   знаменитых и великих людей, которые были заядлыми  пьяницами.

Вот некоторые великие пьяницы мировой истории (слева направо): президент Ельцин, Пикассо, Клеопатра, Черчилль, Франклин, ПетрI,   Ататюрк, Хемингуэй, Ван Гог, Ботев и Олдрин.

Великие и знаменитые

 

Об этом  думают и об этом говорят, что сильно пьющие ничего не привносят в развитие общества. Но некоторые из величайших мужчин и женщин в мировой истории употребляли алкоголь ежедневно и в больших количествах так, что к исходу дня были абсолютно разбиты.

Этих людей будут помнить вечно. Храбрые воины, мудрые политики, творческие работники, отличные спортсмены и многие другие выдающиеся исторические деятели составляют этот немалый список.

И в то же время общество во все времена старалось избавиться от греха винопития, потому что при всей его кажущейся привлекательности и, казалось бы, безобидности, бед оно творит  немало.

Православная Церковь даже молится за несчастных пьяниц и алкашей перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую “Неупиваемая Чаша”, как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

Икона Божия Матерь ” Неупиваемая чаша” .Высоцкий монастырь

Её первоначальный образ хранится в Покровском храме Высоцкой мужской  обители  г. Серпухова.

В «Древнем Патерике» есть  рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями только бы он совершил какой-нибудь грех.

Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил многолетние труды свои. Разве только истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением».

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание – гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью – своевольные люди. Это мнение основано не на догадке, а на твердом доказательстве и исследовании. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит и не терпит контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

Сегодня и медицина пришла к выводу, что алкоголизм, наркомания и другие зависимости – это болезни, но болезни, прежде всего, духовные. В основе пьянства, употребления наркотиков – духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смыла жизни.

Чем дальше человечество будет отходить от Бога, от Заповедей Божиих, на которых веками формировалась и утверждалась нравственность, тем больше будет неразрешимых проблем. На Западе часто говорят о правах и свободах. Для нас это тоже важная тема. Но в основе самой идеи прав и свобод лежит христианское понимание человека как образа Божия, чем и определяется высокое достоинство личности. И если мы отделяем задачу соблюдения и защиты человеческих прав от нравственной ответственности человека перед Богом и людьми, то обрекаем человечество на раскрепощение страстей, на такой взрыв инстинктов, который с легкостью превратит общество в волчью стаю.

**** В России в работе с алкогольной зависимостью людей  используются  методики и программы, разработанные за рубежом. Например, несколько десятилетий использовалась протестантская программа «12 шагов». Сегодня мы можем наблюдать заложенные в ней пагубные и глубинные психологические зацепки: люди, лечащиеся по этой программе, не могут  нормально адаптироваться в обществе, они проявляют агрессию к окружающему миру, не любят страну, в которой живут, прославляют американский образ жизни.

У нас есть и свои православные программы, но они не применяются на государственном уровне. С 1996 года, на о. Коневец в поселке Саперное более 20 лет при храме Коневской иконы Божией Матери существует центр православной реабилитации алко и наркозависимых «Обитель исцеления» под руководством протоиерея Сергия Белькова. За это время в центре прошли реабилитацию более 1000 человек, более 80% из которых, расстались с пагубной привычкой, вернулись в мир, нашли работу, организовали семьи, родили детей. 80% исцелившихся – это цифра потрясает, потому что  статистика показывает, что в наркодиспансерах излечиваются  только 7-8 % зависимых.

Недавно, наш президент Владимир Путин побывал на о. Коневец и при беседе с о. Сергием, заинтересовался его методами работы с зависимыми людьми.

Петропавловский наркодиспансер уже более трёх лет  сотрудничает   со священниками  епархии,   и  психологи наркодиспансера, наблюдают очень интересную картину, происходящую с людьми, находящимися на излечении. У любого алкозависимого или наркомана наступает момент, когда тяга к спиртным напиткам или наркотикам превышает все его силы и уже никакие медикаментозные средства, ни разговоры, ни убеждения ему не помогают, от недели до двух человек испытывает невыразимые мучения.   Средство есть – это  исповедь у священника, и после которой человек успокаивается и засыпает. Что с ним происходит, объяснить не возможно.  Но после исповеди он о своих помыслах забывает. И сбоя никогда не было  ни с одним наркоманом, ни с одним алкоголиком.

****Все зависимости – это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33).  Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.

В вечном подпитии

****Бедственное положение зависимого человека становится крайней степенью отчуждения от православной веры и погружением в бездну греховности. Святые Отцы определяют такую душу, как оскверненный храм Божий внутри человека.

Если человек не может оградить себя от употребления спиртного, то, однозначно, находится в зависимости от греховной страсти. Главным шагом на пути исцеления должно стать признание своего порока и решимость навсегда отказаться от него. Православная вера и молитвы станут главными орудиями в борьбе с пьянством на пути к исцелению. Исповедь и причащение придаст человеку сил в борьбе с грехом винопития.

Избавление от зависимости требует постоянного сопротивления и неукоснительного следования Божьим заповедям.

От пьянства нельзя освободиться, полностью не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только «молитвой и постом».

В организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением.

Не поддаваясь таким позывам, человек становится сильнее перед недугом и получает надежду на искупление своих деяний перед Господом.

Дьякон Андрей Кураев как-то выступая с лекцией, поведал анекдот:

«Умер бражник и пришёл к воротам  рая. Апостол Петр встретил его у врат рая и сказал: «Бражникам в рай нельзя!»

-Как,- удивился бражник, – ты Петр трижды предал Христа и ты в раю! А я всего лишь бражник!

Апостол Пётр растерялся и пригласил Моисея, который сказал: «Бражникам в рай нельзя!»

-Как,- удивился бражник, – Ты Моисей убил египтянина, зарыл его в песок и скрылся, ты убийца, и ты в раю! А я всего лишь бражник!

Тогда пригласили псалмопевца  царя Давида, который сказал: «Бражникам в рай нельзя!»

-Как,-  удивился бражник, – ты Давид послал своего воина Урию на смерть, а сам овладел его женой Вирсавией, ведь ты – прелюбодей, и ты в раю! А я всего лишь бражник!

Пришлось бражника пустить в рай!»

Но что бы ни сочинял человек, как бы не оправдывал свою страсть к винопитию, но пьяницы Царства Божиего не наследуют!

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи,   ни мужеложники,  ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».           (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, гл. 6)

Григорий Богослов

«И вы же все, сколько вас душу имеет человеческую и ещё не совсем звероподобны, если видите, чей дом пожаром занимается и когда он совсем уж пропадает, не со рвением ли спешите, стараясь загасить огонь и пламя? Как же я, видя не один лишь дом, но весь город и окрестности его пылающими и даже полностью сожжёнными, не воскорблю душою и не постараюсь загасить пламя? Что же это за пламя? Не тот ли это огонь, которым вы наполняетесь, когда пьёте вино и мёд или иные напитки безмерно, так что как будто от огня выгораете? Таков по рождению хмель: согревает и разжигает нутро, как душу погубляющее пламя. Пьяницы ведь не получают царства Божия, и от Бога они отгоняются, и посылаются в вечный огонь. Я же ужасаюсь, раздумывая, как ликуют в вас бесы и торжествует в вас сатана и радуется пьянству, чтимому вами, и даже детям своим велите вы поклоняться пьянству. И лишь тот праздник считаете вы славным, если все лежат будто мертвые, как идолы, с разинутыми ртами, но с языками безгласными, с главами открытыми, но не видящими, с ногами, которые не могут ходить! Кто оплачет вас, от пьянства гибнущих? Нет человека несчастнее пьяницы… Дым отгоняет пчёл, а пьянство прогонит и Святого Духа. Пьяница весь из плоти, весь исполнен пороков и нечистот, пьяница не помышляет ни о каком благе. Я рыдаю и плачу оттого, что больше Христа вам угоден дьявол, ибо ему вы сотворяете радость. Как вы упьётесь, тогда вы блудите, скачете и кричите, поёте и пляшете, и в дудки дудите, объедаетесь и упиваетесь, льстив те, злопамятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжёте и возноситесь, сквернословите и кощунствуете, ссоритесь и крадёте, бьёте и дерётесь, празднословите и порицаете, обвиняете и много спите, укоряете и доносите, и море вам по колено… Да и плясунья и пьяница-жена — невеста сатаны и супруга дьявола.

 Прекратите, братья, проклятое пьянство, ибо на радость нам дал Бог вино, а также в угодное время, а не на пьянство».

Тексты и фото из открытого интернета.

 

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree