Великого Отечества – Великие сыны Князь Григорий Потёмкин – Таврический

Как только мы произносим это имя, у всех на уме только одно – фаворит Екатерины II. Эта тема больше всего знакома  посетителям Третьяковской галереи.

Григорий увидел Екатерину, когда ему было 22 года, ей 32. Трудно сказать, что сыграло большую роль – политические взгляды или личная симпатия.

Григорий Потёмкин и Императрица Екатерина II

Он без колебаний примкнул к заговору против Петра III, и молодая Екатерина взошла на престол, последние семнадцать лет своей жизни, он фактически был соправителем Екатерины II. По некоторым данным, в 1774 году Потёмкин и Екатерина даже заключили тайный морганатический брак в не сохранившейся церкви Вознесения. В июле 1775 г. у них родилась дочь, Елизавета, которая под именем Елизаветы Григорьевны Тёмкиной (с отброшенным первым слогом, как это было принято) воспитывалась в семье А.Н. Самойлова – племянника Потёмкина.

Григорий Потёмкин уникальная историческая личность, его оболгали и полили грязными измышлениями. Его заслуги перед Отечеством неизмеримы. Всю свою власть и влияние Потемкин направлял на грандиозные государственные и военные реформы. Ведь он фактически с нуля создал черноморский флот, основал города и деревни, русские форпосты на территориях Новороссии. Григорий Потёмкин  присоединил к России Таврию (Крым) в XVIII веке по мирному договору в невероятных исторических условиях и получил к фамилии приставку Таврический.

Григорий Потёмкин-  главнокомандующий русской армии в русско-турецкой войне

Потёмкин является основателем Николаева и Херсона, первых русских городов, в которых были открыты верфи для строительства русского флота. И следующим городом в Крыму был основан Севастополь, где базировался русский Черноморский флот.

Черноморский флот

В 1775 г. Потёмкин решительными действиями ликвидировал Запорожскую Сечь и положил начало запорожскому казачьему войску, подвластному Российской короне.

1768 году началась русско-турецкая война. Григорий Александрович не мог оставаться в стороне от событий этой военной кампании. Он возвращается в русскую армию, в чине генерал-майора. На войне проявил себя с наилучшей стороны, отличился во многих сражениях. За боевые заслуги ему были пожалованы награды Российской Империи. Он стал обладателем ордена святого Георгия третьей степени и ордена Святой Анны.

Григорий Александрович провел ряд реформ в русской армии, связанных с формой и военной подготовкой солдат и офицеров. В 1787 году началась очередная русско-турецкая война. Во время этой кампании, он был главнокомандующим русской армии. При нем русские войска брали Очаков и Измаил. Рядом с ним расцветали новые воинские гении Земли Русской – Суворов и Кутузов.

В 1790 – 1791 годах Григорий Потемкин являлся фактическим главой Молдавского государства. Его действия в княжестве выходили далеко за пределы полномочий главы оккупационной администрации и выдавали долгосрочные интересы в Молдавии. Вероятно, самым масштабным начинанием светлейшего князя в дунайском княжестве стало учреждение в 1789 году Молдавского экзархата. Несмотря на то, что дунайские княжества были канонической территорией Константинопольской патриархии, экзархат создавался в составе Русской Православной церкви.

Матушка Григория Потёмкина – Дарья Васильевна

Потёмкин имел крепкое здоровье и не был подвержен никаким хроническим заболеваниям, что особенно удивительно для рождённого от весьма пожилого отца. Однако, находясь в полевых условиях большую часть времени, Потёмкин нередко подхватывал болезни, распространявшиеся в армии. Потёмкин умер от перемежающейся лихорадки неподалёку от молдавского села Рэдений Веки. «Вот и всё, — сказал он, — некуда ехать, я умираю! Выньте меня из коляски: я хочу умереть на поле!»

Горе Екатерины II было очень велико.  «Кем заменить такого человека? — повторяла она своему секретарю Храповицкому. — Я и все мы теперь как улитки, которые боятся высунуть голову из скорлупы». Она писала Гримму: «Вчера меня ударило, как обухом по голове… Мой ученик, мой друг, можно сказать, идол, князь Потёмкин Таврический скончался… О, Боже мой! Вот теперь я истинно сама себе помощница. Снова мне надо дрессировать себе людей!..»

Ф.С.Рокотов Портрет Екатерины II. Третьяковская галерея

Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин- Таврический  — русский государственный деятель, который руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Новороссии, где обладал колоссальными земельными наделами и основал ряд городов, включая современные областные центры Днепропетровск (1776), Херсон (1778) и Николаев (1789). Потёмкин – самый недюжинный из екатерининских современников, способный администратор, деятельный и энергичный человек.  Начинания  князя Григория Потёмкина на юге России составляют несомненную его заслугу перед потомками.

Екатерининский собор в Херсоне, основанный Потёмкиным, где он и похоронен

 

Искусствовед Третьяковской галереи Любовь Ушакова.

Некоторые сведения из открытого интернета  

2 комментария в “Великого Отечества – Великие сыны Князь Григорий Потёмкин – Таврический”

  1. Алексей:

    /На территории Крыма основал первые порты, железные дороги, открыл торговлю.

    /
    Ну, неужели можно допустить то, что до Григория Александровича, кстати, отчисленного в свое время из Московского университета за «леность и нехождение в классы», на территории Крыма не велась торговля?
    Чем же, с вашего позволения, тогда крымское ханство жило, а тем паче греческие колонии?

    К тому же Потемкин в Крыму железных дорог не основывал.
    Первые опыты с прокладкой железнодорожного полотна в Крыму по пересеченной местности состоялись в 1840 году.
    Т. е. спустя более полувека после смерти, героя вашей статьи.
    (https://www.rzd-expo.ru/history/construction/Railways_of_the_Crimea/)

  2. Нина Доронина:

    Уважаемый Алексей Соловьев!
    Я очень признательна Вам за Ваше внимание к нашему Православному сайту и за те ценные замечания, которые Вы изволите высказывать в Ваших комментариях к опубликованным мной материалам на блоге «Постоять на радуге». Очень рада за Вас, что вы закончили Свято-Тихоновский Богословский институт, обладаете великолепной память и эрудицией, что Вы способны к глубокому анализу и умозаключениям «Наша история о временах, предшествовавших принятию христианства, темна и наполнена сказаниями, за которыми нельзя признать несомненной достоверности. – Пишет в своей « Русской истории» Н.И Костомаров.- С достоверностью можно сказать что, (…) и русский народ с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки государственной и гражданской жизни, – без которых для народа нет истории». В мою же задачу не входит исследовать или опровергать изложенные рассуждения известных авторов и историков. И конечно, интернет может каждого вести в заблуждение недостоверными фактами, ошибочными мнениями и прочим. Ещё раз повторюсь, исследовать и уточнять их в мою задачу не входит. Хочется напомнить людям, посещающим мой сайт и читающим газету «Православная Камчатка» о Великих сынах нашего Отечества.
    Если вернутся к изначальному рассуждению о Донской иконе Божией Матери и Донских казаках, то мне хочется отослать Вас к работам Льва Николаевича Гумилёва. ( Возможно, Вы с его работами знакомы). Это учёный, историк-этнолог и доктор исторических наук, доктор географических наук (степень не утверждена ВАК), поэт и переводчик. Основоположник пассионарной теории этногенеза
    Льва Николаевича Гумилёва лишь условно можно назвать историком. Он – автор глубоких, новаторских исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии в период с III века до нашей эры по XV век нашей эры, исторической географии – изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии нашей эры. В его трудах огромное внимание было уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с новых позиций.
    Выступление в Ленинградской Духовной академии на II Международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси (31 января – 5 февраля 1988 г.)
    Опубликовано // Истоки. – 1989. -Вып. 20. – С. 373-375.
    В 846 г. патриарх Фотий отправил на Русь миссионеров, и они основали в Киеве первую православную общину. А за три года до этого святой Кирилл (философ Константин) совершил путешествие в Хазарию и окрестил некоторое количество хазар, которые положили начало донским казакам.
    Источник:
    http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article42.htm
    * * * * *
    В работе Льва Николаевича Гумилева «Открытие Хазарии» рассматриваются вопросы, которые касаются крещения хазар (843 г), положившим начало донским казакам. Поэтому можно предположить, что крещеные хазары, давшие название гребенским или донским казакам к 1340 году были крещеными людьми, и у них могла быть и икона Божией Матери, которую они вручили Дмитрию Донскому. (Сведения об иконе искусствоведа Третьяковской галереи Любови Яковлевны Ушаковой). А уж как нигде, а, наверное, в Третьяковке доподлинно изучили, когда эти иконы были писаны и их дальнейшую судьбу.
    ********
    «Меняются народы, но соотношения между ними постоянны. Эту константу можно выразить алгебраической формулой, где числитель – население речных долин, а знаменатель – население степей.
    аланы IVв. хазары бродники казаки донские и гребенские
    гунны болгары и венгры половцы ногайцы и кумыки»
    Источник: http://gumilevica.kulichki.net/art
    С уважением Нина Павловна Доронина

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree