Великого Отечества – Великие сыны. Дни Третьяковской галереи на Камчатке

   Святой благоверный князь Владимир и его сыновья

Невинно убиенные Борис и Глеб не успели совершить ни воинских, ни духовных подвигов, не прожили длинную благочестивую жизнь. Отчего же их первыми на Руси причислили к небесному воинству? 

Мы знаем, что Русь крестил князь Владимир. Крещение Руси – это выбор веры, выбор исторического пути, и на этом историческом пути до сих пор находится наша православная Русь. Это – главная основа для существования нашего Отечества. И с выбором православной веры Русь становится непобедимой, и победить её никогда никому не удастся. Православная вера – это Истина, Христос – это Истина, а истин не бывает несколько, потому что она одна. Именно из-за православной веры весь мир ополчился на наше Отечество, стремясь его оклеветать, разорвать на части и уничтожить!! Князь Владимир почитается до сих пор. Владимирских соборов на нашей земле много и в них звучать молитвы русских людей.

Сыновья князя Владимира Борис и Глеб прославлены в лике святых, это первые русские святые воины страстотерпцы. Страстотерпцами называются святые, которых пали от руки своих же. Бориса и Глеба убил их брат, старший сын князя Владимира. Этот сын был рождён в  то время, когда Владимир был язычником и имел много жён. Его брат украл монахиню из греческого монастыря, а князь Владимир взял её к себе в наложницы, она родила ему сына и его назвали Святополк. В истории он известен как Святополк Окаянный.  Когда Владимир принял православие, то женился на Анне-сестре Византийского императора и прекратил прежнюю блудную  жизнь. Но сын братоубийца – это страшное наказание для князя Владимира,  его нечестивый и страшный смертный грех, ведь каждый  хороший или   плохой поступок  человека имеет свои последствия.

 История Руси знает немало случаев братоубийства. Тот же Владимир, отец   Святополка, убил своего брата Ярополка, да еще в тот момент, когда жена его была на сносях, а прозвище имел Красно Солнышко. Святополк свою приставку к имени – Окаянный – получил, наверное, из-за количества убитых братьев. Их было три: Борис, Глеб и Святослав.

После смерти Владимира киевский престол захватил Святополк, который «вдруг» оказался при отце. Летописец сообщает:

«Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый день» (1015).

Похоже, что похода печенегов в действительности не было, а Борис просто-напросто был удалён из Киева интригой. Нестор продолжает: «Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: “Отец у тебя умер”. И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех…»

Далее Нестор пишет: «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом…»


Святополк-Владимирович-Окаянный.-Художник-В.-Шереметьев.

Борис и Глеб воспитывались в христианском духе.

Портрет Бориса мы видим в анонимном сочинении «Сказание страстей и похвала об убиении святых мучеников Бориса и Глеба»: «… высок, широк в плечах, тонок в поясе, лицо у него было круглое, веселое, глаза добрые, борода и усы небольшие, ибо был он еще юн. По-царски сиял он, был украшен как цвет цветущей юностью своей. На рати был он храбр, в совете мудр и разумен, благодать Божия цвела в нем».

Но армии, как и во все времена, нужна определённость. В Киев Борис спешить не стал, остановился на Альте. Последнее слово оставалось за ним. Летописец продолжает:

«Сказала же ему дружина отцовская: “Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе”.

Он же отвечал: “Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца”. Услышав это, воины разошлись от него…»

Во времена языческие было бы обычным делом, забыв о братстве, забрать себе то, что идёт в руки.

Но для воспитанного в христианстве это уже было немыслимо. Поступить по совести – это отказаться и от того, что у кого-то возбуждает зависть. Войско ушло в Киев. С Борисом осталась его небольшая дружина – «отроки».

Это, несомненно, укрепило Святополка, который «исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову». Он отправил на Альту убийц.

Борис узнаёт о приходе убийц, когда служит в своём шатре заутреню. Он пел псалмы. Убийцы слышали, над рекой неслось: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня…»

Самые первые отечественные писатели показывают, что человек, сотворённый по образу Божьему, может во всём подражать Сыну Его, посланному спасти мир. Нестор приводит молитвенные слова Бориса, произносимые им перед святой иконой:

«Господи Иисусе Христе! Как Ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки Свои на Кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех».

Тело Бориса убийцы тайно доставили в Вышгород (значительный и богатый город, в котором располагалась одна из великокняжеских резиденций) и погребли в церкви святого Василия, которую когда-то построил великий князь Владимир в честь своего небесного покровителя.

«Святополк же окаянный стал думать: “Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?”. И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: “Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен”. Для совершения задуманного ему нужно было выманить брата из Мурома. И это удалось. Глеб проделал немалую часть пути. Убийцы ждали его на Смядыни… В те времена река Смядынь, впадающая в Днепр, была судоходна и имела удобную бухту для кораблей.

Там же он получил запоздалое предупреждение Ярослава: «Не ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком». Глеб молился: «Увы, мне, Господи!»

И обращался мыслью к брату: «Если доходят молитвы твои к Богу, то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же мученическую кончину. Лучше бы было мне умереть с тобою, чем жить на этом полном лжи свете». Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его.

Малая дружина Глеба, увидев убийц, пала духом. Главарь, по прозвищу Горясер, глумясь, велел повару, бывшему при Глебе, зарезать князя. Тот, «именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка». Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен).

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

И.Билибин Борис и Глеб

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

Мы видим, как мир земной и мир горний соединились над Русью: Глеб «принял венец царствия Божия, войдя в небесные обители, и увидел там желанного брата своего, и радовался с ним неизреченною радостию, которой удостоились они за своё братолюбие…» Нестор писал «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (1081-1088), когда мощи князей-страстотерпцев давно уже прославились чудесами, а сами князья были канонизированы Церковью и на Руси, и в Константинополе.

В чём же увидел народ русский святость братьев?  Идея жертвы для каждого, подвиг непротивления злу, быть со Христом, быть как Христос через святых Бориса и Глеба помогали сохранять русским людям терпение, смирение и мудрость в самые трудные моменты русской истории.

Сведения из открытого интернета

 

 

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree