«Великого Отчества – Великие сыны»

 

 

Дорогие гости моего сайта ! Мне вновь выпала радость слушать беседы   искусствоведа, сотрудника научно-просветительского отдела Государственной Третьяковской галереи Любови Яковлевны Ушаковой «Великого Отчества – Великие сыны». Хочу этими необыкновенными рассказами поделиться с вами.

На территории Камчатского края с 5 по 21 сентября при финансовой поддержке Агентства по внутренней политике Правительства Камчатского края и по приглашению Петропавловской и Камчатской епархии состоялся масштабный духовно-просветительский проект «Великого Отчества – Великие сыны», посвященный 200-летию со дня смерти святого праведного Феодора Ушакова. Проект проходит уже третий год под эгидой «Недели Третьяковской галереи на Камчатке». Его осуществляет искусствовед, сотрудник научно-просветительского отдела Государственной Третьяковской галереи Любовь Яковлевна Ушакова.

Руководитель ДПЦ епархии Ольга Некрашевич рассказала:

В этом году тема лекции несёт патриотическую направленность. Мы побывали в нескольких воинских частях: слушатели лекции – подводники, моряки, лётчики и, поэтому, начиная общение с офицерами и рядовыми, всегда подчёркивалось, что воинство нашей страны является продолжателем духовных и воинских традиций, которые были заложены Великими сынами нашего Отечества.

Всего состоялось 46 лекций, количество слушателей по самым скромным подсчётам около 5 тыс. человек. В это число входят школьники и студенты, творческая интеллигенция, осуждённые ИК-6, сотрудники УФСИН, наркозависимые. Нашим просвещением был охвачен Елизовский район: большая работа проведена в школах сёл Паратунка, Раздольный, Термальный, Сосновка, Коряки, Начики. Особенно радостно было общаться с детьми из детского дома.

На радио СВ

Кроме того, поступило предложение от Камчатского телевидения записать цикл нравственно-патриотических программ на ГТРК: Любовь Яковлевна в течение 2,5 часов сделала запись на ТВ, поэтому теперь аудитория значительно расширится. Она посетила краеведческий музей, где в запаснике хранятся иконы начала XVIII – XIX вв. Сотрудники музея были искренне потрясены полученной информацией о тех сокровищах – православных иконах, которыми они владеют. У музейных работников появились намерения на основе этих сведений создать отдельные экспозиции, связанные с иконами.

Нужно сказать, что Любовь Яковлевна Ушакова уникальный человек, она носитель русской культуры и русского духа. Её речь, поведение, отношение к жизни, отношение к возникающим обстоятельствам, уникальная работоспособность (каждый день она читала до 8 лекций по полтора часа) просто восхищает. Но самое главное – она глубоко православный человек и при любых ситуациях, какой бы она сложной не была, проявляет себя именно как православной человек. Встречали нас везде по разному, а некоторые даже открыто говорили, когда видели священнослужителей, что здесь вам не церковь, и мы в таких лекциях не нуждаемся. И нужно понимать, что такой человек как Любовь Яковлевна просвещая людей, совершает свой духовный подвиг. Во всех наших поездках она проявляла себя как человек, воспринимающий с радостью и восхищением красоту края, наслаждаясь красотой Божиего мира.

Искусствовед Любовь Яковлевна Ушакова: В каждый свой приезд я стараюсь посетить посёлки края. В первый приезд много работали в краевом центре и объездили Срединную Камчатку, а во второй – посёлки Охотского моря. Лекции были посвещены древним иконам. Иконы всегда несут очень глубокую духовную информацию, и сакральный смысл, который всегда интересует людей. Ведь в жизни своей человек всегда вольно или невольно соприкасается с иконами.

В этом году руководитель ДПЦ Ольга Некрашевич собрала заявки от всех школ и организаций, которые хотя бы что-то слышали о наших лекциях. В Петропавловске-Камчатском большой интерес проявили школы:   целые актовые залы собирали большое количество школьников и студентов.

Беседы в школах

График у меня очень напряжённый, но я сама просила об этом. Лететь в такую даль на край земли нужно не для отдыха, а для плодотворной работы. Сегодняшняя тема «Великого Отчества – Великие сыны», посвящена 200-летию со дня смерти святого праведного Феодора Ушакова. Но рассказ только об одном свт. Федоре был бы обыденным материалом, поэтому мной тема была расширена. Великими сынами нашего Отечества считаются личности, которые оставили в нашей истории глубокий и яркий след, поэтому они – настоящие сыны нашего Отечества. Это и прославленные в лике святых князь Владимир, креститель Руси, и страстотерпцы Борис и Глеб, св. Александр Невский, наши великие полководцы и адмиралы, прославившие Отчизну на полях сражений. Рассказывая о великих сынах нашего Отечества я стремилась использовать собрание картин Третьяковской  галереи и особенно картины великого художника-мариниста Айвазовского.

Могу сказать, что я хорошо чувствую аудиторию,  а камчатские люди хорошие, добрые, отзывчивые и открытые. Когда с ними общаешься, то ощущаешь исходящую от них расположение и душевную теплоту, а подчас они становятся очень близкими и даже родными. Да и природа здесь необыкновенно красива. Всё здесь прекрасно и каждый приезд сюда оставляет во мне светлый след!

   Перед Камчаткой я посетила три государства Южной Америки: Аргентину, Бразилию и Чили.

Поездку организовала Аргентинская и Южноамериканская епархия Русской Церкви. На лекции о русской иконе было сложно попасть – количество желающих оказалось так велико, что залы не могли вместить всех желающих. Очень сложно было проводить несколько встреч подряд в одном помещении, так как уже прослушавшие лекцию не хотели уходить!

Православные, католики, протестанты, эмигранты и коренные жители Америки, все проявили интерес к России и русской иконе.

«Великого Отчества – Великие сыны».

Па́вел Миха́йлович Третьяко́в (15   декабря 1832 г., Москва — 4   декабря 1898 г., Москва) — российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы (1896).

Портрет кисти Ильи Репина . Павел Третьяков

Павел Третьяков родился   в купеческой семье, получив домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн. руб.

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

В 1850-х гг. Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 г., — это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сказки» В. М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е гг. были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова,  В 1874 г. Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 г. Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.  К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893).

Скончался 4 (16) декабря 1898.  Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Как меценат, он завещал большие средства в помощь девушкам, оставшимся без попечительства или средств к существованию.  После его смерти к его наследникам со всей Москвы приходили люди,  называвшие имена девушек, которым следовало помочь устроиться в жизни. Такой девушке давали деньги, комнату, работу или рукоделие. Дальше девушка могла уже устаиваться сама, жизнь её складывалась. Так он даже после смерти спасал судьбы человеческие.

Много раз Павла Третьякова пытались награждать, дать ему дворянство. Но он всегда отказывался и говорил «Купцом родился, купцом и помру!» Вы не найдёте в истории такого человека, который бы не согласился перейти из купеческого в дворянское сословие. Ведь это была цель жизни многих русских людей.

Павел Третьяков свершил великое дело: в мировой музейной практике нет ни одного случая, чтобы частная коллекция одного человека превратилась в национальную галерею. Это истинный сын своего Великого Отечества!

 

Храм свт. Николая Чудотворца в Толмачах

Внутри Третьяковской галереи есть домовый храм свт. Николая Чудотворца в Толмачах. Храм  построен во время  жизни Павла Третьякова и в нём проходила вся его жизнь. В нём он крестил своих  шестерых детей, в нём венчались его дочери, в этом же храме его и отпевали.

Храм действующий, в нём и сейчас проводятся богослужения, а днём – экскурсии. В храме много старинных икон из запасников Третьяковской галереи. Туда перенесена самая великая святыня Земли Русской – икона Владимирской Божией Матери. Она находится в киоте, куда вставлена капсула из пуленепробиваемого стекла и сохраняется музейный климат: определённая влажность и температура. К этой иконе приезжают поклониться со всех уголков земли, молятся перед ней и митрополиты, и священнослужители и русские православные люди. Здесь часто можно увидеть коленопреклонённых перед иконой молящихся людей, и они соприкасаются с иконами не в пространстве храма, а пространстве музея. Многие возмущаются и считают, что иконы должны быть в храме. Но на всё воля Божия. И на это есть один ответ: придёт время и иконы вновь будут в храмах, но пока их нужно сохранить. Многие музейные сотрудники отдали жизнь за спасение икон. Так Александр Иванович Анисимов был хранителем иконы Владимирской, занимался её изучением, писал научные статьи. Было тогда  в советской России такое время, когда иконы хранились только в запасниках и их никто не видел. Об иконах запрещено  было говорить, рассказывать, писать, реставрировать, вести научную деятельность. Их можно было хранить только в запасниках!!! Александр Иванович претерпел три ареста, потому что информация всё равно выходила за пределы, его за это арестовывали. И, в конце концов, сослали на Соловки.  В газете «Правда» без  ведома автора опубликовали его статью об иконе Владимирская. И за эту статью его расстреляли! Но это не  единичный случай. Аресты, ссылки, тюрьмы – вот через что прошли сотрудники Третьяковской галереи, спасая иконы.

Подготовила Член Союза журналистов России Нина Доронина