Ночь музеев. Как возрождается язычество

“Навязать русскому народу язычество – гениальный ход. Тогда Россия рухнет без вторжения извне. Потому, что рухнет христианская мораль. А именно она является причиной объединения вокруг русского народа  разных других народов.

 

Свято-Владимирский храм , построенный владыкой Артемием, архиепископом Петропавловским и Камчатским

В Новосибирске несметное количество музеев: от Краеведческого и Художественного до музея «Счастья, «Сибирской бересты» культурно-исторического центра «Музей Солнца». Даже  есть Музей «Мировой Погребальной Культуры». Так что в Ночь музеев были организованы всевозможные встречи с любознательными людьми по необыкновенным и хорошо продуманным программам. В этот вечер скучать  горожанам не пришлось!

Подобные увеселительные действа были задуманы, чтобы изменить отношение людей к искусству как к чему-то скучному, на полностью противоположное мнение. Идея пришла из Берлина, где в первый раз реализовалась в 1997 году, и прижилась:  в Новосибирске: акция состоялась уже в девятый раз. Причем, в этом году в «Ночи музеев» развернули свои программы  45 музеев, а количество участников  перевалило за 60 тысяч человек. Присоединяется к «Ночи музеев» все больше площадок и из Новосибирской области.  В этот раз «Ночь музеев» проходила под негласным девизом «В музей всей семьей!»

Новосибирцы приобщают детей к искусству с раннего возраста

В музее бересты

Приучаем к искусству с младенчества

Основная и, скорее всего, самая массовая площадка — в парке «Городское начало» на Михайловской набережной реки Оби. Здесь   программа: «Ночь музеев — 2017 в парке «Городское начало».  Фотограф Валерий Кламм делает для каждого желающего посетителя фото в историческом образе.  Сотрудники телеканала ГТРК проводят отбор в ряды телеведущих, лучшие из которых в финале вечера оказались на главной сцене. Выставлены ретро автомобили  полиции; опытные лучники из физкультурно -спортивной организации «Федерация стрельбы из лука Новосибирской области» помогали всем желающим освоить древнее воинское искусство. Тут же студентки Института легкой промышленности   дефилировали в собственноручно сшитых платьях.

В программе «Музыка на Оби»   студенты Музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова и новосибирского хора «Viva voce» радовали   произведениями современных авторов популярной и рок-музыки, фолк и неоклассики, нью-эйдж, кельтской и старинной музыки.

На «Блошином рынке» – новосибирские коллекционеры организовали продажу исторических раритетов.  Художники  рисовали на асфальте, некоторые гости  делали себе аква-грим, самые отчаянные становились  моделями восточного искусства росписи тела – мехенди. Многие толпилась у станка, который  чеканил монеты с символом «Ночь музеев – 2017», чтобы получить эту монету на память;  организована была площадка аэропорта «Толмачево», где каждый смог сам пройти досмотр и стать инструктором по досмотру; на площадке стадиона «Спартак» гости  азартно играли  в футбол в стиле 30-х гг.

«Лекции под мостом»  –   Заместитель директора ГПНТБ СО РАН Антон Веселов и известные городские эксперты говорили участником об окружающих их предметах и явлениях – реке Обь, железнодорожном мосте, а также о парке на Михайловской набережной.  Световое театрализованное шоу с фейерверком «Созвездие Новосибирска» на пролете-памятнике первому железнодорожному мосту. Шоу посвящено 12 знаменитым новосибирским предприятиям, людям и важным объектам, которые празднуют свой юбилей в 2017 году – это новосибирское телевидение, зоопарк, стадион «Спартак», аэропорт Толмачево, СО РАН,  полиция, новосибирский троллейбус, ГЭС, речное пароходство и мост через Обь.

В музее «Счастья»  шла программа «Счастье живет здесь!». Знакомство со счастьем разных народов и стран, загадывание желаний с помощью экспонатов музея, погружение в счастливую пору детства через просмотр диафильмов, обучение фокусам, участие в дворовых играх 60-70-х годов («классики», «резиночки», «ножички», «вышибало»). Экспресс-обучение игре на необычных музыкальных инструментах: тибетской поющей чаше, варгане (камузе), африканской «калимбе», тайской флейте «вод», детских гуслях времен СССР, «флейте дождя», алтайской «окарине», «глюкофоне». Открытие счастливой выставки «Игрушки наших бабушек и родителей». Настольные игры: шашки, шахматы, домино, «чапаев».   Во дворе Музея Счастья  работала интерактивная походная площадка с пионерской палаткой, ароматным чаем и песнями под гитару. А «Почта Счастья» принимала и отправляла    «письма счастья» себе, своим близким и друзьям. Каждый посетитель получил в подарок талисман Музея Счастья – «Кусочек Счастья на 100 лет».

Старинный городской особняк, в котором располагается Музей Сказочных переселений «Батюшка», имеет свои тайны и загадки. Тайна происхождения названия   породила легенду о Казберуке и Гороховой и о любви, которой не суждено было счастливо свершиться. В Ночь музеев драматическая история, начавшаяся сто лет назад, оживает и получает своё продолжение.

Учтя, что везде побывать не возможно, мы выбрали для посещения два музея: Государственный художественный и «Музей бересты». Что же происходило с нами в этих музеях я и хочу рассказать.

 Новосибирский Государственный  Художественный музей в своих стенах осуществил программу «Цветочная акварель»  и развернул массу затейливых и интересных показов, концертов и  конкурсов : выступали  молодые поэты, солисты

Екатерина Марзоева (меццо-сопрано)

Новосибирского театра оперы и балета Екатерина Марзоева (меццо-сопрано),   Алексей Лаушкин (бас) исполнили романсы и арии из опер,

Солисты Новосибирского оперного театра

в Екатерининском зале небольшой оркестр с участием саксофонов, контрабаса и рояля представляли джазовые композиции .

Джазовые композиции в Екатерининском зале

Новосибирцы большие любители всяческих представлений

Проводился мастер-класс по флористике от «Сибирской школы флористики и дизайна».  Были доступны постоянные экспозиции (Русская иконопись XVI – XX века, Русская живопись XVIII – XIX веков, Искусство Советского времени, Западноевропейская живопись XVI – XIX веков, Творчество Н.К. и С.Н.Рерих, выставка «Сирень в русской живописи»); временные выставки (Воспоминания об Античности (слепки со скульптур Древней Греции и Рима), произведения художников – анималистов XX – начала XXI веков, Народные промыслы России, «Крылья Победы» – выставка работ о войне Е. Баранова.

Искусствовед познакомила нас с картинами, на которых изображены цветы, открыла смысл, который вкладывал художник в тот или иной цветок, изображая его на портрете или бытовой сцене.

Знакомство с цветами на картинах художников

Когда мы рассматриваем картины, к этому просто не присматриваемся. И   нам невдомёк, что каждый цветок в букете несёт огромный смысл, а для средневековых дам был языком тайных разговоров.

Музей бересты для нас начался с блинного гостеприимства: подали чай  и блины по старинным славянским рецептам. Тесто было заварное, и блины оказались просто таяли во рту.

Блинное гостепримство

Музей этот организован одной энтузиасткой и влюбленной в своё дело Чародейницей.

Хозяйка музея

Каких только берестяных чудес мы не насмотрелись в его небольших залах. Искусно выполненные иконы!,

Спас Нерукотворный

Свт. Николай Чудотворец Мирликийский

целые народные сценки: играющие музыканты, косари, деревенский хор, картины из огромных листов коры берёзы. Здесь же самовары и носороги,

Носорог

Искусно расписанные туеса

Пейзаж “Сила земли”

расписанные туеса и короба, чашки, плошки, поварёшки. Русская художница, проживающая сегодня в Америке, презентовала музею свои миниатюры на бересте. При этом констатировала, что американцам подобное искусство совершенно не понятно да и не нужно!

А вот и  сакральные залы: в одном представлены языческие боги славянских народов, в другом – алтайские шаманы.

Искусствовед, показывающая обряд.

В зале алтайских шаманов 

В первом искуснейшие  поделки из бересты  художника Виктора Хахалина, с 1990 г. эти работы стали его визитной карточкой. Излюбленная тема: народные сценки, крестьянский быт,  «Русские забавы»,  есть     работы,  посвященные славянским мифам и языческим Богам.

В поле на покос

Музыканты

Народная сценка

Косари

Косари

Певцы

Для нас  провели обряд  славянской свадьбы

Венцы для жениха и невесты

Будущие супруги

Дети в семье- главное

и славянский обряд «Умрун».  Молодцеватого вида и упёртого характера западенец   показывал обряд смерти,

“Тени забытых предков” Нужны ли они нам?

пользуясь книжкой Коцюбинского «Тени забытых предков». Я помню, что в советское время по этому произведению был поставлен странный тогда для нашего восприятия фильм об утопшем Иванке.   В те времена все славянские боги воспринимались нами как герои каких-то неотчётливых мифов. Ведь древнегреческие мифические боги и богини нам знакомы  и всегда казались  ближе, чем наши славянские. А почему это происходило?! Школьная программа не предусматривала знакомство с мифами, связанными со славянскими богами. Ведь тогда нужно было рассказывать и о славянах совершенно в другом ключе! И конечно,    всегда бы возникал вопрос, что с языческими богами сталось и тогда непременно всплывало бы   Крещение Руси!!!

“Едва Вера впервые появилась в мир, она сразу была затянута в некий рой мистических и метафизических сект, ведущих начало по большей части с Востока; она уподобилась одиночной золотой пчёлке, затесавшейся в осиный рой” (Гильберт Честертон “Вечный человек”)

Теперь от своей «забывчивости»  пожинаем плоды. Языческие боги возродились в умах и душах людей, считающих себя истинными славянами. Недавно возникло новое течение, – Неоязычество. И даже в моём окружении есть люди, которые участвуют в  этом, распространяя неясные знания и запутанные убеждения.

Портрет на бересте

“Мой род”

Вот рассуждения поклонников нового учения: «Языческие Боги и духи это сознательные сущности, управляющие  природными явлениями. Они сильны необыкновенно, но каждый только в своей стихии, так как ни один из них не вмещает полностью сущность Творцов. И в этом они стоят ниже человека, который, вмещает в себя всё то же, что вмещают в себя Творцы. И так же, как Творцы, человек с развитым сознанием способен управлять природными Богами и духами. Кумиры и обелиски необходимы были человеку как передающие антенны, настроенные на определённые сущности, для разговора с ними, то есть для передачи мыслительных импульсов.

Языческие боги

Только человек, вовсе не знакомый с этими положениями языческого ведизма, мог утверждать, что язычники «поклонялись своим идолам». Язычникам не было надобности верить в Богов, так как они их знали, видели и чувствовали, как мы чувствуем дуновение ветра и тепло солнечного света. В чём же заключалась языческая «вера»? А «вера» как раз и заключалась в том, что язычник верил в свои способности, умел творить реальность и знал, как заставить помогать себе природных богов и духов».

Как все привлекательно! Как и со времён Адама, когда Змий искусил Еву яблоком с древа познания добра и зла. Съешьте и станете как Боги! Неоязычество ещё смелее: Стать как Боги и даже управлять ими! И задаёшься вопросом, а что же теперь «всесильный» человек не может управиться даже  со стихиями, которые постигли сегодня нашу Планету?!

Насмотревшись в музее изображений языческих богов и алтайских шаманов, я решила выяснить, чему же теперь стремиться поклонятся русские люди.

Выяснила:  в пантеоне славян более двухсот  богов ! Среди них даже   Кощей Бессмертный, не считая других сказочных персонажей. Да, неоязычники подтвердят, в сказках и старославянской азбуке заложен действительно сакральный смысл славянской жизни! Да никто и не возражает!

Ещё выяснила, что славяне, ругали нелюбимых богов, но не забывали и благодарить их. Чтобы задобрить богов люди часто приносили в жертву домашнюю птицу, скот, оставляли не скошенным зерно, а если предвещались серьезные перемены, в жертву приносили, даже женщин и детей.

Первородные боги славянской мифологии   Род или Стрибог является творцом всего мира, прародителем богов и началом жизни всего. Берегини–Рожаницы – его помощницы, покровительницы детей и стариков, молодоженов. Хранительница домашнего очага Берегиня–Рожаница, в свою очередь, тоже имела помощников – это домовой, банник, овинник.

Славянские боги

Короба с изображением богов

Новоявленные язычники вложили даже другой смысл в первородного бога – творца мира  и прародителя богов – Рода.  Они застенчиво   замечают, что  не перунам- поклоняются (люди все же, понимают, что смешно молиться ветру или молнии с громом), а “роду”. Своему роду   поклоняются! А ведь  Род – это целая куча родни. Нет, среди них, конечно, есть и герои, и ветераны войны, и труженики тыла. Но ведь поклонятся ВСЕМУ роду, в котором грешники есть непременно. Причем, все! Включая героев и ветеранов.

Богиня земли  Мякошь,

Богиня земли  Мякошь, жена Велеса,  покровительствует плодородию, она богиня судьбы и колдовства. Ее также считают проводницей между миром живых и миром мертвых. Она помогает хозяйкам, передает умение вырастить и воспитать детей, трудиться в саду, поле, в доме, раскрывает знахарские тайны, учит разбираться в травах.

Сварог, пожалуй, самый известный из всех языческих богов. Его считают пращуром, прародителем. Это бог солнца, который дал людям речь, знания. Этот мудрый бог представляется сидящим в колеснице, в окружении предков, умных зверей и птиц. Сварог находится во всем вокруг, его можно слышать и видеть, осязать. Даждьбог первый сын Сварога. Дает  жизненную силу. Покровитель света и тепла. Повелевает дождями, дает живительную влагу и плодородие.   Русичи считали себя потомками Даждьбога, в каждом доме непременно висел его знак.

Ярило – бог молодости и плодородной земли, повелитель солнца.

 Перун – бог войны и грома, повелитель стихий. Гром воспринимали как голос Перуна, молнии – его стрелы. Представляли бога мчащимся по небу в огненной колеснице, с булавой в руках. Наши предки считали, что Перун защищает явный мир от мира невидимого, навьего. У славян – три ипостаси мира : навь, явь, правь.

Старославяне отдавали власть богам не только над погодой, но и над скотом

Бог скота

Бог скота у славян носил имя Велес от слова волосатый. Он был покровителем домашнего скота, торговли и богатства. Крестьяне же не разделяли скот и земледелие на две отрасли, поэтому часто просили помощи у Велеса для богатого урожая. Велес считался покровителем всей Руси. Но главная особенность Велеса в том, что он принес в  мир гармонию. Вместе со Сварогом они привели все в движение: день сменялся ночью, грусть радостью, менялись времена года и, жизнь обрела смысл, благодаря богу Велесу. Он был воплощением доброты и божества у славян, одним из любимых богов, но после принятия Русью обряда Крещения, он отдал свой светлый посыл святым Николаю и Власию, а сам перешел на темную сторону, став лешим. Вот такое перерождение может случиться с языческим богом!

«Навязать России язычество – гениальный ход. Тогда она рухнет без вторжения извне. Потому, что рухнет христианская мораль. А именно она является причиной объединения вокруг русского народа  разных других народов. Христианская мораль учит, что “нет ни эллина, ни иудея”. Она зовет любить ближнего, не глядя на национальность и веру. Она сотворила имперский, великодушный характер русского человека. И тем самым привлекла к нему мусульман, буддистов и племена, исповедующие даже язычество. Церковь  крестила  многие народы.

На христианской морали держится и современная российская семья. Так называемые традиционные ценности – это христианские ценности. Верность, брак исключительно между мужчиной и женщиной и многое другое. В язычестве все куда проще, к сексу у язычников-славян отношение было самое простецкое. Вот  в ночь на Ивана Купалу, празднующие побросали венки в воду, попрыгали через костер, искупались голыми совместно парни и девушки, и айда – девки в бега в лес, парни за ними. Кого поймал – та твоя. А можно ведь и нескольких за ночь поймать.

И, кажется, что наш народ затаскивают в дикие пляски тысячелетней давности, причем затаскивают лучших людей – тех, кто любит все русское так, что потерял чувство меры. Достоевский говорил: “Народ русский в огромном большинстве своем – православен и живет идеей православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчетливо и научно».   ( Эвелина Азарова).

Птица Гамаюн

Противники христианства часто видят в христианской и языческой терминологии зависимость христианства от язычества.

Вот как по этому поводу рассуждает протоиерей Василий Зеньковский в своём труде «Апологетика». «На пути рецепции язычества Церковь принимала все те истины, всю ту правду, какие могло содержать в себе язычество, исходя из того убеждения, что источник всякой истины есть Бог. Если язычество не имело прямых откровений свыше, то, по крайней мере, им предчувствовалось многие истины, в полноте и ясности данные христианством в Откровении. Когда  в сумрачный день небо закрыто тучами, на земле всё же светло, и всё видно, но когда разойдутся тучи, и на небе засияет солнце, то тогда становится ясно, откуда идёт свет на Землю. И хотя язычеству всё же многое было «открыто», т.е. ему были доступны многие истины, – но язычество не знало, где источник того света, который светит их сознанию. Христианство же не только «видит», но и знает, откуда в мире свет, где источник всякой правды. Поэтому христиане и могут принимать всё то истинное, доброе, светлое, что они могут найти в языческой мудрости. Важно только, чтобы они проверяли всё светом Христовым, чтобы «в свете Христовом узреть мир» Это и есть принцип рецепции. Однако сразу нужно указать на то, что мы никогда не можем полагаться на наш индивидуальный ум. Только та рецепция внехристианской истины или правды верна, которая исходит от Церкви, ибо истина вручена не отдельным умам, а Церкви, в которой живёт и действует Святой Дух!»

Нина Доронина

Подготовила Нина Доронина. Сведения из открытого интернета; выдержки из статьи Эвелины Азаровой, «Комсомольская правда»