День оленевода

 

На родных просторах

С 11 по 18 марта в Камчатском крае проходил эвенский национальный праздник День оленевода, где каждый гость   не только познакомился с обрядами и традициями народа Севера, но и болел за участников зрелищной гонки на оленьих упряжках.

Веками оттачивались навыки пастухов-оленеводов и передавались от отца к сыну.

Табун Коцага

Оленный праздник,  сохраняет традиции коренных малочисленных народов Севера, является одной из страниц развития оленеводства и поддерживает жизнедеятельность эвенского народа в этом направлении. Оленеводство всегда считалось  отраслью  народного хозяйства, в которой сохранялись   уклад жизни семей оленеводов, и поддерживался эвенский род, с его неповторимыми обычаями и традициями, которые  уходят в глубинную жизнь народа.

Табун “Белый путь” Дорога в тундре. Привал

Сама я выросла в Тигиле. В те годы оленеводство в области было очень развито, стада оленей паслись на бескрайних тундрах, и ещё не были утрачены древние традиции коренного населения. Они умели шить кухлянки (верхняя одежда), малахаи (шапки) и торбаса с чижами (обувь), кукули (спальные мешки) и вся одежда, особенно малахаи, искусно расшивалась бисером. Это была обычная удобная, тёплая и лёгкая одежда оленных людей. Сегодня повседневную одежду оленеводов можно встретить лишь в музеях. Каждую весну в окрестности нашего села   из тундры стекались стада олений и народ устраивал необычный праздник оленеводов с азартной борьбой, подбрасыванием на олених шкурах, лазанием по шесту, перетягиванием каната и другими весёлыми забавами. Со временем стада оленей уменьшились, передавать искусство шиться национальной одежды стало некому (дети росли в интернатах), старики покинули этот мир, не передав никому своего мастерства и своих необыкновенных навыков выживания в суровых условиях Севера.

Табун””Белый путь” Лассо для оленя
Сегодня же следует всё забытое возрождать!!!

И вот он праздник, посвящённый Дню оленевода, возрождён в Быстринском район. Да само оленеводство в крае не сгинуло во время  «великих» дел  перестройки. На празднике  Дня оленевода в Эссо,  организаторы вспоминали тех, кто смог выстоять в трудные времена, сохранил традиции и обычаи эвенского народа и передал свою любовь к народу и его традициям.

День оленевода открывается с обряда приношения огню «Улекич» и чествования лучших оленеводов края.

Комлание огню

На празднике вспомнили  тех, кто развивал и поддерживал оленеводство в трудные годы перестройки. Один из них – ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Афанасьевич Солодяков не только был отличным оленеводом, он ещё учил молодых навыкам и умению оленеводства, передавал свой бесценный опыт. Был он  человеком с разносторонними интересами,  отлично рисовал и простым огрызком карандаша картинки о животном мире Камчатки, он умело вырезал из дерева маленькие фигурки людей, оленей и животных, которые сегодня хранятся в экспозиции Быстринского музея. Умело изготавливал как оленью, так и конную упряжь; мастерски изготавливал нарты и лыжи и предметы обихода, вырезая на них свои сакральные орнаменты. И был он не только отличным оленеводом, но и отличным охотником и рыбаком.

А ещё был  отличным рассказчиком: будь то байки из жизни оленеводов или сказки у вечернего костра. Дядя Антон, так звали его земляки, был добрым и отзывчивым человеком и всегда радовался, когда видел интерес молодёжи к традициям эвенского народа. И тогда он с большим рвением и любовью старался передать навыки, которые приобрёл сам и получил от своих старших соплеменников.

Лучшие оленеводы Быстринского района

Анатолий Афанасьевич один из первых откликнулся на возрождение праздника Быстринских оленеводов и с 2004 года был непревзойденным лидером гонок на оленей упряжке. Оленеводы Северных районов Камчатки всегда следили за новостями о  гонках и не секрет, что  они прозвали дядю Антона «Непобедимый». В день праздника  Анатолий Афанасьевич Солодяков вновь вышел на старт вместе с  участниками гонки, потому что Гонка – 2017 посвящена дяде Антону – «Непобедимому».

Олени заупрямились

Оленный праздник всегда сопровождается выступлением творческих коллективов. Танцует ансамбль «Нулгур». Его основатель Наталья  Ионовна Григорьева вспоминает: «В момент создания ансамбля жил в нашем селе удивительный и творческий человек Кирьяк Степанович Черканов – он был умным педагогом, учителем и наставником, писателем, а главное прекрасным и отзывчивым человеком. Он был и участником нашего ансамбля.

Когда в балетном классе мы обсуждали, какое же имя дать нашей группе, то я обратилась к Кирьяку Степановичу с просьбой придумать название. И он тогда сказал: «Хорошо, подумаю!» Долго не ждали, пришёл пораньше на репетицию и сказал «Нулгур», значит «Кочевник» – здесь и запах тайги, запах тундры, костра, родниковой воды и свежего ветра». Я была в восторге: « Вот молодец! Здорово! Мы ведь на самом деле кочевники!» Так «кочуя» мы собирали всё, что было забыто, утеряно. Наши старики – участники, которым уже было по  70 лет, были настоящими кочевниками, все они были детьми тундры. И они старались, чтобы и мы молодые чувствовали родной запах тайги, тундры, слышали, как поют птицы, хоркают олени и дышат оленята, почувствовали вкус родниковой воды, запах костра. И всё это передавали нам в танце,   в сказках, легендах, рассказах.

Танцуют молодые

Ведь только тогда, когда держишь в памяти хорошее, родное прошлое – интереснее, веселее, достойнее показывать свою культуру, искусство, творчество своего народа.

Вот опять я беру свой бубен в руки, и он отозвался и потихонечку запел, унося меня в те самые прошлые, но дорогие мне годы, самые счастливые, озорные весёлые.

…Звени мой бубен

Я снова с героями сказок, я слышу пение Кирьяка Степановича. И всех остальных вижу – весёлых, танцующих, таких милых и родных. В их пенье, танце я   вижу и слышу запах тайги, тундры, хорканье оленей, запах костра, вкус родниковой воды. Я вижу Кочевников!»

Олени после гонки

Запалился от быстрого бега олень

И вот  праздник! Юноши бьют в бубны, изображают в танцах отважных охотников и умелых рыболовов. Девушки двигаются по сцене плавно  как птицы, то летят как стремительные олени или  превращаются в крикливых неуклюжих нерпушек. Их движения и танцы связаны с жизнью природы и животных.

Танец тетеревов

И дивишься тому, как это в наш век можно было сохранить и поддержать то, что записано в глубинной памяти народа. Не утратить это богатство  и не расплескать его во времени. Танцевальное искусство здесь передаётся от взрослых детям, которые также артистичны, как и их наставники.

А гости праздника смогли    познакомиться с изделиями народного промысла,   с блюдами национальной эвенской кухни: шурпой из оленины,

всех гостей бесплатно угощают шурпой из оленины.

чаем, эвенскими лепешками. Кульминацией мероприятия стала гонка на оленьих упряжках на 10 километров. В прошлом году победитель прошел дистанцию за 30 минут.

Будущие оленеводы – дети эвенов

Утомленный праздником

Олени животные пугливые. Некоторые упряжки сразу не побежали по трассе, а несколько раз возвращались к месту старта. А пробежав дистанцию запалённые большим расстоянием, вывалив языки, тяжело дышали и хватали толстыми губами снег. Вездесущие  гости стремились потрогать оленей и сделать сельфи на память.

Нина Доронина, фото Виктора Гуменюка и Нины Дорониной

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree