Россия – страна икон. Особенности иконописи XVI – XVII веков ч. 14

Смотреть наши старые иконы, всё равно, что оживать, после духовного обморока

Истома Савин  Владимирская Богоматерь», с 18 клеймами. Строгановская школа.

 

Самыми знаменитыми школами русской иконописи являются Московская(XIV-XV), Новгородская(XII-XV) и Строгановская (конец XVI-XVII вв.).  Во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке были уничтожены иконописные школы Киева и других крупных городов Руси. От домонгольского времени сохранились лишь единичные экземпляры икон. Не подверглись монгольскому опустошению иконописные мастерские Новгорода. Вот почему здесь расцвела знаменитая Новгородская школа. Вслед за ней достигла  расцвета столичная Московская школа иконописи.

И, наконец, наиболее поздняя Строгановская школа, которая завершает «Золотой век» русской иконописи. Часто Строгановскую школу иконописи называют кратким  эпизодом в развитии русской иконописи, XVI – начала  XVII веков. Будто бы она была слишком вычурна и представляла интерес, в первую очередь, для знатоков-коллекционеров. Даже, если в этом и есть доля истины, остается бесспорным, что Строгановская школа дала образцы для русского иконописания, оказала на него сильное влияние. Она стала официальным стилем русского искусства времен первого царя новой династии.

Большинство лучших строгановских икон было написано для Максима Яковлевича и Никиты Григорьевича Строгановых – тех самых, которые сражались с царевичем Алеем в 1582 году под Нижними Чусовскими городками и снарядили Ермака покорять Сибирь. Возможно, что именно им принадлежит и инициатива создания собственных иконописных мастерских, в которых они собрали иконописцев со всей страны. Ведь иконы Строгановской школы были лучшими образцами иконописи этого времени.  «На наилучших иконах последней четверти XVI века и первой половины XVII обычно встречаются надписи о том, что образ написан для кого-нибудь из рода Строгановых.

Прокопий Чирин Никита-воин

Строгановские иконы отличаются светлыми, чистыми красками, тщательной выписанностью деталей, «драгоценностью» письма.  Работы строгановских мастеров отличали виртуозный рисунок, особая тщательная проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурность композиций и пейзажные панорамы. Самым знаменитым иконописцем Строгановской школы является Прокопий Чирин. Его кисти принадлежит, например, знаменитая икона Иоанна-воина, написанная по заказу Максима Яковлевича Строганова, а так же икона Владимирской Божией Матери, созданная для Никиты Григорьевича. В конце жизни Прокопий Чирин становится придворным иконописцем царя Михаила Романова. В 1621 году П. Чирин умирает.

Шедеврами мастеров этой школы являются «Никита-воин» работы Прокопия Чирина (1593 года)  и его же «Иоанн Предтеча в пустыне»  (написана в 20-30 годы  XVII века). Обе иконы хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Прокопий Чирин  Иоанн предтеча в пустыне

Первые строгановские иконы XVI века  похожи на новгородские. Но сравнивая композиции новгородского и строгановского стилей, мы видим, что новгородские мастера считали достоинством своих композиций простоту и убедительность образов, а строгановские видели красоту в многосложной миниатюрности и богатых украшениях композиции. Эти черты и являются основными особенностями строгановского стиля.

Деисус

Растительность в живописи строгановской школы занимает значительное место. Но если новгородские деревья имеют условную веерообразную и округлую форму, то строгановские ближе к натуре, разнообразнее и детальнее разработаны. В цвете деревья строгановского стиля остаются зелеными, как и новгородские, но только более цветные и яркие. Листва их выполнена не условными треугольниками и инокопью, а в различных формах, ближе к натуре. Стволы деревьев выполняются также не инокопью, а штрихами, условно передающими фактуру древесной коры.

Прокопий Чирин Три отрока в пещи огненной

Лучшие мастера-иконописцы Строгановской школы жили в Сольвычегодске и в Москве. Однако, мастера-иконописцы были и в Орле-городке, в Пыскорском монастыре и в Соликамске. Традиции Строгановской школы сохранялись в XVII веке. Близкой к Сольвычегодской школе специалисты относят и знаменитый образ св. Николая Чудотворца из Соликамска. Но к концу XVII века происходит «вульгаризация» Строгановской живописи. Место настоящих образцов школы занимает подражания ей.

Степан Арефьев. Успение Богоматери

Почему последняя знаменитая школа древнерусской иконописи расцвела где-то на окраине, а не в Москве? Напомним, что расцвет Строгановской школы связан с именами Никиты и Максима Строгановых, того самого Максима, которого в детстве спас от тяжелой болезни святой Трифон Вятский. В то же время как в Москве нравы при дворе Ивана Грозного, слухи об убийстве агентами Бориса Годунова юного царевича Димитрия – не могли способствовать нравственному здоровью знатного московского боярства. Способствовало огрублению нравов так же закрепощение в 1592-1597гг. русского крестьянства. Затем, в начале XVII века, на который приходится расцвет Строгановской школы, на Руси наступило смутное время. В результате центр культурной жизни на какое-то время переместился на окраину, в Сольвычегодск и в Пермь Великую, куда, возможно, бежали от Смуты лучшие иконописцы.

Любовь Яковлевна Ушакова искусствовед Третьяковской галереи: В строгановской иконописи появляется одна особенность, Строгановы, являясь создателями новой иконописной школы, заказывают иконописцам изображать себя и свою семью на иконах. На иконе Семиона Столпника   изображается также и  Строганов со своей семьёй.

Икона ХVII века «Видение преподобного Евлогия». Идет вечернее богослужение – Вcеночная, на которой бывает освящение хлебов. Здесь хлеба изображены. И преподобному Евлогию во время богослужения было видение: он видит, как в храме появляются множество ангелов, которые принесли некие воздаяния в виде шариков и раздают их монахам. Кому-то такие большие, кому-то – маленькие, а кому-то ничего.

Видение преподобного Евлогия

В иконе звучит вечная тема воздаяния!   Эта вечная тема всегда стояла очень остро перед интеллигенцией. А стоит ли праведно жить? А стоит ли соблюдать заповеди? А стоит ли быть верующим? А что это даёт? Какой в этом во всём смысл? Этими вопросами задавались все писатели, поэты, композиторы; над этим задумывались, этим вопросам посвящали свои произведения. Произведение Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», в котором даже Толстой, отлучённый Синодом от Церкви, пришёл к выводу о необходимости покаяния. Только он сам перед смертью, к сожалению, не успел это сделать. Тема воздаяния также звучит в монастырских Патериках.

Симон Ушаков Спас Нерукотворный. Икона конца XVII века

Симон Ушаков Спас Нерукотворный

В XVII веке величайшие мастера тонко, изящно и мастерски работают, но меняется стилистика икон. Появляется живоподобие, как в портрете; светотень, появляется почти академическая трактовка узелков, складочек на одежде. Нимбы. Если на иконах в XIV – XV веках мы видели огромные нимбы  то с уменьшением духовности уменьшаются и нимбы, они становятся очень узенькими. Многие богословы писали, что перед такими иконами молились уже невзирая и вопреки. Что имеется ввиду?

Эстетическая красота, её преобладание в иконах отвлекает человека от главного: от молитвы. Меняются времена. Меняется стиль иконописи, но смысл икон остаётся прежним. Икона даёт человеку самое главное: информацию для его жизни, она не заставляет, не настаивает, Икона проповедует Истину. В иконе Христос показывается, человек направляется для того получить Христа, получит Его при причастии. На вечернем богослужении хор поёт: «Воскресение Христово видевши, Поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному…». Это не символика. Когда люди поют «Воскресение Христово видевши»…, как мы  сегодня живущие могли видеть воскресение Христово? Его видели  современники Христа. Но икона даёт нам и эту информацию: мы видим воскресение Христово через Пасху и через причастие. А что такое причастие?  Причастие – это великая Тайна. Пасхальная икона «Сошествие во ад». Христос принимается человеком в причастии и человек выводится Христом из  греховного состояния как из ада. Но только при одном условии:  нужно войти в покаяние как во ад и при причастии просить оттуда вывести из греха. Смысл причастия величайший!!! И это главное что происходит при Богослужении. А Литургия  будет свершаться до скончания века!!!

Сведения из открытого интернета

2 комментария в “Россия – страна икон. Особенности иконописи XVI – XVII веков ч. 14”

  1. София:

    Замечательные публикации о иконах!
    Хочется читать и перечитывать!..
    Нина Павловна, спасибо тебе за такой большой труд – собрать всё воедино, найти репродукции, поделиться…
    Храни тебя Господь!

  2. Тамара Ступина:

    Спасибо, дорогая Нина Павловна! Будем читать и перечитывать

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree