Россия – страна икон. Иконописец Андрей Рублёв. ч. 11

Иконы Андрея Рублёва

В подмосковном городе Звенигороде в дровяном сарае были найдены три иконы,  писанные самим Андреем Рублёвым. Спас был найден как ступенька в этом сарае, прибитая ликом вниз, а архангел Михаил и апостол Павел были найдены в самом сарае. Этих икон не касалась рука реставратора, ни один мазок и один кусочек не прибавлен. Отмыли, очистили и а к иконе Спаса прибавили доску.

Экспертиза точно подтверждает, авторство Андрея Рублёва, он раньше работал в Звенигороде, а потом уже в Троицко-Сергиевом монастыре. Об Андрее Рублёве сведений очень мало: первое упоминание в Троицкой летописи 1405 года  написана такая фраза: «Благовещенский Собор Московского Кремля расписывали Феофан Грек, Прохор с Городца, та чернец Андрей Рублёв». Чернец – означает, что иконописец – монах, Андрей – монашеское имя, мирского имени мы его не знаем. Родился где-то в средней полосе России, когда формировался институт фамилий – фамилия Рублёв перешедшая из прозвища, означает то, что он был не из  бедных слоёв населения.  И  надо отметить, что таких икон, как у Андрея Рублёва  ни у кого больше нет!  Даже сравнить не с кем! При жизни иконописца и после его смерти за его иконами гонялись, выменивали их, покупали, собирали. Это удивительные образы и такого языка он мог достичь, только ведя настоящую монашескую жизнь! Он держал на замке чувства души! Двери души, коими являются пять чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Как держать на замке эти чувства, сейчас на это способен ли человек?! Андрей Рублёв со своей артелью иконописцев в праздничные и воскресные дни,  когда нельзя было работать, сидели на седалищах, на лесах и взирали на иконы. Зачем они это делали? Чтобы никуда не ходить и не впустить в души страсти,  и настоящая духовная жизнь даёт вот такой результат.

Русский Спас

в научной литературе за рубежном. Этот образ выражает безграничную, бесконечную любовь, всепонимание и всепрощение.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации  в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда и начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

Последней работой,  стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.

Бывая в Третьяковской галерее, вы можете увидеть стоящими на коленях перед этим  образом современных монахов, священников и всех, кто хочет поклониться этому образу.  В иконном зале служится иногда молебен, и присутствующие окропляются святой водой.

Иконы Успенского иконостаса из г. Владимира.

Сохранилась небольшая  часть деисусного ряда иконостаса. История: писал Даниил Чёрный, Андрей Рублёв, Прохор с Городца вначале XV  века. Екатерина I,I путешествуя, заехала во Владимир, побыла в Успенском соборе, пожертвовала 40,0 тысяч рублей серебром на установление нового иконостаса. Коли пожертвовала императрица, тут же выломали иконостас Андрея Рублёва и  установили тот, который и до сих пор украшает Успенский Собор: это борроко XVIII века, иконостас золоченный. Но по традиции древней русской никуда нельзя девать иконы, тем более их уничтожать. И иконы Андрея Рублёва  раздали по храмам. Передали в с. Васильевское, Ивановской губернии, но в деревенские храмы иконы не влезли, их раздали в соседние храмы, и все они сохранились, в том числе и праздничный ряд. А когда раздали, то и забыли о них. А после революции, когда   сотрудники музеев ездили по городам собирать иконы, хватились, а где же Андрей Рублёв из Успенского Владимирского собора!? Когда иконы нашли, они к этому времени были под шестью слоями записей. Их снимали, снимали.. пока не добрались до самого раннего слоя: Андрей Рублёв с артелью.

Архангел Михаил

Архангел Михаил

изображён в иконографии, встречающейся в византийской живописи с начала XIV века. Он по характеру образа близок к ангелам на фресках центрального нефа Успенского собора во Владимире. На иконе утрачено золото на груди ангела, на лике есть следы царапин.Архангел одет в сияющий лазоревый хитон, почти полностью скрытый складами «клубящегося» розового плаща. Голова мягко наклонена вправо, русые кудрявые волосы перевязаны лентой в тон хитона. Искусствовед М. В. Алпатов отмечает:

« В его полуфигуре, обрисованной плавными, мягко струящимися контурами, столько человеческого обаяния, точно в земном своем облике он обрел высшее блаженство и ему неведомо стремление к «горнему» миру»

Апостол Павел

Апостол Павел изображён слегка склонившимся к Спасителю. Его лик написан более рельефно по сравнению с другими иконами Звенигородского чина.

Апостол Павел

Высказывались предположения, что он написан не Андреем Рублёвым, а его учеником. Лик апостола исполнен скорби и умиротворённости. Для подчёркивания его созерцательного образа одежды написаны в серебристо-жемчужной гамме. Обе руки апостола Павла держат крупный приоткрытый кодекс.

  Троица

Иконописцы серьёзно утверждают, что не мог человек Андрей Рублёв придумать это!!!  Оказывается, что мог! В Ветхом Завете в   19 книге Бытия – короткий рассказ. К старцу Аврааму явились три Ангела. Он пригласил их на трапезу. Ангелы сидели под Маврийским дубом за столом. Авраам принёс кувшин с вином для трапезы, Саре велел испечь хлеб и принести масло и молоко, сбегать в стадо и зажарить  лучшего ягнёнка  для трапезы. На столе три чаши, ножи, ложки. Это Ветхозаветное повествование.

Андрей Рублёв избегает всяческого повествования, изображая Троицу как главный догмат Христианской веры. Троица называется – пресвятая, единосущная, нераздельная, соприсносущная. Всё, что мы читаем в Символе веры. Каждую икону можно сверять со словами Символа веры, всё что нарушено, всё это не канонично. Андрей Рублёв изображает Троицу всесвятую: нимбы святости над Ангелами, Троица единосущная – в единой сущности три Ангела. Почему неканонична Ветхозаветная троица? Бог Отец – «ветхий деньми», Старец седовласый, Бог Сын – отрок  Иисус Христос, и Бог Святой Дух – Голубь! Они не единосущны, Голубь – птица, два других лица-люди. Отец – Старец седовласый, и Сын – Отрок  разного возраста. По Символу веры – Сын рождается от Бога-Отца, Дух Святый исходит только от Бога-Отца. И изобразить это не возможно! И Андрей Рублёв изображает Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа ангелами и различаются они по одежде! Бог Отец невидим, неведом, не изобразим, не постижим. Бог Сын –второе лицо Троицы в традиционных одеждах как на святых иконах, Бог Святой Дух в зелёных  одеждах. Голубое есть у каждого Ангела как символ Небесного. Они сидят за столом и на столе одна чаша, если на иконах есть чаша – это только причастная чаша. Никакой не обед! И даже стол, а престол, и окошечко маленькое в престоле это беломраморная рама с мощами, на которых служили литургию. Она-то и показывает, что это престол! В подтверждение лиц Троицы над Богом-Отцом – Дом, отец – домостроитель, над Богом сыном дерево – Маврийский дуб, древом жизни называют крест, на котором Он был распят. И над Богом Святым Духом гора, по которой свершается духовное восхождение.

Троица

Обратим внимание на жесты. Они взаимодействуют: издали благословляющий жест Бога-Отца, Он Сына отдаёт на распятие. Вблизи благословляющий чашу жест Сына, и всё покрывающий жест Святого Духа. Кроме чаши, в которой глава жертвенного тельца на столе, есть чаша в иконографии. Если провести линию по внутренним изображениям  Ангелов, то получится ещё одна чаша, и в этой большой чаше – Христос! И в маленькой чаше – Христос. И Троица композиционно сама собой образует круг. А круг – это геометрическая фигура, которая не имеет ни начала, ни конца. Это и есть Бог – вечность! Троица называется нераздельной, это самое сложное для объяснения. Троица повторяется и в человеке, который создан по образу и подобию Божию, Троица нераздельная – Бог в трёх лицах, человек нераздельный – дух, душа тело; в природе солнце нераздельное оно состоит из лучей, тепла и света; кирпич нераздельный – он состоит из глины, воды  и огня. Троица называется соприсносущная, они вместе, да ещё и всегда. Присно-это всегда, а это категория времени. Как изобразить категорию времени в иконе? Андрей Рублёв прибегает к уникальному решению: он изображает вечность тишиной. Уста сомкнуты, закрыты и вот это понимание в молчании – это от Бога. Понимание в молчании переносится на жизнь человека, ведь мы чувствуем хорошо себя с тем человеком, с которым приятно помолчать, а не заполнять каждую паузу словами.

Бог – это любовь! И говоря о любви, нужно сразу сказать, что она бывает жертвенная и страстная. Страстная от слова страсть, а страсть это страдание.  А о каких страданиях идёт речь в литературе, драматургии, кино?   Речь идёт о страстной любви, за которую жизнь отдают. В страсти человек слабый, но страстная любовь это страдание от недоверия, предательства, ревности.

А настоящая любовь – жертвенная! К ней надо стремиться, это предлагает учение о Троице. Конечно, жертвенная Любовь – это любовь Бога ко всем. Образцом жертвенной любви является материнство, если супружеская пара имеет жертвенную любовь, они жертвуют друг для друга своим самолюбием, гордыней, тщеславием. Это и есть настоящая любовь, когда нужно собой жертвовать. Троица нераздельная, но и Любовь нераздельная. В Древней Руси всегда знали, что если человек свою страстную любовь разделит между несколькими объектами любви, то он раздирает сам себя на части. И не только себя: страдают дети, внуки, правнуки. И избавиться от этого греха можно только одним способом – покаянием!

Когда Рублёв написал Троицу, то Троица его стала образцом для всех иконописцев Руси.

P.S .В музе Троице-Сергиевой Лавры представлен оклад для иконы Троица. В 1575 году, как свидетельствуют записи Троице-Сергиевой лавры, икона была «обложена золотом» Иваном Грозным. В 1600 году она была заново украшена драгоценным окладом царем Борисом Годуновым. Прежний же золотой оклад Ивана Грозного был переложен с неё на специально написанную для этого копию. Новый оклад повторил композицию оклада Ивана Грозного.

Оклад иконы Троица

В 1626 году царь Михаил Федорович Романов дал на икону золотые цаты с эмалями и драгоценными камнями. В XVIII веке на икону надели серебряные золоченые чеканные ризы (одеяния ангелов).

Русские люди не видели ни лики ангелов, ни их облачение, потому что покрытые олифой иконы всегда  чернели, а драгоценный оклад скрывал одежду и затенял весь смысл иконы «Троица».

До Октябрьской революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские.

Декрет Совета Народных Комиссаров от 20 апреля 1920 года «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» передавал ее ансамбль и коллекции в ведение Народного комиссариата просвещения «в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей».

Икона Андрея Рублёва «Троица» поступила в собрание государственной Третьяковской галереи в 1929 году. Она пришла из Загорского историко-художественного музея-заповедника (Сергиев-Посадский музей). Взамен 500-летнего оригинала в иконостас был помещен список, сделанный Николаем Андреевичем Барановым. И уже окончательно она была раскрыта в Третьяковской галерее Николаем Барановым.

В настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

Беседа искусствоведа Московской Третьяковской галереи Любови Яковлевны Ушаковой и сведения из открытого интернета

 

 

 

 

 

 

 

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree