Россия – страна икон XV век. Икона над Царскими вратами .Тайная вечеря ч. 9

Каждый Божий день в течение всего года (за редчайшими исключениями) Церковь совершает таинство Евхаристии. Поэтому образ Тайной Вечери или Причащения Апостолов находится в самом иконостасе, непосредственно над царскими вратами, через которые священник выносит Чашу с Телом и Кровью Христовой для причащения народа.

Когда собрал Господь Своих учеников, для того чтобы разделить с ними Свою последнюю трапезу, когда преломил самый простой хлеб, благословил самое простое вино и Своею властию Божией преложил их в Свои Тело и Кровь.

Древнее изображение Тайной Вечери : И благословил своих учеников это таинство совершать до скончания века, сказав, что в этом таинстве – залог жизни с Ним и в Нем, пребывания в Боге и сейчас, в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Потому в течение всех двух тысяч лет по всей вселенной, по всему земному шару каждый день, за исключением будней Великого поста и еще нескольких редчайших дней в году исполняется это благословение Христово.

Положенные на границе алтаря и основного объема храма, мира небесного духовного и мира земного чувственного, Царские Двери служат не только зримым входом в алтарь, но и осмысляются как дверь, ведущая в Горнее. Эти Врата имеют не только функциональное, но и символическое значение. Они являют собой вход в Царство Божье, которое стало открытым для нас через Благую весть.

Иконы в храме располагаются по канону, у каждой иконы по её содержанию и в иконостасе и в храме есть своё место. Над Царскими вратами помещается икона причастие Иисусом Христом апостолов или Тайная вечеря. Это означает то, что пространство храма – алтарь является образом рая, а пространство храма – это жизнь. И жизнь – это временное, а там – вечное! Но в жизни в алтарь нельзя входить человеку через Царские врата, а душе в рай – можно, но только через то, что изображено над Царскими вратами – только через причастие! Только один путь !

Византийская мозаика в храме Сант-Апполинаре Нуово в Ровенне (VI век)

Хуан Хуанес испанский живописец XVI век . Мадрид. Музей Прадо

Если разбирать на этой иконе язык иконописи, то всё как бы понятно, Христос причащает апостолов на Тайной вечере. И нам всё понятно и всё ясно.

Эль Греко .Национальная Пинакотека г. Болонья

Но если вглядится в икону, то можно увидеть один момент, который интересен с точки зрения языка иконописи: вот престол, а столбы не совпадают с углами престола и изображены с нарушением перспективы, построение изображения не верное. Но с точки зрения иконописи – это не важно, важно не перечеркнуть руку Христа, причащающего апостолов. Здесь главное событие – Причастие. Всевозможные нарушения – это не неумение иконописца, а язык иконы! Глазной врач Геймгольц, изучая зрение человека, сделал открытие о бессознательном умозаключении. Особенность зрения человека такова, что когда он смотрит, зрение даёт информацию в мозг, а мозг сам решает, что важно, а что неважно на изображении. Это тот же самый принцип, которым руководствуются иконописцы.

И здесь на иконе главное – это само событие: Причастие!  А так как душа человека наследует жизнь вечную, то она переходит из временного в вечное только через Причастие.

Сальвадор Дали Тайная Вечеря

Картины из открытого интернета, иконы из Третьяковки мной не найдено.

 

 

Добавить в Анти-Баннер

4 комментария в “Россия – страна икон XV век. Икона над Царскими вратами .Тайная вечеря ч. 9”

  1. любовь:

    Зря завершается Дали…убожество…

  2. Нина Доронина:

    Но она же существует, И это видение неадекватного художника. Откуда нам знать убожество это или шедевр. Человеки быстры на расправу

  3. Нина Доронина:

    Любовь! Мне кажется, что Вы несколько не правы в отношении Сальвадора Дали. Если хорошо вглядеться в картину и вдуматься, то Тайная Вечеря изображена им глубокими символами, которые связаны с Евангелием.
    Вверху руки Христа, обнимающие всю Землю: её горы, воды, руки распростёрты над грешным человечеством, чтобы спасти его. Руки Христа защищают и учеников от неверия и предательства. Ведь им предстоит нести Слово язычникам. Лики учеников неясны и скрыты. Кто есть кто – Тайна. Тайна и в том, что это – будущие апостолы, но за столом на Тайной Вечере это еще не проявлено. Ведь ученикам не ведомо, что они станут апостолами и измениться весь мир от их проповеди! Всё это пока тайна. Только Иисус знает: «Чашу Мою, которую я пью, будете пить, и крещение, которым я крещусь, будете креститься!» (Гл.20 ст. 23 Мат.)
    Руки Его распростёрты для распятия!
    Ведь среди них не только предатель Иуда, Его предадут все! И здесь это тоже пока Тайна. «Тогда говорит Иисус: «Все вы соблазнитесь о мне в эту ночь, ибо написано: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» (гл.25 ст.31 Мар.). Но они об этом ещё не знают. «Тогда все ученики оставили Его и бежали». (гл.26 ст.56 Мар.).
    Вместо чаши перед Христом стакан, и это смущает. Но вспомните Соловки и другие лагеря, в которых священники причащали просто из зэковской чашки!

  4. любовь:

    Благодарю, Нина Павловна ! Действительно, вы вполне резонно и подробно разобрали произведение художника. Мне оно чуждо и производит отталкивающее впечатление. Но это всего лишь мое впечатление…

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree