Россия – страна икон Икона Страшный суд ч. 7

 (Иконы до монгольского письма. Беседы искусствоведа Московской Третьяковской галереи Любови Яковлевны Ушаковой)

Икона Страшный суд Новгородского письма

Икона Страшный суд
Новгородского письма

Новгородская икона Страшный суд  красивая, нарядная и красочная,  даже праздничная. Такое изображение показывает нам, что Страшного суда должны бояться только отъявленные грешники, а все остальные должны смело и мужественно идти на Страшный суд. Содержание Страшного суда изложено в Библии в книге пророка Даниила: на этой иконе изображён пророк Даниил с ангелом, диктующим ему его писание. И все, что здесь изображено  – это из пророка Даниила.

Но не только. Изображается Бог Саваоф,  пророчества, Царство Небесное – Небесный Иерусалим, где люди изображены в белых одеждах. Ангелы сворачивают с двух сторон свиток – это Апокалипсис Иоанна Богослова: «Всю вселенную сверну в один свиток, вместе со звёздами, луной и солнцем, и всё перестанет быть. И все начнётся сначала: отделение тьмы от света, поклонение Голгофе!»

Следующая строчка иконы – Христос-судия, у Его ног Адам и Ева, по правую руку стоит Богородица и Иоанн Креститель, за ними архангелы. По правую руку Христа – православные народы, а по левую руку – инославные народы. На Страшный суд пойдут все,  мы не можем судить, кто с кем будет и куда будет отправлен. В центре этой строки – кресло с раскрытым Евангелием, и ангелы, разворачивают вверх свитки, и это означает, что всё тайное становиться явным.  От левой руки Христа – Крест, нижняя перекладина косая,  где правый конец перекладины направлен верх, а по левую руку –  вниз.  Это правильное расположение нижней перекладинки креста.

Читаем икону дальше. Изображение Рая.. . В Раю Богородица и Ей служат ангелы. И в Раю с Христом благоразумный работник. Благоразумный разбойник висел на кресте по правую руку Христа и сказал Ему:  «Помяни меня Господи во Царствии Твоем!» «Нынче же будешь со мною в Раю», – ответил ему Спаситель. И разбойник беспрепятственно вошёл в Рай.  . И эти искренние слова благоразумного разбойника: «Помяни меня Господи во Царствии Твоем!» означают полное осознание разбойником того, что ему никогда не попасть в рай из-за своей греховности. Грехом является только тот грех, который нераскаянный. Но это и есть его покаяние! И он попадает в рай и даёт нам грешным надежду! Это в назидание всему человечеству.

В тёмном круге, земля и море, отдающее своих мертвецов. Образом Страшного суда являются четыре трубящих ангела. В белых одеждах  восставшие души, которые означают,  что все пойдут на Страшный суд:  и тот, кто умер, и его похоронили, и тот, кого не похоронили, кто утонул, в пожаре сгорел, звери съели или пропал без вести. Все души пойдут на Страшный суд.

И теперь изображение Змия. За пяту Адама  кусает Змий. Он, извивается через всю икону,  и хвост его заканчивается в аду. На змии двадцать колец: красные и зелёные чередуются. Чередование цвета передаёт ход времени: день-ночь, день-ночь.. И так тысячи лет… И одновременно  – это мытарства, по которым поднимается душа, когда проходит на частный суд. О мытарствах христиане знают по видениям блаженной Феодоры. Здесь идёт борьба за душу между бесами  и ангелами.

Ад красного цвета – гиена огненная. В аду сатана держит душу нераскаянного грешника. Семь смертных грехов,  если хоть один из них скрыт и нераскаянный по ложному стыду – быть душе в аду. Шествие праведников к райским вратам мимо ложа Авраама и Иакова.

А между раем и адом – столб, к которому  на веки вечные прибит милостивый блудник. Он обнимает столб и прикован к нему цепями. Милостивый блудник – это символическая фигура. Вдумайтесь в название. Если он – милостивый, он должен быть в раю, если он – блудник он должен быть в аду.. Это теплохладный человек . Помните в Священном писании: “Если бы ты был холоден или горяч, а ты теплохладен, низвергну тебя!» «Это и вашим, и нашим, ни то, ни сё»,- как говорится в народе. Это самое отвратительное  качество человека, оно связано с  серьёзной проблемой его выбора. Человек при жизни должен выбрать с кем он: с Богом или с сатаной? Не бывает посередине.  Самые известные заблуждение – я сам по себе, мне никого не надо, мне всё не так. «У меня Бог в душе!» – коронная фраза таких людей.  Это полная пустота и полное заблуждение. Это можно сравнить с мусором, летающим в космосе, у которого нет  ни опоры, ни основы, ни фундамента, ни мировоззрения. Человек должен сделать выбор при жизни, потому что душа уже не в состоянии его сделать. Быть прикованным навечно между раем и адом к столбу – не завидная участь.

Эта икона отличается ещё одной деталью от других икон, изображающих Страшный суд. Вот Архангел трезубцем вонзает его в три символические фигуры. В белом клобуке митрополит или патриарх, в чёрном – монах, рядом человек в короне. Это означает, что грешником может быть любое лицо, и от греха не защищает ни облачение, ни корона, ни богатство, ни положение, ни слава, ни почести, ни нааграды. Остаётся только одно – в каком состоянии пребывает твоя душа.

В ожидании конца Света

В ожидании конца Света

Икон Страшного суда существует огромное количество, и вот по какому поводу. Во время их написания, было ожидание конца Света. Это называется эсхатологические настроения. Эсхатология – наука о конце Света. Заканчивалась 7-ая тысяча лет. По предсказаниям при наступлении 7 тысячи лет произойдёт конец Света. 7 тысяча лет по исчислению от сотворения мира, а был это  1492 год. Поэтому же исчислению Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

Икона Страшный суд

Икона Страшный суд

Но конец Света не случился, люди продолжали жить, полагая, что конец Света опаздывает.  Люди конца Света не дождались, но на протяжении всего времени ожидания больше всего было написано икон Страшного суда.  Новгородская одна из них и является самой типичной для того времени.

Фото икон из открытого интернета

 

 

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree