Россия – страна икон ч. 2

Спас Нерукотворный 

(Иконы домонгольского письма. Беседы искусствоведа Московской Третьяковской галереи Любови Яковлевны Ушаковой)

Язык иконописи нужно знать, чтобы читать иконы. Иконы имеют глубочайший смысл, а язык иконописи таков, что он даёт возможность всё понимать  при простоте и гениальности изображения. В иконе, возможно, изобразить то, что невозможно в живописи. В живописи невозможно изобразить, то, что внутри. В иконописи можно изобразить развёрстки, чертежи, при этом используется обратная перспектива, аксонометрия; храм можно изобразить одновременно снаружи и внутри. В иконописи возможно всё!

Образ Спаса Нерукотворного  имеет особое содержание:

Спас Нерукотворный Новгородская икона XII века

Спас Нерукотворный Новгородская икона XII века

Христос  – Человек, дал образ Христа – Бога. Обстоятельства были такими. В Малой Азии в городе Эдессе  заболел проказой её правитель Авгарь Ухама V.  Понимая, что спасти его может только чудо, он послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его. Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю. Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей. Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня. Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты.  Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.  Когда царь Авгарь только прикоснулся к плату, то тут же исцелился. Уразумев, что это Великая Святыня, и что ей должны покланяться многие, он это полотенце завязал двумя узелками, прибил к доске и велел повесить над городскими воротами. Спасаясь от набегов врагов, нишу с иконой над воротами закрыли шиферной доской и замуровали. Потом, когда прошло много лет и пришло время,  раскрыли доску, чтобы достать святыню,  на шиферной доске оказался отпечаток Лика Спасителя, появившись на нём чудесным образом.  И с тех пор имеется два изображения Спаса Нерукотворного:  существует изображение Пречистого Лика на убрусе, он так и называется «Убрус» (в переводе – платок), и без убруса – «Чрепие». Оба типа икон в равной степени почитаются православной церковью.

Спас на убрусе Симон Ушаков 1658 год

Спас на убрусе Симон Ушаков 1658 год

Это единственный такой случай и единственная такая икона, когда  Христос -Человек дал образ Христа Бога.  Двойственность сущности Спасителя: человеческая и Божественная подчёркивает, что Христос родился на земле в человеческом образе, не переставая при этом быть Богом. А тонкость такая: когда мы говорим о Христе – Боге, только в настоящем времени, когда мы говорим о Христе – человеке мы говорим исторически в прошедшем времени.

Из Четьи Минеи

В  VIII веке все христиане Востока отмечали праздники в честь Спаса Нерукотворного.

Перенесение образа в Константинополь. В середине Х века благочестивые византийские

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

императоры выкупили святыню у правителя города Эдесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери. Там в течение более трёхсот лет и находилась икона “Спас Нерукотворный”. Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира.

Почитание образа в России.  Первые списки с иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь сразу после установления христианства. Это были, судя по всему, византийские и греческие копии.

Из самых ранних, дошедших до нас образов данного иконографического типа можно назвать Новгородский Спас Нерукотворный. Начиная с ХIV-XV  веков в русскую традицию входит изображать фигуры ангелов, держащих верхние концы платка. На Руси этот образ всегда был одним из самых почитаемых, именно его изображали на боевых знамёнах русской армии. Особенное поклонение ему как чудотворному образу началось после того, как в 1888 г. под Харьковом произошло крушение царского поезда. Находившийся в нём император Александр III чудесным образом спасся от неминуемой гибели. Принято считать, что это произошло благодаря тому, что при нём была копия Спаса Нерукотворного.

 Молитва иконе Спас Нерукотворный. После этого чудесного избавления от смерти высшим церковным руководством был учреждён специальный молебен, прославляющий чудотворную икону. В повседневной жизни святой образ по молитвам, обращённым к нему с верою и смирением, несёт людям исцеление от недугов и дарование просимых благ.

Название Спасской башни Московского кремля и одноимённых ворот напрямую связаны с этой иконой. До 1917 года она находилась над воротами с их внутренней стороны. Это был список с чудотворный иконы, доставленной из Вятки в 1647 году. Позднее её поместили в Новоспасском монастыре. В христианской традиции особое значение этого образа связано с тем, что он рассматривается как материальное доказательство истинности воплощения Спасителя в образе человека. В эпоху же иконоборчества это было важнейшим аргументом в пользу сторонников иконопочитания.

Версия связи образа с Туринской плащаницей

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Сведения Четьи-Минеи из открытого интернета

Один ответ в “Россия – страна икон ч. 2”

  1. андрей:

    для меня чудо это то Господь Бог смилостивился над нами грешниками позволил Христу родится на грешной земле..

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree