Россия – страна икон ч. 1


 Если картину называют окном в окружающий мир, то икону – окном в мир невидимый. Икона изображает, не то, что привычно для человека в его повседневной жизни, а являет нам образ жизни будущего века.

В поездке по Камчатскому  краю

Любовь Яковлевна в поездке по Камчатскому краю

В мае прошлого года нашу епархию посетила искусствовед Московской Третьяковской галереи Любовь Яковлевна Ушакова. В конце апреля в течение десяти дней она побывала в селах Срединной Камчатки, общалась с учащимися средних школ и детских домов, провела беседы в городских библиотеках. Как дети, так и взрослые слушатели не остались равнодушными к прекрасному слову искусствоведа, раскрывающего необычную для восприятия тему: предания об иконах. Мной, были записаны её беседы в Духовно-просветительском центре, и сегодня я  этот материал  публикую.

С древнейших времён считалось, что Византия богословствует словом, а Россия – образом! В Византии писали книги, а в Древней Руси – иконы.

Россию принято считать страной икон. В ней созданы и сохранились до наших дней иконы высочайшего духовного и художественного качества.  Таких икон как в России нет ни в одной стране мира. Это уникальное достижение русских людей. В наших музеях хранится 18 икон, написанных до татаро-монгольского нашествия, которое произошло в 1237 году. Эти иконы неизвестных мастеров имеют высочайшую духовную ценность, им более 800 лет.

Когда человек находится пред иконой, то независимо от его восприятия лик Святого с иконы смотрит и воздействует на душу человека. Икона несет в себе информацию, которая  полезна для духовного развития, для духовного роста человека. Поэтому необходимо изучать содержание иконы, приемы, с помощью которых икона передает свой сакральный смысл. А духовный рост человека продолжается независимо от возраста, на протяжении всей его жизни. Человек приходит в мир нагим, и таким же уходит из него, но с духовным богатством, которые приобрёл или не приобрел в течение жизни. Конечно, духовный рост каждому даётся нелегко, но нужно открывать свои духовные очи, достигать духовной зрелости и стремиться к мудрости. И нашему духовному росту помогают иконы.

Чудеса от икон, такие как мироточение – это знак человеку, чтобы он был собран, усилил свои молитвы ко Господу и Святым. В этом есть и некоторое предупреждение беспечному человечеству, совершающему неблагоразумные поступки, злые дела, и конечно, в этом – и Милость Божия! Этими явлениями Бог напоминает, что Он рядом, призывает человека к благоразумию и мудрости.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону – окном в мир невидимый. Икона изображает, не то, что привычно для человека в его повседневной жизни, а являет нам образ жизни будущего века.

Главное пополнение Третьяковской галереи иконами происходило после революции. И  это были те иконы, которые   при уничтожении   храмов и монастырей, собирали и свозили в единый Музейный фонд,  а потом распределяли по разным  музеям. В Третьяковке лучшая коллекция  икон, качество коллекций определяется их древностью, у нас хранится 16 икон до монгольского периода, это иконы, написанные до 1237 года. А в России их всего 18: одна – в Успенском Соборе Московского Кремля, другая – в  Русском музее Санкт-Петербурга.

Икона Божия Матерь Владимирская

Икона Божией Матери ” Владимирская”

Одна из древнейших икон  – икона Божией Матери «Владимирская», она находится в Третьяковской галерее. Все гости из-за рубежа, и гости из других городов обязательно посещают залы с иконами Андрея Рублёва и икону Божией Матери «Владимирская», которая сегодня находится в храме свт. Николая Чудотворца в Толмачах, храм расположен в самой Третьяковской галерее.

В научном каталоге галереи описание икон сопровождается преданиями. Без предания икона не живёт, а в основе иконописания лежит  иконопочитание. На седьмом Вселенском  соборе, когда было утверждено иконопочитание, поклонение иконам стало главным. Мы поклоняемся первообразу через икону.

«Владимирская» икона Божией Матери – привозная, она – византийская из Константинополя. По преданию икону писал евангелист Лука при жизни Богородицы, но делают оговорку, что это список с иконы евангелиста Луки, хотя это точно не известно. Он написал её на крышке столика, за которым сидела Богородица с младенцем Христом за трапезой. Предание говорит о том, что Богородица видела этот образ и произнесла слова: «Благодать родившегося от меня и моя будет с сим образом навеки». Икона до 450 года находилась в Иерусалиме, в 450 года была принесена в Константинополь, а в начале ХII века была подарена Лукой Исоверхом, константинопольским Патриархом русскому князю  Юрию Долгорукому, который в это время княжил в Киеве. Юрий Долгорукий основатель Москвы, но Москвы тогда ещё не  существовало. Он получил подарок эту икону и поставил её в Вышгороде. Когда  князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого решил уехать из Киева, в своё Ростово-Суздальское княжество, он взял эту икону с собой.

Но как мог сын увезти такую великую святыню  с собой, подаренную его отцу Юрию Долгорукому?

В описании иконы есть такие сведения, что икона постоянно меняла своё расположение в храме, и, как правило, утром её находили в разных местах. Это считалось знаком, что Богородица желает, чтобы её образ был в каком-то другом месте.  Последней каплей, которая решила все сомнения, когда она находилась на аналое, а нашли  её развёрнутой к алтарю. Поэтому никаких препятствий не было, чтобы отдать её Андрею Боголюбскому, и он забрал её в своё северное княжество. На повозке неспешно ехали  на лошадях, по традиции поклонялись иконе в каждом городе и селении, и доехали до г. Владимира – на – Клязьме, когда и здесь поклонились этой иконе,  Андрей Боголюбский  отправился дальше. Но мог отъехать только шесть вёрст. Лошади остановились и дальше не пошли, что только не делали: толкали лошадей, распрягали их, снимали икону, дальше пути нет. Андрей Боголюбский опечалился, остался на этом месте на ночь, молился, и ему было видение Богородицы во весь рост, и он услышал от неё голос, чтобы он икону оставил во Владимире, а на этом месте, где случилось это стояние,   построил храм и основал монастырь. Всё это было устроено и сейчас это город Боголюбово.

Боголюбово ,Фото Валерии Струниковой

Боголюбово ,Фото Валерии Струнниковой

На следующее утро  икону повезли во Владимир и лошади легко пошли. Она была поставлена в Успенской деревянной церкви, и в этом же году был заложен огромный каменный Успенско-Владимирский  собор, который в начале ХVII века расписывал Андрей Рублёв. И с этого момента икона приобретает название «Владимирская».

Успенско-Владимирский собор г. Владимир

Успенско-Владимирский собор, город Владимир

До 1295 года икона находилась во Владимире, пока Тамерлан со своим войском не подошёл под стены Москвы. И икону несут крестным ходом от Владимира в Москву, для спасения от хана Тамерлана. 28 августа 1295 года после литургии на Успение вышли крестным ходом и 8 сентября встретили икону в Москве.

На том месте, где была встречена икона, был основан Сретенский монастырь, а улица, по которой несли икону сегодня, называется Сретенской. Икону поставили в Успенском соборе Московского  Кремля. И этой же ночью хану Тамерлану было страшное видение: он видел некую Жену, окруженную воинами, и она грозила ему. Хану сказали, что это Мать русского Бога, сила её неодолима, и нам их никогда не победить. Это был единственный случай, описанный во всех учебниках, когда грозный хан бежал из под Москвы, не приняв боя, гонимый силой Божией Матери.

Икону уже не отдали во Владимир, Андрей Рублёв написал список с иконы для города Владимира, и эта икона тоже стала чудотворной, а Владимирская осталась в Москве в Успенском соборе.

Москва Успенский собор в Кремле

Москва. Успенский собор в Кремле

В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.

Самое последнее на нашей памяти событие – это 1993 год. Во время ГКЧП – путча попросил икону из музея Святейший приснопамятный Патриарх Алексей, её привезли в Елоховский кафедральный собор для молитвы.

Елоховский собор , Москва

Елоховский собор , город Москва

Это было невероятное событие,  Елоховский собор был полон народу, весь храм упал на колени и слёзно молился об умирении путча и спасении России. После службы икону вернули в Третьяковскую галерею.

Беседу записала Нина Доронина, фото из открытого интернета

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree