Беседа с регентом церковного хора Ириной Тымчук :
Я пришла в храм свт. Николая Чудотворца 20 лет назад. Хор уже был создан, а все певчие – из нашего музыкального училища, которое оканчивала и я. У хора был регент Ольга Баранова и, конечно, я стала в нём певчей. Знания, которые мы получили в музыкальном училище, они отличаются от того пения, которое необходимо было для церковного хора. В любом светском пении нужно дыхание, дикция и обязательно эмоции. В церковном пении остаётся опора на дыхание и дикцию, но эмоции здесь проявлять не следует, здесь нужно быть сдержанным. Хорошее церковное пение зависит от твоего духовного настроя и молитвенного состояния.
Благодаря своему неравнодушию и дотошности, и стремлению узнать порядок службы, я постоянно выясняла у нашего регента все тонкости песнопений. Ольга мне всё терпеливо объясняла, но иногда не выдерживала моей дотошности. Однажды Ольга назначила меня регентовать во время своего отсутствия. Я помню свою первую службу регентом: было очень волнительно, голос дрожал, но Господь в такой момент нас не оставил!
У нас в храме было два хора: левый и правый: мы не пели антифоном, но делили пополам стихиры, тропари. Основные праздничные песнопения великих композиторов Петра Чайковского, Бортнянского, Чеснокова исполнял наш хор. А левый хор пел обиход, в нём были матушки, о. Аркадий и многие другие. И по каким-то причинам наш главный хор решил полностью перейти в храм апп. Петра и Павла. Меня тоже предложили, но я рассудила, что оставлять наш храм было бы неверным поступком. И осталась! Осталась я с левым хором, мы старались тогда не петь сложных произведений, в тот момент задачей нашей было украсить службу песнопениями и придать ей молитвенное состояние.
Со временем все устроилось, и мы даже стали принимать участие в Рождественских и Пасхальных фестивалях. Пение в храме и на публике очень разнятся, всегда ощущаешь некоторое смущение, но нас принимали хорошо, и я думаю, эти наши концерты всё-таки знакомили жителей города с православными традициями.
Конечно, регент хора обязан знать весь порядок службы. Каждая служба идёт по уставу, которого придерживаются как священнослужители, так и певчие. Сейчас выпустили Богослужебный устав, в котором всё расписано до мелочей. Я его называю в шутку книгой для ленивых. Раньше, когда я начинала регентовать, у нас такого Устава не было, приходилось всё строить самим по Типикону и другим книгам и смотреть, что зачем поётся.
Сложности в работе с коллективом иногда возникают из-за отсутствия единомыслия. И это происходит не только в нашем, но и во многих других хорах. Во время службы я могу уставать, если в коллективе чувствуется напряжение. Тогда, чтобы умягчить обстановку, предлагаю исполнить произведение, которое всем нравиться. Если я сама отвлекаюсь во время пения на какие-то житейские размышления, я тут же начинаю закашливаться или голос пропадает. Господь сразу преподает мне свой урок.
Песнопение во время службы объединяет прихожан. Ведь на службу приходят разные люди, с разным настроением и можно сказать по своим надобностям: записки подать, свечи поставить. Приходит всяческий народ и всех надо объединить в одном направлении: на участие в Божественной Литургии. Нужно объединить людей в единое тело – тело Церкви. Поэтому все вмести поют Символ веры, молитву Господню – “Отче наш”, и если песнопение простое, то прихожане могут подпевать. И людей это участие в службе не только радует, но и приводит в молитвенное состояние.
Когда мы выезжаем в какой-нибудь приход служить Литургию вместе с владыкой Артемием, то в сельской церкви возникает теплая домашняя обстановка. И душа всегда трепещет, потому что ты стоишь рядом с Владыкой, и вся служба свершается с отеческой любовью.
Владыка Артемий о соборном хоре: «Посещая праздничные богослужения в других епархиях, я не встречал более молитвенного пения, чем в нашем кафедральном соборе. Зачастую пение в кафедральных соборах отличается пышностью своих распевов. Я считаю, что богослужебное пение должно настраивать прихожан на молитву, а не поражать своей громогласностью и помпезностью. И за этот именно молитвенный настрой я вам благодарен».
Священнослужители на “Пассии”
Нина Доронина, фото: София Никитина и архива епархии
Замечательный материал !!!! Нина, а нельзя некоторые фото в нормальном формате отсканировать ? Там есть фото нашей общины с отцом Аркадием, а у нас в архиве такой нет.