Пойте ,Господу нашему, пойте….О церковных хорах епархии

Поют священнослужители

Поют священнослужители

«Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему,

ибо это сладостно, – хвала подобающая».

(Псалом 146)

Многие камчадалы ещё помнят, что были такие времена, когда не было на Камчатке ни храмов, ни священников и иже с ними и церковных хоров.

Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в Рождественскую ночь. Обычай употреблять песнопения на богослужениях, как молитвенная жертва уст, был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери.

Церковное пение является частью Предания. Церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу.

Святой князь Владимир издал указ, где велел основывать школы. “Повесть временных лет” сообщает, что князь Владимир “нача поимати у нарочитыя чади дети и нача даяти на ученье книжное”.

Богослужебное пение в Православной Церкви сразу же стало профессиональным, на что указывает Постановление церковного Собора 1274 г. В нем говорится, чтобы церковное чтение и пение выполнялись людьми, специально “посвященными на это”.

Как всё начиналось…

О том, как в наших храмах создавались первые церковные хоры, мы побеседовали с насельником Свято-Троицкой лавры иегуменом о. Аркадием (Смекаловым):

Тогда в начале перестройки началось, можно сказать, второе Крещение Руси. Стали открываться храмы, потребовались священники, которых тогда в стране было не много, ведь в те годы духовные школы выпускали очень мало пастырей. В 1991 г. духовник Лавры отец Кирилл благословил несколько монахов меня и о. Ферапонта и поехать служить на Камчатку. К нам присоединились монахи Диомид и Филофей.

В Троице-Сергиевой лавре

о Аркадий в Троице-Сергиевой лавре с Людмилой Асфандияровой

В городе Елизово тогда Дом пионеров отдали под здание храма, мы его оборудовали, поставили иконостас. И начали церковную жизнь с очень важного в богослужебной жизни – с создания церковного хора. Мне пришлось вспомнить свои музыкальные навыки: учась в семинарии Лавры, я выучил ноты и освоил игру на фортепьяно; кроме того, пока учился, пел в церковных хорах, опыт у меня к этому времени был приличный. Взяли юных певчих Лену Щеглову и Ольгу Башкирову, это были ученицы, с которых началась моя работа на клиросе. Ольга Башкирова  – родная мать настоятеля Елизовского храма о. Валерия Гладилина .

Через год я вернулся в Лавру, 1995 году владыка Нестор, приснопамятный епископ Петропавловский и Камчатский, попросил меня вновь поучаствовать в духовной жизни полуострова. В это время кинотеатр «Родина» предали под Никольский собор. И встала та же проблема: петь некому. Доходило до того, что на службах пел владыка Нестор, я и маленькая 11 летняя девочка Женя. Однажды после проповеди я обратился к прихожанам: «Кто хочет петь в храме, приходите, будем заниматься, и научим церковному песнопению всех, кто пожелает».

Тогда я понял, что лучше всего заниматься с подростками после переходного возраста, после 15-17 лет, потому что их легче учить. Они не обидчивые, послушные, хорошо все усваивают, нежели взрослые люди. Пришла Люба, теперешняя матушка отца Василия Гросса, Людмила Асфандиярова, Елена Неверова, матушка о. Михаила, Марьяна Сергеевна Неверова, Василина, матушка о. Максима Дентовского, о. Василий Гросс. Через клирос тогда прошла вся наша активная церковная молодёжь. Мы не только пели, но ходили вместе в походы, сплавлялись по рекам, взбирались на вулканы.  С тех пор наши первые певчие сами уже стали мамами, но в храмах остались и поют до сих пор.

Вместе с Людмилой Асфандияровой мы стали ездить в г. Вилючинск и там тоже учили певчих, ездили по праздникам и на Литургии. На Командорах из-за непогоды мы задержались на целый месяц, естественно, не тратили времени понапрасну, а занимались с прихожанами певческим делом и создали маленький хор.

Пути и дороги края

Пути и дороги края

 Иероманах-Аркадий-на-Командорах.-Справа-Людмила-Асфондиярова.


Иеромонах Аркадий на Командорах. Справа Людмила Асфандиярова.

В каком бы я храме не служил, я всегда ставил перед собой задачу – создание хора. Храм это не только ведь духовная школа, но это и школа духовной культуры, духовного искусства. Когда русский человек приходил в храм он оставлял всё житейское попечение и суету, в храмах было боголепно и красиво. И русские люди всегда заботились об украшении Божиего Дома. Красивое пение, красивые иконы, красивая служба! И Церковь являла человеку подобие Царствия Небесного на земле. Ведь в храме собрано от жизнедеятельности человека в области искусства, ремёсел, пения всё самое лучшее. В храме человек учился не только высокодуховным вещам: молитве, посту, но и видел красоту, которую приносил в свой собственный дом: иконочки вешал, ладаном кадил, пел духовные песни.

По моему глубокому убеждению, на клиросе должны стоять люди приближённые к алтарю: только верующие, только воцерковлённые! А приглашать профессионалов на клирос – это не совсем грамотный подход к служению в храме. На клиросе не должно быть просто наёмников, которые грамотно поют, получают деньги, а о духовном состоянии и не помышляют, подчас и не имеют даже о нём представления.

Петь на клиросе, мне кажется, это призвание, потому что без помощи Божией человеку самому это не возможно. Когда  человек имеет настоящий талант, то он и приносит его в дар Богу! Человек, находясь на клиросе, раскрывает свой творческий потенциал, который Бог ему заложил, и ещё больше воцерковляется, и живёт в этом потоке духовной жизни. На службе певчие помогают батюшке, участвуют в замечательном церковном искусстве, такое как пение. И во всём этом певчий реализует себя, как верующий человек, служа тем самым Богу. И это даёт ему силы в нашей сложной жизни преодолевать искушения, жизненные невзгоды и помогать тем, кто рядом.

Людмила Асфандиярова, духовная дочь о. Аркадия:

дмила Асфандиярова на освящении храма в с. Тигиль

Людмила Асфандиярова на освящении храма в с. Тигиль

В этом году  у меня юбилейный год: уже 20 лет, как я служу в церковных хорах, а стою на клиросе в храмах с 14 лет. Я очень люблю ездить в сельские приходы, конечно с певчими сельских храмов петь даже обиход не всегда просто, многое они поют не верно, но всегда после совместной молитвы с ними на душе остаётся радость и умиротворение. Радостно за людей, которые искренне молились и от души славили Господа. Свои первые певческие университеты я осваивала вместе с о. Аркадием в храме Вилючинска, позже учила певчих в п. Николаевка, сегодня певчая из этого храма Надежда Привалова поёт в храме Сергия Радонежского на Северо-Востоке. Несколько лет пела в обители «Нечаянная радость» вместе с Ириной Но, Царствие ей Небесное! Готовили певчих в п. Палана, и я везде служила как регент, обучала хор правильно вести службу. И в любом селе находились люди, которые пели в храмах обиход. Очень долго пела в женском монастыре Казанской Божией Матери при матушке Маркеле. Даже, когда я работала, то всегда изыскивала возможность, и находила время для клироса и обучения певчих. У меня давно выработалось правило ехать в тот храм, где никого нет, чтобы помочь подготовить певчих. Такие поездки сопряжены всегда с какими-нибудь трудностями, но у меня всегда есть одно стремление – помочь! И для меня это неизречённая радость!

За это время я духовно изменилась, и само по себе эти годы сделали меня осознанной христианкой. Во мне уже всё слитно: вера, духовная жизнь, христианское мышление, церковное пение, я везде одинакова, и я уже ничего не разделяю в себе. И с этим совсем и живу на свете!

 Нина Доронина, фото из архива Людмилы Асфандияровой

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree