ЧТО БОГ СОЧЕТАЛ, ТОГО ЧЕЛОВЕК ДА НЕ РАЗЛУЧАЕТ…

Скмья еастоятеля Елизовского храма Живоначальной Троицы о. Валепия Гладилина

Семья о. Валерия Гладилина, настоятеля Елизовского храма Свято-Живоначальной Троицы

«Немного можно видеть благочестивых семейств в нынешнее время. Многие как будто совсем лишены благословения Божия. То раздоры и постоянные несогласия между мужем и женой, то непочтение в детях, то дурное развратное поведение одного из них, то плачут родители от детей, то дети не видят в родителях того, что желали бы и что должны бы видеть в них. А там неверие проникло в семью и заразило даже лучших членов ее. На глазах у всех есть такие семьи: семьи несчастные, даже такие, где кто-то покончил жизнь самоубийством – кто от беспорядочной жизни, кто от не исполнившихся желаний. И, что удивительно, все это происходит при обилии материальных благ. Только бы жить и радоваться, да Бога благодарить, а они ни того, ни другого не делают, а погибель вечную добровольно избрали себе уделом, как будто для нее и родились» – так писал священник Александр Рождественский в своём труде «Благоустроение семейной жизни», изданном в Санкт-Петербурге, в 1902 году.

Наш корреспондент выяснял мнение о современном состоянии семей и отношение к ним Православной церкви у настоятеля церкви Успения Божией Матери Валерия Гладилина и клирика этой церкви Дмитрия Бакурова:

О. Валерий Гладилин: Православной церковью признаются браки, зарегистрированные в государственных органах , и если супруги оба верующие и живут церковной жизнью, то они допускаются ко всем церковным таинствам, в том числе и к причастию. Желательно таким супругам повенчаться, ведь если брак освящён и скреплён Богом, то такая семья крепка и представляет малую церковь. Может быть так, что один из супругов  неверующий, венчаться не хочет, такие браки церковью признаются, а верующий супруг ничем не ограничен в исполнении церковных обрядов.

Сейчас многие молодые люди живут, так называемом гражданском браке. С точки зрения церкви это блудное сожительство и его никак браком признать нельзя. С такими людьми мы ведём беседы и до причастия их не допускаем, хотя они могут исповедоваться.

Что касается семей священников, то это венчанные браки, они крепкие, потому что основаны на вере, взаимности и уважении супругов. Священнические семьи стараются сохранить все заповеди Божии и в общении друг с другом.

Семья настоятеля храма в честь Казанской Божией Матери п. Авача о. Василия Тищенко

Семья о. Василия Тищенко, настоятеля храма в честь Казанской Божией Матери п. Авача

Муж – глава своей жены, это преимущество усвояет ему Сам Бог, даровавший мужескому полу силы в самой его природе. При этом муж должен обращаться с своей женой всегда почтительно, с приличным уважением, а не как с рабой. Этого требуют установленные Богом отношения мужа и жены, как членов одного тела. “Мужья,- говорит апостол Петр,- обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни”.

Матушка Елена Неверова с детьми

Матушка Елена Неверова с детьми

Конечно, и в семьях священников не может всё проходить безоблачно, бывают и нестроения, житейские неурядицы и материальные проблемы, но все они решаются смирением, терпением, трудом, молитвой.

Но в семьях неверующих супругов могут возникать не только материальные проблемы, но проблемы духовные. И здесь причиной раздоров является гордыня, когда каждый стремиться доказать свою правоту, настоять на своём, и как правило по многим вопросам супруги не могут найти общего языка и браки распадаются. Супруги не способны найти в себе, прежде всего духовных сил, чтобы сохранить семью.

Что же касается семей верующих, то там проблемы решаются с помощью смирения, которое является главной христианской добродетелью. В сложных ситуациях супруг думает не о том, чтобы настоять на своём, а о том, как сохранить добрые отношения и мир семьи, уступить в чём-то, и тогда проблема решается легче. Если же в семье есть духовная основа – любовь христианская между супругами, терпение, смирение, то такая семья способна преодолеть любые житейские невзгоды.

Если семья устрояется как малая церковь, то всё, что в ней происходит: рождение детей, какие-то другие важные события, семью скрепляют. Если же нет взаимопонимания, духовной близости, то рождение ребёнка может и отдалить супругов друг от друга. Ребёнок становиться между супругами и может помешать гармоничным отношениям между ними. Это еще раз подчёркивает, что такая семья не построена на духовных узах. А если всё в семье построено по заповедям Божиим, по любви, то дети приносят только радость и укрепляют семейные отношения.

С матушкой Ольгой мы прожили 16 лет, у нас семеро детей. Если в семье возникают какие-то нестроения, то мы спокойно всё обсуждаем вместе и находим решение. Забота о детях, в основном лежит на плечах матушки. Она числиться на работе в детском саде, так как воспитывает семерых детей в своей семье. Когда дети пойдут в школу, она выйдет на работу воспитателем в детский сад. Отцовское внимание так же необходимо детям, и я стараюсь его оказывать в меру своих сил.

Родительская забота и попечение о детях, при благословении и содействии Всевышнего, важно и для гражданского общества, и для Церкви: для общества мы приготовляем полезных членов – будущих добрых родителей, попечительных начальников, утешителей несчастных, благодетелей человечества; для церкви – истинных членов ее, достойных служителей алтаря, наследников Царства Небесного. И для себя утешение в жизни отраду в скорби, опору в нуждах, болезнях и старости, надежду и залог милости Божией в жизни будущей.

Семья – ваш улей, будьте же мирными пчелками Божиими

Семья-ваш улей, будьте же мирными пчелками в ней

 

О. Дмитрий Бакуров: Если Господь не созиждет твой дом, то чтобы ты не делал всё бесполезно. Пока Господь с тобой, дело идёт и спорится, и семья крепнет, и род укрепляется, и враг побеждается малым числом. А как только от Бога отвернулись, то поколение за поколением просто загинет. Ведь духовная работа не видима; психология – это изначально церковная наука о душе, и мы должны все эти знания черпать в Церкви.

В настоящей православной семье, так же как и в семьях священников, члены её молятся, исповедуются и причащаются, посещают православные службы, соблюдают заповеди Господни, поэтому души их возрастают, и приходит правильное понимание, как жить друг с другом в мире и согласии.

Конечно, любая семья живя в миру, сталкивается со многими житейскими проблемами и невзгодами, но православный человек всегда в таких ситуациях при оружии: он при молитве. И борется с искушениями, усиливая молитву ко Господу и уповает на Его промысел.

Если  в семье появляются дети, то родители должны забыть про себя, а серьёзно начать заниматься воспитанием детей. Не нужно думать, что детей воспитает детсад, школа и другие общественные учреждения, современные родители должны быть сами грамотными в вопросах воспитания. На мой взгляд, много полезного и нравственного в вопросах воспитания родители могут почерпнуть в православной литературе, даже найти много интересного по устроению семьи и общении с детьми в такой книге как «Домострой», ею руководствовались наши предки.

Семья настоятеля храма в честь Спаса Нерукотворного с. Эссо о. Владислав Ревенок

Семья о. Владислава Ревенка, настоятеля храма в честь Спаса Нерукотворного с. Эссо 

Сегодня в обществе много говорят о правах ребёнка. И ребёнок на самом деле начинает думать, что у него есть действительно права отдельные от его родителей, как правило, он начинает жаловаться на родителей по всякому поводу, не приемлет родительскую любовь и опеку, тем самым нарушая заповедь Божию о почитании матери и отца. А это уже нарушение семейных устоев, ведущих к распаду семьи и семейным проблемам. Если ребёнок не сможет получить в семье понятие о совместной жизни, он понесёт своё неумение дальше в свою будущую жизнь.

В каждом возрасте у ребёнка свои потребности, свои вопросы, свои маленькие трагедии. Родители должны быть в курсе всех дел своих детей, чтобы поддержать их в трудные для них моменты, чаще беседовать с ними и расспрашивать их об их делах и маленьких на наш взгляд заботах. При правильном отношении к ребёнку родители станут для них настоящим авторитетом, а не какой там подросток из подъезда. Если в семье растут мальчик и девочка, то родители и тут должны знать особенности развития полов, помогая им преодолевать сложности, связанные с физическим  развитием. Если родитель не знает сам, как поступить, то нужно советоваться с врачами, педагогами или священниками.

Хотел бы посоветовать родителям, беречь  детей, от ложной  и суеверной информации, которая вредит  их вере и нравственности. Родителям следует учить детей обо всем судить здраво, согласно с законом Божиим, чтобы они не брались рассуждать о том, что выше их разумения, а сознавали свое незнание и с совершенною доверенностью предавались благоразумному руководству своих родителей или воспитателей.

Поэтому к детям нужно иметь постоянное внимание, молиться за них, молиться за свою семью и тогда Господь помогает во многих житейских вопросах и всё идёт своим чередом. Когда отец , даже не священник, занят таким великим делом как молитва, то дети видят в нём главу семьи, и дети могут приди к вере по молитвам  своих родителей. И когда взрослым он попадёт в сложную жизненную ситуацию, он стает молиться, прося помощи у Бога, потому что так делали его родители. Через молитвенный подвиг родителей, через их благочестие ребёнок вырастет настоящим человеком и добрым христианином.

Конечно, каждый человек выбирает свой путь, он может жить без Бога и не искать никакого смысла жизни, считая это никчёмным занятием. А когда он доживает до старости и начинает болеть, тогда может и спохватиться. Но в конце жизни путь ко Господу искать гораздо труднее!

Только обращаясь к Богу, по нашим молитвам нам будет раскрываться смысл нашей жизни на Земле. Только с Богом происходит духовное развитие человека, только с Богом к нему приходит понятие о смысле его существования. Если в жизни человека нет Христа, то нет и души, ведь у каждой души есть Творец, и когда человек это понимает, то у него появляется смысл жизни: познавать Бога, и, уподобляясь Ему, становиться лучше и добрее, совершенствоваться и наследовать вечную блаженную жизнь.

Нина Доронина, фото из архива епархии

«kinder, küche, kirche». «Дети, кухня, церковь»

Любимый сынок - Серафим

Любимый сынок – Серафим

Вот очень люблю я эту фразу – «kinder, küche, kirche». Не мейнстрим вовсе, а мне нравится…

С младенчества и по сей день всюду и ото всех слышала в разных вариантах (по поводу и без повода):

Главное – хорошо учиться (лучше всего на “пятерки”).

Главное – образование (лучше всего, конечно, высшее).

Главное – найти работу (по специальности, конечно).

Главное – хорошо зарабатывать…

Самореализация, актуальность, успешность…И всё в том же духе. Везде и отовсюду слышу только такой вариант системы ценностей.

И практически никогда (за исключением последних лет) ни от кого не слышала того, что:

Самое Главное в жизни – это всё-таки Бог…

Главное – семья.

Главное – дети.

Главное – дом…

Но почему никто не говорит этого? Что это? Отголоски социалистического прошлого, где женщина – это, прежде всего со-трудник, со-ратник и со-товарищ? На первый взгляд, вроде бы так. Но почему тогда по этим принципам и до сих пор целенаправленно воспитываются девочки не только у нас, но и в других странах? Почему-то ставится главной целью для девочки быть, прежде всего, хорошим и успешным специалистом, а не хорошей хозяйкой своего дома, и при этом, если даст Бог, то ещё и хорошей мамой, хорошей женой…

Практика жизни показывает, что можно иметь высшее образование, и по временам хоть три работы, но вовсе не считать это главным. Практика жизни показывает, что если у меня есть дети, то главное – всё же они, а не возможность хорошо зарабатывать. Если у меня есть дом, то главная ценность для меня – это мой дом, а не рабочее место. То самое пресловутое «kinder, küche, kirche» действительно и есть главное в моей жизни. Это ужасно немодно, но это правда. И мне в этой немодной правде живется свободно, радостно и уютно.

Жалко только, что в суете повседневности, поддавшись внушению той самой чуждой мне системы ценностей, я всё время забываю главное… То самое, своё… И на его место ставлю “главное” чужое, навязанное извне.

Любовь ГАРЦЕВА, прихожанка Собора Живоначальной Троицы

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree