«Далёкая русская колония» – это моя Родина!

Эвенский ансамбль "Нулгур" с. Эссо

Эвенский ансамбль “Нулгур” с. Эссо

 На молодёжном вечере в ДПЦ епархии «Истина где-то рядом…» я случайно встретилась со старостой православной общины из п. Аянка и мы разговорились о жизни её села. Село по камчатским меркам необычное: в нём детей больше взрослых почти в два раза, жители его почти не пьют, живут общинной жизнью, помогая друг другу. Село необычно и тем, что на краю села среди лиственниц воздвигнута часовенка в честь апостолов Петра и Павла. И она единственная на этих необозримых северных просторах.

Часовня апп. Петра и Павла

Часовня апп. Петра и Павла с. Аянка

После беседы с Антониной Петровной решила написать о жизни необыкновенного села, но зайдя в интернет за справкой о его истории, натолкнулось на блог Владимира Краснослободцева из Георгиевска. Он пробыл в Пенжинском районе всего пять дней и составил о его жителях свое мнение. Я не перепечатываю весь «опус» путешественника, а привожу краткие выдержки из блога и ответы местных жителей путешественнику.

«Далёкая русская колония»0_12083_e7662826_XL-001

Пенжинский район Камчатского края наиболее удаленное место в России, в котором я когда-либо бывал. 10 500 км от Москвы и 12 000 км от Георгиевска. Он находится на приполярном севере Камчатского края на границе с Чукоткой и Магаданской областью в бассейне реки Пенжина.

село Каменское

село Каменское

Я бы охарактеризовал современное общество Пенжинского района как «современная колония», в которой сосуществуют два общества – местное коренное население и мельгитане (русские и прочие приезжие). Местное коренное население воспринимается русскими свысока и совершенно не лестными словами. Открытого расизма нет, но коряки и чукчи предстают со слов русских деградировавшими спившимися людьми, которым ничего нельзя поручить.

Пенжинский район общемировой резерв полезных ископаемых. 280 месторождений всего и вся – нефть, газ, уголь, практически все черные и цветные металлы, алмазы и прочие драгоценные камни, минеральные воды, строительное сырье, лес, ягоды и грибы, биоресурсы, энергия приливов. Из ресурсов чуть-чуть разрабатывали золота и лес рубили. Наверно, через 50 лет когда люди изроют ресурсы в освоенных районах доберутся сюда и за Пенжинский район еще будет театром действия войны за ресурсы.

Заброшенные тропосферники  для связи с космосом

Заброшенные тропосферники для связи с космосом

Даже понимая, что это государство сию войну проиграет, хочется, чтобы этими ресурсами пользовались и мои внуки в России. И, следовательно, что пусть уж за 700 000 000 руб. в год 400 русских стерегут богатства наших недр.

Пенжинский район – это бескрайние просторы безо всяких следов человеческой деятельности, чего я более нигде не видел.

Парапольский дол, перешеек, соединяющий Камчатку с материком. Второе место в мире по гнездовью птиц.

Парапольский дол, перешеек, соединяющий Камчатку с материком.  На карстовых озёрах гнездятся птицы , это второе место в мире по  количеству гнездовий.

И еще приливы. Со школьного курса географии мы помним, что в Пенжинской губе наблюдаются самые высокие приливы до 12-14 метров. Посмотреть на это природное явление действительно любопытно.

Оголённое дно реки Пенжина после прилива

Оголённое дно реки Пенжина после прилива

Местный речной транспорт

Местный речной транспорт

Небольшие волны во время прилива идут против течения реки со скоростью 12 узлов, и вода прибывает на глазах. Приливами пользуются население. Приходит корабль, становится на якорь – вода спадает. Корабль обсыхает, и его разгружают, подъезжая на машинах. Через несколько часов вода поднимается и корабль уплывает.

Не помню, чтобы писал про один столь небольшой район столько всего. Пенжинский район оставляет яркие и противоречивые чувства – с одной стороны место с приятными открытыми людьми и величественной природой, которой не перестаешь восторгаться. Но с другой – нищета, разруха и сотни миллионов рублей, нервотрепка дорожного сообщения, отсутствие благоустройств и нормальных продуктов, злючие комары отбивает всякое желание возвращаться сюда. Люди ко всему этому привыкают. Мне не хочется.

Это моя Родина!

Национальный ансамбль

Национальный ансамбль

В советское время у нашего государства была особая забота о коренном населении Северов, она как бы зиждилась на «трёх китах»: укрупнение сёл, потому что маленькие поселения были не перспективными и их закрывали, сгоняя местных в другие сёла. Вы можете себе это представить! Отбирались исконные промыслы у коренного населения и организовывались госпромхозы. А главное, все дети местного населения помещались в интернаты, где они воспитывались чужими тётеньками. А каково было настоящим матерям?! Работая в областной администрации, я была направлена в Карагинский район, выявлять нарушения по этим важным государственным вопросам. Меня тогда поразил один случай: мать выкрадывала своего ребёнка из интерната раз десять, но её усилия были тщетны. А ведь семья насильно лишённая детей не состоятельна, родителям не о ком заботиться, а значит, семья лишена будущего. Приведённые ниже комментарии к впечатлениям путешественника «Далёкая русская колония» примерно об этом.

Аборигенка села Оклан

Вы пишете о высокомерном отношении русских к коренному населению, но, скорее всего, вашими собеседниками были не совсем те русские, которые построили здесь жизнь. С чего они считают себя лучше коряка, или эвена? Что в их жилах течет голубая кровь? Или они бессмертны? Кстати, те, у кого в жилах и текла “голубая кровь”, никогда бы не позволили бы себе высокомерного, поучительного тона. Считаю, что Пенжинский район это не русская колония. Русской она становилась во время жестоких войн пришлых русских (которых большой частью и русскими-то назвать можно с натяжкой) с аборигенами. И в этом великая трагедия коренных народов, нас оторвали от своей среды обитания, отучили нас от своего языка, научили пить горькую.   Понимаю, что к этому никто и не стремился специально, но, как известно, благими намерениями дорога вымощена куда-то. Моя тетя, кстати, вышедшая замуж за русского, рассказывала, что им в интернате не разрешалось есть свою национальную еду, говорить на эвенском языке. Детей почти круглый год держали в интернатах и что получилось? Сейчас власти спохватились, на поддержание национальный культуры идут огромные деньги, но власть уже добилась того, что нынешнее поколение коряков, эвенов, чукчей на своем языке не говорит, отчасти даже стесняется своих корней, травится сигаретами, в которых и табака натурального-то нет, спивается, словом, деградирует… Через десяток лет все будет еще хуже. И кто виноват? И что делать? Мне очень больно за свой народ, но все- равно, у нынешних русских (которых вы опрашивали) мне учиться нечему, разве что тому, чтобы водкой паленной торговать, коноплю в теплице выращивать и пускаться во все тяжкие…

 Аноним

Я – житель Пенжинского района. Привезли меня ребенком, оба родителя здесь похоронены. Уезжать никуда не собираюсь. Вросла корнями в эту землю и нигде уже не приживусь, даже в родной Сибири. Так вот, зарплаты вы указали действительно у местной элиты.(50-100 тыс. руб.) У основного населения зарплата в районе от 10 до 35 тыс. рублей – это нормально. Хотя при таких ценах и не хватает. А лично я от некоторых местных жителей из Оклана слышала следующее – “Это вы, русские, любите работать, а мы, ламуты, веселый народ, любим праздники” Так что про угнетенное местное население не надо говорить, пробыв всего 5 дней в районе. Местные тоже разные. Пьющим, независимо от национальности, работа не нужна, им бы украсть или выклянчить на бутылку, а некоторые, не пьющие и имеющие здоровое честолюбие работают и не на рядовых должностях и вполне успешны. Так что не надо огульно всех под одну гребенку.

ОЛЬГА

Бараки села Каменского

Бараки села Каменского

Я жила в Каменском: училась в школе, работала. Увиденное Вами, уже даже не удивляет, у меня там родственники живут, поэтому ситуацию немного знаю. Очень обижает, что элита имеет такие зарплаты и я думаю ,что вы поскромничали в цифрах. А нищета наверное от того что работы нет. Нет производства, нет строительства, НИЧЕГО НЕТ….Где людям работать? А те кто работает, по сравнению с администрацией получают значительно меньше. Это моё мнение. А если бы вы там побывали в конце 70 начале 80 годов прошлого века……Это был расцвет района. В Каменском, Аянке, Таловке. Были ночные полосы для приёма самолётов, на месячную зарплату можно было слетать до Москвы и обратно. Жизнь просто кипела в посёлках. А какие были табуны оленей! Очень жаль, что всё это мы потеряли. Возродить будет трудно. Теперь там действительно остались те, кто «сохраняет» общественное богатство.

ТАНЯ

Автор приводит несколько некорректные высказывания. Например, что за убогое сравнение с Георгиевском? Здесь коренные земли северян и им некуда, в основном, уехать. Да, народы вымирают, забывают свои корни, языки, но они живут на своей родине, пусть и не такой удобной в плане цивильности, но она их, и другой им не надо. А кто бросил “первые семена”? Правильно, русские. Кто запрещал эвенским, корякским, чукотским детям говорить на своем языке, кушать свою национальную еду? Правильно, русские воспитатели в интернатах. И сейчас внуки тех детей пожинают плоды той недальновидной, а в целом, преступной политики тех властей. Сейчас мы и рады говорить на своем языке, но мы, в большинстве своем, не можем, потому что забыли. Мы на русском думаем, говорим лучше, чем на своем, и это печально; мы научились пить, а некоторые, особенно, те, кто живет в Манилах, и курить коноплю, мы перестали заботиться о своем потомстве, не все, понятно, но все это ширится. И почему, у русских к нам отношение надменное, хотя я не вижу поводов для надменности, я работаю, живу, воспитываю детей и внуков, говорю и пишу на русском лучше, чем многие живущие здесь приезжие… за свой север больно. Я приезжая в ваши, почти края, во всяком случае, в соседнюю Ростовскую область, в начале отпуска кляну свою родину, но в конце отпуска уже нестерпимо хочу домой, к своим комарам и мошке, жажду походить по своей тундре, и, возвращаясь домой, я забываю, что недавно хотела уехать отсюда навсегда, потому что это моя родина, и мне все равно, как ко мне относятся, какая здесь нецивилизация, это мое…!

Северные приходы глазами миссионеров

О. Владислав Ревенок и настоятель мужского монастыря о. Феодор

О. Владислав Ревенок и настоятель мужского монастыря о. Феодор

«Миссионер – это не просто священник, который исполняет требы. Для жителя отдаленных северных посёлков он должен стать и духовником, и учителем, и, может, даже и врачом. Своим знанием, опытом, и самое главное, примером своей жизни миссионер должен помочь людям найти дорогу к Храму, вернуть человека к традиционным нравственным ценностям, помочь бороться с тяжелыми недугами: пьянством и безработицей. Проповедь о Христе, добрые дела миссионеров помогут обрести людям смысл жизни. В этом цель миссионерского служения»

Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий

Белгородские миссионеры по указу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были направлены в помощь восточным и северным епархиям русской православной церкви, в том числе и в Камчатскую епархию. Прежде чем отправиться на Севера, миссионеры проходят небольшое обучение в епархии, а потом уже направляются в отдалённые посёлки Севера.

Вот впечатление православных миссионеров о жизни на Северах:

Крещение

Крещение

«Каждый поселок имеет свое лицо, свои особенности, поэтому с жителями поселков приходилось по-разному общаться, находить особый язык. Когда мы прибыли в район, в трех селах уже были образованы общины. Пенжинский район окормлял священник Владислав Ревенок из села Эссо, поэтому он в короткие свои пребывания в селах ревностно трудился, и многие жители были крещены и знали, что такое православная вера.

Нами летом организованы две общины, а этой зимой они уже существовали во всех семи селах. Задача этих общин – поддерживать православную жизнь среди сельчан, работой общины руководит выбранный собранием прихожан староста. Администрации сел Манилы и Слаутное для общин выделили помещения, а в Манилах даже выкуплен домик. В Оклане нами организована община и крещено много жителей, в Парени тоже многие пожелали принять таинство крещения. В Аянке предпринимателем построена часовенка в честь апостолов Петра и Павла, здесь очень активная община, ее староста преподает Основы православной культуры в средней школе.. В селе этом условия для жизни очень сложные, люди помогают друг другу и не оставят тебя в беде: если кто-нибудь добудет лося, то мясо делится между всеми сельчанами; в селе нет пьянства, потому что оно всеми осуждается.

Отец Феодор крестит младенцев

Отец Феодор крестит младенцев

Я здесь крестил ребенка, которому исполнилось всего 13 дней, мать сама родила его без медицинской помощи, вертолет не смог долететь вовремя. Для нас священнослужителей понятно, что только с возрождения духовной жизни, возможна нормальная человеческая жизнь.

Моё родное село

И вот что рассказала мне Антонина Петровна Гоева:

Староста общины с.Каменское Ульяновская Нина Афанасьевна и староста общины с. Аянка

Староста общины с.Каменское Ульяновская Нина Афанасьевна и староста общины с. Аянка Антонина Петровна Гоева

 Аянка – это моё родное село. Мой прадед, мой дед были крещёнными и нам эту веру передали, и с тех времён веру православную мы крепко храним.

Родовой православный крест

Родовой православный крест

На окраине села построена часовенка в честь апп. Петра и Павла, она стоит в очень уютном  и красивом месте, среди лиственниц. И когда священники приезжают в ней служатся Божественные литургии. К нам раньше часто ездил о. Владислав из Эссо и другие священники миссионеры, был даже владыка Артемий.

Вера у нас в селе очень крепкая. Вот приезжали к нам как-то летом сектанты на джипах соблазнять нас своими речами, так народ собрался и заставил их покинуть село.

Община у часовенки

Община у часовенки с о. Феодором

Сами же мы ходим в часовню молиться каждое воскресение и летом и зимой, даже в сильные морозы службы всегда проводим. Когда я уезжаю по делам в город, моя сестра Зина Пепе меня заменяет. Все уже знают, что если ребёнок рождается, его нужно обязательно крестить. У нас в посёлке многие носят старинные имена: Ульяна, Аграфена, Акулина, Савелий.

 Мастерица из Таловки

Мастерица из Таловки

И, конечно же, мы чувствуем, что православная вера, молитвы и Господь помогает в нашей жизни. В посёлке у нас порядок, все трудятся и, кстати, неплохо живут, обеспечивают свои семьи и своих детей. А у нас детей в посёлке очень много. Люди рыбачат, охотятся, занимаются сбором ягод, окрестности вокруг села очень всем богаты. У нас, правда, есть в селе две неблагополучные семьи, которые иногда пьют. Но мы их сейчас же берём в оборот и хорошенько пропесочиваем, люди у нас пьяниц не любят.

Дети Севера

Дети Севера

Детский национальный ансамбль

Детский национальный ансамбль

Я в школе работаю социальным педагогом, раньше преподавала Основы православной культуры, но в этом году родители, к сожалению, выбрали для своих детей светскую этику. После школы наши дети могут прийти на дополнительные занятия, где они делают уроки, рисуют, вышивают, и всё это под просмотром педагогов.

«Бедный и богатый» Притча автора-исполнителя Светланы Копыловой

Отец семьи богатой в деревню сына взял, пусть мальчик жизнь увидит без иллюзий,

Ему хотелось, чтобы сынишка осознал, насколько могут бедными быть люди.

Они пробыли сутки в семье у бедняка, отец его спросил по возвращении

Понравилось ли сыну, и понял ли он как, бедны бывают люди в наше время.

Понравилось, конечно, сынишка отвечал. Отец спросил, чему ты научился.

Таких людей хороших, я папа не встречал, и как они богаты удивился:

У нас одна собака, у них четыре пса. У нас бассейн – у них морская бухта.

У нас есть сад, у них же бескрайние леса. И нас мне стало жалко почему – то,

Не потому, что светят в саду нам фонари, а их просторы звёзды освещают

Они готовы Бога за всё благодарить, а нам всегда чего-то не хватает

Теперь я знаю папа, насколько мы бедны

Отец, когда слова услышал слова эти, лишился дара речи

и явно приуныл, но так и не нашёлся что ответить.

Касаясь же вопросов бытия, Одной молитве учат неизменно:

«Благодарю за то, что имею в жизни я, и трижды за всё то, что не имею».

Подготовила Нина Доронина. Фото из архива епархии, Владимира Краснослободцева, Юрия Приходько

!

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree