Беседы с психологом: Как выходить из кризисных ситуаций XXIII международные рождественские чтения

 

Владыка Артемий с Михилом Игоревичем Хасьминским (справа)

Владыка Артемий с Михилом Игоревичем Хасьминским (справа)

В рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в епархиальном ДПЦ кризисный психолог – Михаил Игоревич Хасьминский, встретился с практикующими психологами камчатских учреждений. Михаил Игоревич Хасьминский является руководителем православного кризисного центра при Патриаршем подворье – храме Воскресения Христова, членом Ассоциации онкопсихологов России, главным редактором журнала «Русская православная психология», главным редактором порталов memoriam.ru и boleem.com; сопредседателем по России международного движения «Семья. Единение. Отечество».

Беседа шла о всевозможных кризисных ситуациях, в которые может попасть любой человек.

Когда мы в отчаянии

Когда мы в отчаянии

К таким состояниям могут привести человека и участие в войне, и жизненные неудачи, потеря близких. Испытывая кризис, человек находится в разобранном состоянии: он испытывает серьёзные психологические расстройства, тревожный невроз, страх, отчаяние. Его сознание застревает на переживании одной и той же картины, на событии с ним произошедшего. Наступает гипервозбуждение, человек в таком состоянии ищет среди людей своих врагов, становится агрессивным. «Любые методы психологического воздействия в таких ситуациях не работают, – подчеркнул Михаил Игоревич – помогает только работа с душой человека!»

Разговор с практикующими психологами был несколько напряженным. Создалось такое впечатление, что почти все пришли за какими-то готовыми практическими рецептами, как поступить с кризисным пациентом в том или ином случае. И хотя православный психолог доходчиво говорил, о том, что работать с человеком, находящимся в кризисной ситуации необходимо через его душу, многими он не был услышан. В беседе столкнулись как бы два направления психологии, два совершенно различных взгляда на человека. Если православная антропология видит человека трёхсоставным: дух, душа, тело и предлагает работать с душой человеческой, то светская психология эгоцентрична, ставить человека во главу мироздания, обращаясь к его уму и к его эго. Современная психология работает по западным технологиям.

Валентина Дорошенко:

Так как я работаю с украинцами, являюсь заместителем председателя украинской диаспоры, а сегодня много в городе беженцев, мне было интересно послушать опытного православного психолога по вопросам работы, с людьми которых в мирное время опалила война, с людьми, которые лишились всего, родины, дома, имущества, а некоторые и своих близких. И мне было совершенно ясно, что два психологических подхода к человеку столкнулись в сегодняшней беседе: Эгоцентризм и Христоцентризм. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная явно неадекватна. При таком подходе всё зависит только от человека, от его воли и ума, удачливости. И другой подход – Христоцентризм — принесенное христианством понимание Иисуса Христа как Основания для правильного познания Бога, человека и всего мироздания, в этом понимании Христос – глава нашего духа и души.

Денисенкова Татьяна Викторовна, учитель-логопед, детский сад № 41:

Мне было радостно услышать  подход православного психолога к человеку, о его трёхсоставности: духа, души, тела. К сожалению, это не нашло понимание у светских психологов, поэтому и дать православные советы работы с человеком, находящимся в кризисной ситуации, Михаил Игоревич я думаю не рискнул. И хотя мы не профессиональные психологи, нам все, о чём говорилось было понятно и близко, ясны и методы работы с людьми с позиций православной психологии.

Логопед-дефектолог детского сада:

Детские сады ожидают, что в скором времени к нам придут дети беженцев, переживших войну, получивших огромный стресс. И чтобы знать, чего ожидать, чего бояться и как с ними работать, я пришла на эту встречу. Многое поняла и не только для работы с детьми, но и для себя лично. Ведь Михаил Игоревич говорил не только о беженцах, но и обо всех нас. Впервые услышала термин «горюющие люди». По сути дела, все мы горюющие, каждый теряет своих близких, каждый переживает и горюет о потере; то же самое разводы. И как научиться с этой потерей жить, выходить из состояния горюющего? И то, что православный психолог предлагает своим пациентам духовную помощь, обращение к святоотеческим традициям, меня просто порадовало. Ведь практикующие психологи часто применяют западные методики, которые русским людям просто не подходят, и не дают полезных результатов. Впервые встретила такого замечательного православного психолога и радуюсь, что возможны такие конференции и такие замечательные встречи.

Хомченко Анастасия Николаевна, лейтенант, военный психолог УКВС:

Работаю с новобранцами. Иногда сталкиваемся с такими ситуациями, при которых молодому бойцу требуется психологическая помощь. В армию приходят сейчас мальчики изнеженные мамами, слабохарактерные и сложные условия службы всегда держат их психику в напряжении. Наша задача – научиться это выявить и помочь.

Я человек верующий и предложенные православные методики работы с людьми, склонными к суициду, мне нравятся. Я молодой психолог, учусь всему, чему учат. И такие встречи мне не только полезны, но просто необходимы.

Михаил Игоревич Хасьминский, православный психолог: Сегодня я предлагал серьёзные доводы в пользу православной психологии. Ведь если человек с чем-то не согласен, он же должен предложить что-то взамен. Я то твёрдо убеждён и по опыту знаю, что людьми, находящимися в кризисной ситуации никакие методы не работают, кроме как работа с душой. И православная антропология – это вопрос веры.

У нас есть сайты «Победишь.ру» – для тех, кто хочет свести счёты с жизнью; Семейство сайтов «Пережить. ру» – для горюющих людей. И я всегда предлагаю психологам познакомиться с материалами там изложенными, а так же людям не могущим выйти из кризисной ситуации, просить наших советов и помощи. Человек на сайтах найдёт блог: «Как пережить развод, расставание, www.perejit.ru», «Для тех, кто не хочет жить, www.pobedish.ru», «О гаданиях и привороте, www.zagovor.ru», «Как стать счастливым, www.realisti.ru» и другие темы.

Сайт «Пережить.ру» имеет высочайшую миссионерскую ценность. Может быть, даже единственно реальную из всех имеющихся сейчас в Сети. Ибо миссионерскую деятельность можно вести всего двумя способами: идите и научите. То есть своим личным примером христианской жизни, а так же передачей учения о спасении.

Коллективу соавторов Прежить.ру удалось невероятное – без применения современных массмедийных технологий обеспечить устойчивую аудиторию заинтересованных посетителей. Знакомство с Пережить.ру подобно глотку свежего воздуха в пыльном, демагогичном и немилосердном пространстве интернета, настолько эти сайты человечны и сострадательны к посетителю.

Победишь!

Пережить .ру

Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни (Сайт «Победишь.ру»)

Несправедлив ли мир?

Нередко для человека, задумывающегося о смысле существования, о Боге, камнем преткновения, мешающим приди к искренней вере, является мысль о несправедливости мира. Мир несправедлив: люди, живущие по совести, страдают, страдают и дети, не успевшие сотворить никакого греха, а те, кто живет нечестно, благоденствуют.

Этот аргумент состоятелен, только если смотреть на жизнь с позиций этого, земного мира. Если верить, что все кончается смертью, то действительно, понять страдания праведных и процветание неправедных – невозможно.

Однако если посмотреть на ситуацию с точки зрения вечности, то все встает на свои места. Во-первых, Бог исходит не из закона справедливости, а из закона Любви. Во-вторых, Он рассматривает всякое благо или зло не с точки зрения земной жизни человека, а с точки зрения духовной пользы для его души, которая вечна. И в силу этих двух причин, большим проявлением любви Божией к нам является, как это ни парадоксально, то страдание, которое Он нам посылает, каждому по его силам. Потому, что именно страдание в значительной степени воспитывает нашу душу, учит ее не прилепляться к миру сему, а уже живя на земле, душой стремиться к непреходящим благам будущей жизни.

Именно страдания, которые в большей или меньшей степени посылаются каждому из нас, как ничто другое помогают нам понять, что все блага нашего мира – призрачны и непрочны, и жить ради стяжания этих благ – бесперспективно, так как никто из нас не сможет взять их с собой в мир иной; и более того, даже здесь, на земле, никто не может быть полностью уверен, что ждет его завтра, и рассчитывать, что эти блага пребудут с ним до самой смерти.

Кроме того, попуская скорби и страдания, Господь тем самым хочет нас привести к пониманию важного факта: этот мир – это мир поврежденный, и в нем невозможно достичь полного счастья. Мы страдаем именно потому, что мы отпали от источника всякого блага, сами лишили себя жизни божественной.

Стяжание вечного смысла и вечного счастья, свободного от всякой тоски, возможно только через познание всей скорби жизни в отрыве от Бога. Только почувствовав «на своей шкуре» эту печаль мира сего, наша душа сможет восскорбеть о разрыве с источником настоящего счастья – с Богом.

Помощь  отдела Камчатской  епархии   детям беженцев с Украины.

Помощь отдела Камчатской епархии детям беженцев с Украины.

Детское горе

Детское горе

Юная мать

Поддержка молодой матери

Если говорить о страданиях детей, то можно сказать, что это, как и все остальное, попускается Богом по Любви: это сильнейший фактор переосмысления мира для их близких, фактор понимания того, что искать благополучия в этом мире, отпавшем от Бога, бесполезно; что не стоит прилепляться к благам этого мира, но, любя своих детей, стоит прежде всего желать им пользы духовной, воспитывать их не для призрачного успеха во временной жизни, а для непреходящего блаженства в вечности. И по отношению к детям Бог проявляет Любовь, если посмотреть опять же с позиции вечности. Давая им возможность пострадать, забирая их к себе, Бог дает им бесконечное благо, которое мы даже не можем оценить…

«Смысла Податель» – такими словами христиане тоже обращаются к Богу. И это тоже повод задуматься. Именно через понимание вечной жизни, через обращение к Богу мы обретаем истинный смысл нашего существования в этом мире. И если мы будем искать его, отрицая Бога, наши поиски обречены на провал… Бесспорно, мы можем найти нечто, что мы назовем смыслом нашей жизни, и можем прожить ее всю, ориентируясь на это нечто. Но при смерти не скажем ли мы себе, что не стоило до гроба обманывать себя, заглушая голос души (которая «по природе христианка») суетой мира?

Ангел Хранитель дан Богом каждому крещённому человеку

Ангел Хранитель дан Богом каждому крещённому человеку

О православном взгляде на смысл существования человека доступно и всеобъемлюще писал святитель Феофан Затворник. «Цель жизни… надо определенно знать. Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь… Поставьте вы себе законом для жизни вашей всеми силами преследовать эту цель – сами увидите, какой свет разольется оттого на временное ваше на земле пребывание и на дела ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что, следовательно, все здесь есть только средства для другой жизни. Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда. Эту жизнь нам Бог дал, чтобы мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а та конца не имеет. Но хоть она коротенькая, но в продолжение ее можно заготовить провианту на целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой; из всех таких вкладов составится общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто больше пошлет туда вкладов, того и содержание будет богаче; кто меньше – того и содержание будет менее богато. Господь всякому воздает по делам его».

Подготовила Нина Доронина, фото из архива епархии и открытого интернета

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree