Солнечный художник. Самородки Сибири

 Я побывала на художественных выставках и спешу поделиться ярким  и радостными впечатлением  от всего увиденного.

Солнечный художник на улице Красноярска

Солнечный художник на улице Красноярска

Маленькая девочка, проходя мимо памятника, сказала: «Мама, смотри! Это Оле-Лукойе!»   Художник действительно   похож на доброго сказочного человечка с ласковой улыбкой и печальными глазами. А ещё он был Волшебником.Под его кистью озарялись солнечным светом и люди, и птицы, и цветы, которые он любил рисовать больше всего. Своему приятелю он как-то сказал: «Я всю жизнь рисую цветы». И, немного подумав, добавил: «Но разные. Это же прекрасно!»

Я всегда любил рисовать цветы

Я всегда любил рисовать цветы

Андрей Поздеев – коренной сибиряк. Среди его предков были кузнецы и столяры, один из прадедов был ссыльным поляком.

Рисовать он начал давно, но к постижению тайн профессии шел долго и самостоятельно. Кстати, мы знаем ведь и других земляков-самоучек, которые “академиев не кончали”, тот же Виктор Петрович Астафьев или Владимир Ильич Мешков. Быть может, эти “пробелы” в образовании помогли им остаться самими собой, уберечься от навязываемых догм и канонов?

Уже на исходе Великой Отечественной был призван Поздеев в армию, служил на Дальнем Востоке – в Маньчжурии, на Курилах. Там увидел он кровавую, грязную, не парадную изнанку войны, что позднее нашло отражение на многих его полотнах. Там же он заболел тяжелой формой туберкулеза. Долечивался в Минусинске, куда вскоре переехал. Здесь он страстно занялся любимым делом – рисовал, писал маслом, всего за год сделал более трехсот живописных работ. Вел кружок рисования во Дворце пионеров, работал художником в Мартьяновском музее.

В 1948 году Андрей Поздеев, нагруженный холстами и листами картона, нагрянул в Красноярск и сразу же решил показать свои работы художникам-профессионалам. Самым маститым в то время был Дмитрий Каратанов, но к нему он не осмелился обратиться (“тот всегда ходил в рубахе-толстовке, такой отрешенный, весь в себе: Ну как я к нему сунусь?”). Первым заметил его Мешков, он и подсказал самоучке идти в товарищество художников. Ну а там уж Поздеева поддержал Андрей Лекаренко, который настоятельно порекомендовал ему поступить в художественную школу. Суриковскую школу он закончил с отличием

«На улицах я работал в разное время года, не было места где работать, а это – великолепная мастерская. Я столько переписал этот город! И всё это пульсирующее, живое – всё рядом. Это всё время жизнь, движение. Удивительно, дом ведь тоже заполнен людьми, он живой. Я к нему так и относился. Как машинка бежит, как люди идут и даже деревья как растут. Вот я это состояние и писал…».

Город, в котором жил художник

Город, в котором жил художник

 

На Енисее

На Енисее.Готовые к рейсу . 1959 г

.

 

На берегу Енисея

На берегу Енисея

 

Зима

Зима

 

На старых улицах города

На старых улицах города

Когда в 1974 году в Красноярске была “со скрипом” разрешена первая персональная выставка Поздеева,   администраторы и искусствоведы собирались устроить на обсуждении критический разгром. Но затея не получилась: среди пришедших на это обсуждение оказалось вдруг много добрых и умных людей, любящих Поздеева и его картины.

Если судить по первому впечатлению, Поздеев и впрямь “не от мира сего”: равнодушный к роскоши, модной одежде и вообще всему внешнему, очень далекий от тусовочной и рыночной суеты: Ну, разве не чудак? Его выставки с успехом проходят в Москве, Петербурге, за рубежом, о нем пишут, издают альбомы, роскошные каталоги: а у него ни орденов, ни почетных званий. Одна только слава, в которой он не желает “купаться”. “Мне это не надо!” – типичная его отговорка от всех соблазнов. Отговорка не чудака, а мудреца.

При всей его оригинальности художник не одинок в контексте мирового изобразительного искусства. Его смело можно поставить в один ряд с такими прославленными мастерами, как Пикассо, Матисс, Клее, Кандинский, перекличка с этими художниками очевидна.

Паруса

Паруса 1960 г.

 

Бегущие

Бегущие

 

f5b6dbd3c3d5Уже несколько лет его нет с нами. Но с ним случилось то, что случается не с каждым творцом. Оставаясь таким же большим и светлым ребёнком, художник при жизни стал знаменитым и благополучным. Его картины – во многих музеях и частных коллекциях мира. А в Красноярске стоит один из первых памятников современному художнику – Андрею Поздееву. Он стоит  без постамента, всегда в цветах.

«Сейчас у нас эпоха пересмотра многих взглядов. Но важно не опровергнуть тот или иной взгляд, а разбить упрощенную точку зрения на жизнь, на искусство, на человека». Андрей Поздеев.

Автопортрет

Автопортрет 1949 г

Осенний стол

Осенний стол 1963 г.

 

Вечер. Стоянка такси

Вечер. Стоянка такси 1958 г.

«Заповедник «Столбы». Там изба, полуземлянка вся в цветах. Там животные ходят-бродят. Какое чудо, вот это чудо! Порхнуло что-то, понесло его на эти неведомые запахи…На миг какое-то определенное состояние , чтобы там дух был и запахи эти были, и дуновение какое-то, то,что «Миг» называется. Это удивительная вещь-миг…»

Красноярские столбы. Избушка

Красноярские столбы. Избушка

«…Цветы я всегда писал и люблю их. Это великолепное существо – цветы. Это живое существо, невероятно разное. Красота, прелесть, нежность. Я не могу от этого отказаться. А через цветы я могу увидеть другие сюжеты и несюжетные выходы…»

70364_640 70437_600 why_54

 

Декоративный букет . 1993 г.  .Подсолнухи. Корзина цветов.

«Понятие сути человеческого характера складывается из привычек, отношения к окружающему миру. Как человек играет, как защищается, маску какую надевает – безвинную или жестокую, какое платье у него, как он руки держит, как ходит, как говорит. И вот из этих всех вещей возникает целое, и начинаешь чувствовать, из чего этот человек состоит. И отдача иногда очень любопытной бывает. Все равно человек будет похож, даже не внешне – внутренне, и те, кто его знают, будут узнавать. Не обязательно точно написать глаза, овал лица. Можно выразить это какой-то маской, и будет удивительно похож человек. Вот в чем дело. То есть здесь обнажается очень много, и человек иногда пугается. Пугается того, что увидел художник. Если и я не почувствую человека, я не буду писать».works_2_1_p3

 

works_2_7_p11

works_2_7_p13

 

0_939af_4964222_XL

«…Познай самого себя – вот что в этом деле надо помнить. Единственное, что здесь нужно. И вся причина в самом себе. И радость ведь в том,что человек способен развиваться до самого последнего дня. Вот чудо-то какое! Это дело на всю жизнь. И я должен быть в нем чище, как человек. Не врать самому себе. Вот сущность этого громадного духовного дела. А мы превратили все это в профессию. Профессия это, простите, ближе к ремеслу. Без ремесла нет ничего, конечно, но здесь художник обязан головой соображать чего-то. Человек родился с этим и живет до самого последнего дня. Это великое счастье».

Андрей Поздеев.  Картины из открытого интернета

Андрей Геннадьевич стал легендой. Такова типичная судьба крупного таланта в России. Почти всю жизнь его шпыняют самым безжалостным образом; когда в конце жизни он уже перестает быть конкурентом кому бы то ни было, его называют «старейшиной», «классиком» и демонстрируют всяческое уважение. А после смерти его величают «легендой». Легенда легенде рознь. Поздеев не восходил по мраморным лестницам получать золотые призы, не приглашался в золоченые кремлевские залы на парадные приемы, не увенчивался лаврами. Его легенда была другой: он голодал и холодал, был заключенным и солдатом, кочегаром и тружеником искусства. В своей жизни он насмотрелся многого, и даже в стране, где каждый подвергся многим испытаниям. Андрей Геннадьевич может почитаться человеком, перенесшим все немыслимые тяготы жизни. Живопись Поздеева представляется весьма далекой от крестного пути художника. Если она и касается жизненных невзгод, то представляет их в сложной иносказательной форме символов, придуманных самим художником, а следовательно, нуждается в расшифровке и в напряженной работе воображения…

 

 

 

 

 

 

2 комментария в “Солнечный художник. Самородки Сибири”

  1. София:

    Все работы очень понравились! Особенно – паруса! Интересный художник. И размышления его читать было интересно! И к работам хочется возвращаться, погружаться, проникаться ими…
    Думать – о жизни… об искусстве… о себе…
    Спасибо, Нина Павловна!

  2. Epika Colorata:

    Нина, спасибо за историю! А откуда вы брали цитаты?

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree