Они созидали епархию. К 20-летию Петропавловской и Камчатской епархии

 

В начале какого-либо важного события или дела всегда стоят первые люди, работающие для того, чтобы оно стало делом многих. Люди эти трудятся не покладая рук, рождают идеи и воплощают их. Труд таких людей нелёгок, но результаты их трудов благотворны и полезны для многих. Священнослужители епархии протоиерей Ярослав Левко, протоиерей Василий Гончар, иерей Николай Бородин стояли у истоков возрождения Петропавловской и Камчатской епархии, и каждый из них внёс весомую лепту в её возрождение.

Рассуждая о 20-летие воссоздания епархии с первым священником Камчатки, настоятелем храма апп. Петра и Павла протоиереем о. Ярославом Левко и настоятелем храма св. блгв. кн. Александра Невского протоиереем Василием Гончаром я спросила у них о том, что произошло с жителями края за годы деятельности Православной Церкви на полуострове, и какой вклад внес каждый правящий архиерей, возглавляя Петропавловскую и Камчатскую епархию. Вот, что они ответили:

Протоиерей Ярослав Левко: Если бы мне в 1985 году, когда я приехал сюда служить, кто-то сказал, что на Камчатке будет такое развитее деятельности Православной Церкви, я бы подумал, что это из области фантастики.

Протоиерей Ярослав Левко

Фото Софии Никитиной Протоиерей Ярослав Левко

Представьте себе атеистическую область, где ни единого храма, не говоря уже об общинах, ни откуда и никакой поддержки. И за совсем небольшой отрезок времени, всего восемь лет после моего приезда возраждается епархия, приезжают первый архиепископ, рукополагаются священники. Сегодня совершенно другое отношение и у людей, и у властей к церковной деятельности. Конечно же, за это время всё изменилось.

Вспоминаю первые годы своего служения, когда люди смотрели на меня как на диковинку, я улавливал часто во взглядах недоумение, любопытство. Молодой 25-летний человек, в подряснике с крестом, что делает, чем занимается, службы тогда для большинства людей были непонятными.

Первая-Пасха-Христова.-на-Театральной-площади

Первая Пасха Христова на Театральной площади

 Как-то наш молельный домик посетил уполномоченный по делам религии Камчатского облисполкома Николай Николаевич Дементьев, он мне сказал тогда: «Ну, что ты сюда приехал. Зашёл я к тебе в домик на Богослужение, а там-то всего 50 бабушек, эти бабушки вымрут, и с кем ты останешься?»

А я ответил: Николай Николаевич, спросите этих бабушек, они молодыми ходили в храм? Так что мои бабушки сегодня ещё подрастают!»

Конечно, тогда было совершенно другое отношение и за такой короткий период всё изменилось!

Одно меня пугает. В нашей стране, если обратиться взором к её истории всё переменчиво, у нас нет золотой каймы, на которой бы вышивалась жизнь нашего государства и крепко держалась на ней. И в любой момент могут наступить времена, когда те, кто сегодня кричит: «Осанна!», завтра могут кричать «Распни!» Я родился и вырос в Церкви и хорошо помню, что в моё время верующий человек был даже человеком не второго сорта, а просто изгоем.

Первые годы служения

Фото Софии Никитиной Первые годы служения

Первые годы служения. Фото Софии Никитиной.

Наша задача сегодня молиться, стараться жить по-христиански, и я думаю, что Господь, видя нашу истинную веру, стремление к благочестивой жизни, продлит для Церкви эти добрые времена.

Крестнику очень радосто!

Фото Софии Никитиной Крестнику очень радостно!

Православная жизнь на Камчатке до появления епархии управлялась правящими архиереями Хризостомом, Гавриилом, который приезжал освящать закладной камень нашего храма апп. Петра и Павла, Ростиславом, Аркадием, Вадимам. А уже образованной епархией руководили епископы Нестор, Игнатий, Артемий.

Каждый раз ещё и ещё убеждаюсь, что Дух Святой, Господь ведёт Церковь, а если Господь и попускает нам какие-то искушения, то для нашего вразумления и для нашего исцеления. Анализируя своим грешным умом события, понимаю, насколько Господь мудро всё устраивает.

Владыка Нестор, заслуженный церковный деятель, имеющий множество православных наград, по характеру мягкий; домашний, доступный. И к его теплоте, доброму пастырскому отношению потянулись люди, народ понял, что епископ такой же человек, с ним можно посидеть, поговорить о жизни за кружечкой чая. А будь он строгим, недоступным и Бог весть, как было бы.

Владыке Игнатию было необходимо решать более масштабные задачи: идти в массы, общаться с интеллигенцией, налаживать деловые отношения с администрацией. И Господь дал нам такого епископа, который шёл на радио, телевидение, устраивал всевозможные встречи, открывал различные школы, общества, старался как можно больше людей просветить словом Божиим, дать им информацию о Церкви и Православии.

Разговор с министром культуры

Фото Софии Никитиной Разговор с министром культуры

Это время прошло. Нужно было созидать епархию дальше: возводить храмы, укреплять созданные общины, развивать миссионерство. И Господь прислал нам владыку Артемия, строителя, архитектора. И его взгляд на всё, можно сказать, вселенский и на епархию, и на приходы, монастыри. И разве здесь нет Воли Божией, разве все вершиться без Промысла Божиего!? И сколько чудес творит Господь постоянно!

А мы всё не можем никак глаза открыть и увидеть и ощутить, что в Мире Божиим, так много Божиих чудес!

Протоиерей Василий Гончар:

Когда рухнула советская система, которая казалась нам незыблемой и вечной, мы поняли насколько зыбок и изменчив мир вокруг нас. Но вместе с системой рухнули и идеалы, которыми мы жили. И тогда вдруг стало возможным открыто верить в Бога, никто не контролировал наши мысли, не заглядывал в наши сердца. Это было время необыкновенного духовного подъёма, время подъёма самосознания народа, осознания себя русским православным человеком.

О Василий во время воскресной службы

Фото Светланы Лигостаевой О. Василий во время воскресной службы

Сам я вырос не в безбожной семье, но в безбожном окружении. И с разрушением идеалов вера в Бога должна была войти в нашу жизнь и занять своё место в наших сердцах, потому что вера незыблема и вечна. И когда Бог вошёл в мою жизнь, он потребовал моё сердце, я понял, что, так как мы жили больше жить нельзя. 

В то время я служил в Рыбачем, в закрытом гарнизоне. И тогда здесь собрались люди, чувствовавшие необходимость жизни с Богом, и создали свой православный приход. До сих пор со смущением вспоминаю, как я составил устав прихода. Так как не было епархии, то возникающие общины регистрировал о. Ярослав Левко, поэтому я и принёс ему свой доморощенный устав. Он внимательно его прочёл и заметил, что существует Устав Церкви, в котором прописан и устав прихода. Он тогда подарил мне книжечку с Уставом, которую я до сих пор храню.

Представьте себе, в закрытом военном гарнизоне открыто заявить о себе как о верующем человеке! Члены нашего прихода пережили много искушений: и непонимание командования, окружающих людей, даже друзей! Тогда бытовало расхожее выражение: «В Бога ударились!».

 о. Василий на молебне при переходе по Северному Ледовитому океану

о. Василий на молебне при переходе по Северному Ледовитому океану

Когда возродилась епархия, и приехал правящий архиерей, он заново перерегистрировал все общины. Но теперь регистрация проходила не так просто, нас вызывали в администрацию к уполномоченному по делам религии, где комиссия из 7-8 человек задавала нам бесчисленное количество вопросов. Но времена уже были другими и общины перерегистрировали.

Необходимо отметить, что вера в жизни местного населения: коряков, ительменов, эвенов сыграла значительную роль. Я был первым священником, которого после рукоположения епископ Нестор (Сапсай) направил в Корякский автономный округ. В начале перестройки среди администрации бытовало много всевозможных мнений о самостоятельном устройстве округа, возвращении к самобытным истокам местного населения. Моё появление в сёлах не всегда приветствовалось и встречалось подчас недоброжелательно, а иногда приходилось даже обращаться за прокурорской поддержкой. Я посещал округ в течение двух лет, благодаря Сергею Геннадьевичу Левушкину, губернатору округа, я объездил всю Корякию, не посетил только три сёла: Парень, Ачайваям, Ивашку. Были образованы православные общины. Я вместе с людьми молился, совершал требы, беседовал. Для местного населения такие встречи – это открытие православной веры. И все приходы, которые мне удалось организовать, сегодня строят храмы, молятся, живут православной жизнью.

Не мне, конечно, давать оценку архиерейской деятельности и вклада архиереев в жизнь епархии. На мой взгляд, Господь каждого архиерея присылал в своё время. В нужное время прислан был правящий архиерей Нестор (Сапсай), это был заслуженный человек. Когда он отправился в облачении знакомиться с властями, то надел свои награды: три ордена св. блгв. кн. Владимира, два ордена преп. Сергия Радонежского, орден Даниила Московского и другие награды. Он был награждён самым высоким орденом Сербии просветителей славянских Кирилла и Мефодия на ленте, награды он удостоился за укрепление мира между народами, и ездил её получать в Европу. Он служил в Церкви тогда уже 47 лет и имел большой опыт работы с паствой в непростое советское время. И другие архипастыри присланы в такое время, когда их деятельность необходима здесь, в нашем крае. И выходит так, что Господь нашу епархию любит, не оставляет её своими милостями и заботами.

По приезде владыки Нестора были организованы богословские курсы и приглашены на них все желающие. Я тоже пошёл, чтобы расширить свой православный кругозор, изучить глубже Библию и Евангелие. Но когда нам выдали православную литературу, и мы приступили к основательному изучению православных истин, все поняли, что всё очень серьёзно. Занятия посещало очень много хороших парней, мне казалось тогда, что из них получатся настоящие священники. Но когда люди поняли, что такое священническое служение, многие после этих курсов пастырями стать не пожелали. Да владыка Нестор об этом даже и не сожалел, он сказал: «Господь знает, кого призывать в священники!»

На корабле вокруг Северного Ледовитого океана

На корабле вокруг Северного Ледовитого океана

Я был рукоположен третьим в епархии вместе с диаконом Евгением. Рукоположение происходило на Рождество. Из Рыбачьего на машинах приехало на службу много народа, чтобы посмотреть, как это будет происходить. Все отстояли рождественскую службу и искреннее поздравляли меня: моим друзьям и знакомым казалось, что я получил очередное повышение по службе, и никто даже не мог представить себе, что я получил трудный священнический крест, который буду нести до конца дней своих.

Священники военного благочиния епархии во главе с о.Василием

Священники военного благочиния епархии во главе с о.Василием

Я действительно стоял у истоков воссоздания нашей епархии, и приложил к этому своё сердце, душу и усилия. И сегодня мы видим изменившийся мир, который перевернулся с головы и встал на ноги. Мы теперь живём в мире, который знает Бога.

Иерей Николай Бородин: 3 мая 1984 г. в Москве после долгих мытарств и настоятельных просьб верующих православную общину зарегистрировали! Но прихожанам никто об этом не сообщил, и только на работе от начальника участка я узнал об этой регистрации. Поехал в облисполком к Михаилу Захарову и получил у него копию свидетельства о регистрации первой православной общины на Камчатке.

Встреча Патриарха Алексия II

Встреча Патриарха  Московского и Всея Руси Алексия II

  

Но власти общину признавать не хотели. Обком партии был озабочен постановлением о регистрации, спущенным из Москвы в обход мнения членов обкома КПСС. Судоисполнители областной прокуратуры всеми правдами и неправдами сумели молельный дом опечатать. Два месяца сентябрь и октябрь мы с прихожанами собирались в сараюшке рядом с домом.

26 октября собрались на утренний молебен, на улице морось, водяная пыль с дождем, ветер сильный. Я несколько раз пытался лампадку зажечь, но она гасла, а в конце молебна лампадка зажглась сама! В стеклянной банке стояла крещенская вода, и она всю службу играла! Нас молилось пять человек: Валентина Чусовлянова службу вела, Мария Павловна пела, со мной стояла Люба Бумакова, пятого не помню. Мы были очень удивлены, что лампадка сама зажглась и крещенская вода играла. Я тогда своими глазами увидел первое Божие чудо. К концу службы мы все очень замерзли. Я решил, что в «сарайке» больше молиться не будем, пошел, сорвал с двери дома полоски с печатями и бросил в печку! И с тех пор мы молились в домике, покуда не построили новую церковь. И никто нас уже больше не стращал.

О.Николай Бородин с первыми прихожанами

О.Николай Бородин с первыми прихожанами

Местные власти, органы безопасности ещё пытались руководить жизнью общины и прихожан.

В начале марта ко мне домой пришел представительный человек, полковник КГБ. Он сообщил мне, что в обкоме партии рассматривался вопрос о регистрации нашей общины, о назначении старосты: «Решили старостой назначить тебя. Тебя проверили, всех твоих бабушек, дедушек, твоя кандидатура вполне подходит, если ты старостой не будешь, женщину ставить не будем, а мужчин подходящих у вас нет». И дал мне поразмыслить неделю. Собрались наши прихожане и решили, что старостой нужно быть мне.

о. Николай с о. Анатолием Кураевым в с.Мильковском приходе

о. Николай с о. Анатолием Кураевым в с.Мильковском приходе

Пасху 1985г. служил первый священник Анатолий Суржик, а на Михайлов день божественную литургию служили два священника Анатолий Суржик и иерей Ярослав Левко. Отец Ярослав нам всем сразу понравился. Мы с ним стали думать, как построить храм. Накопили денег и купили дом за 9007 рублей, дом снесли, а на этом месте возвели храм апостолов Петра и Павла»

24 марта 1984 г. молельный дом посетили необычные гости: два секретаря из горкома и райисполкома, представитель органов безопасности, назначенный из Москвы уполномоченный по делам религии по Камчатской области Николай Николаевич Дементьев. Они дождались окончания богослужения, провели собрание, избрали приходской Совет и назначили старостой общины Николая Бородина. …И община стала жить своей церковной жизнью.

…И как ручейки весенним днем, бегущие к большой реке, так и люди, истосковавшиеся по живой воде – Слову Божиему, стекались в первую православную общину. После десятилетних гонений вновь засиял светильник Божий в сердцах многих. И возжигал его, и не давал ему угаснуть, и поддерживал его первый староста камчатской православной общины иерей Николай Бородин.

Беседовала Нина ДОРОНИНА, иеромонах Иоанн (ЗАЯЦ)

2 комментария в “Они созидали епархию. К 20-летию Петропавловской и Камчатской епархии”

  1. Ксения:

    Спасибо, Нина Павловна, за замечательный материал. Историю необходимо знать. Без нее трудно ценить настоящее. Поклон о. Иоанну.

    Спаси Господи!

  2. Нина Доронина:

    Хорошо .милая моя и дорогая Ксенюшка всем передам поклоны и приветы, особливо вулканм Камчатским и красавице бухте.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree