История одного поселения часть 1

В 19 декабря 2012 г. в селе Николаевка в день престольного праздника Владыка Артемий совершил Великое освящение старейшего храма епархии

Храм свт Николая Чудотворца действительно считается одним из старых храмов, сохранившихся с дореволюционных времён. Историю его строительства и возрождения из-за отсутствия архивных документов восстановить трудно, но сегодня мы расскажем об истории ительменского острожка, на территории которого и был возведён в далёкие времена один из первых храмов Камчатки. Наш рассказ о возрождении в наше время православной жизни в с. Николаевка и о настоятеле храма свт. Николая Чудотворца иерее Александре Алексееве.

История одного поселения

«Батюшка Николае, на Святой Руси,

Все обиды, горести, всё к Тебе несли.

Ты своей молитвою, в вере наставлял,

От нашествий вражеских Землю охранял.

Батюшка Родименький, плачу и молюсь

Возроди единую и Святую Русь

И меня убого, Отче, не забудь,

Укажи дорогу мне, освяти мой путь

Батюшка Николае, помолись о нас,

Чтобы голос совести, вовсе не угас».

Святитель Николай Чудотворец считается духовным покровителем России. В честь его на нашей земле русский народ воздвиг множество храмов, не является исключением и Камчатка. Храм в посёлке Николаевка назван в честь Святителя Николая, и поселок носит такое же название. Удивительно, что в советское время название это не переименовали. История Николаевской церкви тесным образом связана с историей появления первых церквей Камчатки и историей Паратунского острожка, который в далёкие времена находился на месте с. Николаевка.

Этот острожек и тамошних жителей описывает Степан Крашенинников во время своего путешествия в 1740 году. В те времена казаки при сборе ясака (пушного налога) записывали в ясачные книги всех плательщиков, а острожек, не имевший имени, называли по имени старейшины рода.

Так появились на карте Камчатки острожки Паратун, Начикин, Налачев, Пиначев.

Русские появились на берегах Ачинской губы в 1703 г., это были 22 казака под началом Родиона Преснецова, направленные на восточное побережье обложить налогом не ясачное население. Они обнаружили на берегах губы несколько поселений ительменов. В 1741 г.  на Камчатке были построены три церкви – Нижнекамчатском, Большерецком и Верхнекамчатском острогах. Четвёртой стала церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с согласия офицеров экспедиции дарованная Витусом Берингом с пакетбота «Святой Павел» новому поселению, названному Гаванью свт. апп. Петра и Павла.

Освящал вновь построенную церковь и часовню единственный на Камчатке священник – Ермолай. После ухода экспедиции все постройки были переданы церкви. Иркутский епископ Иннокентий принял такое событие знамением особого попечения Божиего о Камчатке.

К моменту появления Петропавловской гавани, Паратунский острог, по – видимому, был самым крупным острогом на берегах Авачинской губы, в 1769 г. в нём проживало 360 человек. С 1733 по 1741 год иеромонах Дамаскин обратил в христианскую веру 90 камчадалов, живущих вблизи Авачинской губы.Поэтому население Паратунского острожка было крещенным. Витус Беринг через охотского командира Девиера, известил иркутского епископа Иннокентия о том, что крестить и учить детей камчадалов некому. По решению епископа в 1743 г. во все камчатские церкви были назначены священники. После завершения Второй Камчатской экспедиции в Гавани святых апостолов Петра и Павла осталось несколько служилых людей охранять «экспедицкое» снаряжение, при церкви – дьячок Михаил Волков, местные же жители разбрелись по рекам. В 1766 г. службы в Богородичной церкви прекратились из-за ветхости помещения и отсутствия прихожан. Синод принял решение перенести церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы из Гавани в часовню Паратунского острожка, пристроив к ней алтарь. Новая церковь была освящена 8 апреля 1766г.

В апреле 1779 г. Петропавловскую гавань посетили корабли Третей кругосветной экспедиции Джеймса Кука, экспедицию к тому времени возглавлял, заменивший погибшего на Сандвичевых островах Джеймса Кука, капитан Чарльз Кларк. Участники экспедиции оставили дневниковые записи о своём пребывании на Камчатке и о посещении Паратунского острога. Здесь жил знакомый членам экспедиции священник Роман Фёдорович Верещагин. Этот человек держал коров и ежедневно возил молоко на парусник для больного капитана Чарльза Кларка.

Чарльз Кларк

На этой почве между ними завязались добрые отношения, и Кларк пригласил всё семейство Верещагиных посетить свой парусник «Дискавери». Осенью того же года суда зашли в Петропавловский порт, чтобы похоронить умершего капитана Кларка и английские офицеры пригласили священника Романа на церемонию погребения.

Памятник Чарльзу Кларку в центре города

Д. Самвел в своём дневнике сообщает: «Деревня Паратунка расположена на берегу реки того же названия примерно в 20 милях от гавани св. Петра и Павла. Там есть церковь, шесть русских домов, 16 камчадальских балаганов и несколько юрт, врытых наполовину в землю. Церковь построена Берингом, она деревянная, с куполом наверху, очень ветхая и запущенная. Её украшают много икон и среди них иконы с изображением св. Петра и св. Павла. Под навесом у церкви подвешены четыре небольших колокола. Кроме священника в деревне живёт ещё один русский – служка священника. Недалеко находятся развалины большой деревни. (Жители её погибли от оспы в 1769 г. и от большого селения в живых осталось всего 40 человек)».

В 1787 г. в Петропавловскую гавань заходит Четвёртая кругосветная экспедиция французского мореплавателя Жана Франсуа графа Галла де Лаперуза.

Жан  Франсуа граф  Галла де Лаперуз

Совершая путешествие по окрестностям Авачинской губы, Лаперуз посетил Паратунский острог. Священником в Паратунской церкви в ту пору был брат Романа Верещагина – Фёдор. Просвещённый европеец простоту нрава камчадала-священника расценил как невежество и в почте, выразил нелицеприятный отзыв обо всех камчатских священниках и необходимости их замены на высокообразованных священнослужителей. В кратчайшие сроки Иркутская епархия провела кадровую реформу, на Камчатку стали присылать священников из Иркутска. Отец Фёдор был уволен на покой.

В 1763- 1765 гг. в с. Мильково в плавильной мастерской отливаются два колокола (три пуда и один пуд 250 фунтов) для отстроенной в Петропавловской гавани часовни в честь апп. Петра и Павла. В 1800 г. Богородичная церковь вновь была перенесена в Петропавловскую гавань, но только через десять лет приступили к её восстановлению и освятили в 1814 г. В завершение реформы в апреле 1816 г. в Петропавловской гавани было открыто двухклассное духовное училище.

Здание духовного училища

В конце 70-х годов XVIII века от Курильских островов до Ледовитого океана прошло несколько эпидемий, в ведомости представленной правительству умершими значится 5368 человек, это больше половины всего крещеного населения края. Опустели острожки и вокруг Авачинской бухты. В опустевшие селения были переселены ительмены с западного и восточного побережий, долины реки Камчатки. В 1799 г. новое бедствие постигло Камчатку, так называемое «сомово поветрие», унесшие жизни ещё около 2000 человек.

Окончательно обезлюдевший Паратунский острог пытался возродить Аркадий Васильевич Голенищев, бывший в течение двадцати лет начальником Камчатки. В двух маленьких деревушках – Тихой и Орловке, возникших на месте бывшего острога, были поселены кроме ительменов отставные служилые люди; казаки и солдаты. Голенищев организовал сельскохозяйственную ферму. Для развития скотоводства из Якутии были доставлены семьи якутов вместе со скотом, чтобы приобщить местных жителей к этому, незнакомому им роду занятий. К несчастью для многострадального населения, среди приезжих якутов оказались больные лепрой (проказой) на многие годы ставшей проклятием для людей. По существующим тогда порядкам больных лепрой должны были содержать всем миром: жители заготовляли для них рыбу, дрова, строили жилища. С годами число больных увеличивалось, содержать их немногочисленному обществу уже было не по силам.

В 1823 г. А.В. Голенищев основывает сельхозферму на реке Микижа, где он кроме хозяйственных построек и теплиц разбил парк и построил красивый загородный дом. В деревню Микижа были переселены здоровые жители из деревенек Тихой и Орловка, больных отселили на озёра – Ближнее и Дальнее. Постройки в брошенных деревнях сожгли, запахали пожарища. Горячие ключи были названы в память об исчезнувшем селении Паратунскими.

Селение Николаевка, основанное на месте канувшего в лету Паратунского острога, возникло в бытность первого Камчатского губернатора В.С. Завойко в 1853 г. В Николаевке был вновь возведён храм, это был один из шести храмов заказанных во Владивостоке первым архиепископом Камчатской и Петропавловской епархии Нестором (Анисимовым), создателем (в 1910 г.) Камчатского Православного братства во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса, созданного им в целях благотворительной помощи Камчатской епархии.

Митрополит Нестор (Анисимов) с келейником 1956 год

В связи с деятельностью Братства число церквей и часовен в Петропавловском и Гижигинском благочинии возросло на семь. Во Владивостоке был организован строительный участок, который рубил церкви, часовни, школы, жилые дома и их в разобранном виде доставляли морским транспортом на Камчатку

В Петропавловскую гавань доставили  строительный материал, 1912-1914 годы

и здесь быстро собирали силам рабочих из Владивостока.

Перед началом революции в Петропавловске действовали Собор апп. Петра и Павла, зимняя церковь и часовня.

Петропавловск, 1910 год

Собор в советское время не разрушался, в 1931г. в нём устроили кинотеатр «Полярная звезда».

Маргарита КУЛАКОВА,

краевед, член Русского географического общества

Фото из открытого интернета

2 комментария в “История одного поселения часть 1”

  1. любовь:

    Продолжение будет ?! Очень важный и нтересный материал !!!

  2. Нина Доронина:

    Любовь, спасибо за поддержку, продолжение будет, но только о современной жизни и отце Александре Алексееве. Сейчас ждём от него “древних” фотографий его пастырского служения. Дай Бог батюшке Александру здоровья и Божией помощи.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree