Дети, Библия и цветы

Накануне Пятой Олимпиады по основам православной культуры, прошедшей 27 марта в Духовно-просветительском центре епархии, я побывала на Садовой в городской средней школе № 10, и хочу познакомить вас с интересной педагогической работой учителей по изучению православной культуры, и отзывами учеников 8-ого класса об этих уроках.

На фото: Коллектив учителей школы № 10.


В этой школе сложился интересный творческий коллектив учителей. Возглавляет его уже 12 год Ольга Ивановна Жовтонога. Директор школы Ольга Ивановна человек,

На фото: Ольга Ивановна Жовтонога.

обладающий большой жизненной энергией, ко всему не равнодушный; она всегда ищет новые формы работы с учениками и их родителями, в запасе у неё всегда масса творческих идей и необыкновенных предложений. Она полагает все свои таланты, все свои душевные силы на благо учеников, стремиться заложить в них истинные человеческие качества, воспитать честных, неравнодушных и сильных людей, развить в детях любовь к окружающему их миру. Ольга Ивановна очень любит путешествовать, бывать на природе, рыбачить, и умеет писать прекрасные стихи, к тому же обладает недюжинным режиссерским талантом: вместе со школьниками она неизменный участник театральных конкурсов «Чайка над городом». В школе организована творческая работа с родителями, здесь поддерживается традиция семейного чтения, и ученики и их родители в месте присутствуют на таких чтениях и обсуждают прочитанное. Такая форма работы сближает всех: учителей, учеников, родителей.

Наша газета расскажет об одном из необычных уроков, проведённых в 8-ом классе этой школы и впечатлении о нём учеников.

Класс внимательно слушал и учителей, и учеников, ведущих необычный урок «Цветы в Библии». Этот интегрированный урок по биологии и литературе проводили учителя русского языка и литературы Жовтонога О.И и биологии Чечулина Т.В.

Читая Библию, её Ветхий и Новый Завет мы редко обращаем внимания на рассыпанные в них сравнения человека с живыми цветами и упоминание о цветах во многих евангельских притчах и поучениях. Учителя, проводя урок, обращали внимание своих учеников, на Священное писание, в котором цветы присутствуют как Божии творения, и дети через познание цветов, познавали библейские притчи, легенды народов.

Учитель литературы: Как вы думаете, что символизирует цветок?

Ученик: Цветок – это жизненная сила и радость жизни, конец зимы и победа над смертью. В христианской символике открытая вверх чашечка цветка – приятие Божьего дара, детского восторга от природы в раю, но в то же время цветок напоминает нам, что вся земная красота преходяща, она может быть вечной только в небесных садах. В Библии цветок указывает на богоугодность, как это показали цветущие посохи Иосифа и Аарона.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Бытие гл.1, ст. 11).

Библия о человеке: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102, 15-16).

Продолжая урок, дети знакомились с терновником, кустом с длинными «железными» колючками и мелкими цветами на нём и узнали, что терновый венец Иисуса Христа был сплетён именно из терновника.

Узнавали о том, что Землю Обетованную украшала белая лилия, народы называли её священной. Возможно, на такую лилию указывает Иисус: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут; не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мат. 6:28). В поздней христианской иконографии архангел Гавриил в день Благовещения вручает святой Деве Марии белую лилию. По библейской легенде, она выросла из слез Евы, изгнанной из рая.

Вспомнили и знаменитое растение-легенду, которое несколько раз встречается в Библии и с давних пор окутано мифами – волшебную мандрагору. В «Песне песней» Соломона: «Мандрагоры уже пустили благовоние…»

Ковалёва Мария поделилась своими впечатлениями о проведенном уроке: Мы узнали, что значат цветы в жизни человека, рассматривали цветок как отдельную цепочку в создании мира. Когда к нам приходит на уроки батюшка Феодор (Малаханов), тогда мы касаемся не только вопросов литературы и биологии, но рассматриваем эти темы с духовной стороны. А он разъясняет нам многие поучительные притчи из Библии. Я Библию не читала, мне ещё трудно её воспринимать. Но под впечатлением наших уроков мы вдохновляемся, пишем хорошие сочинения, я написала стихи: вот конец одного из них:

Читай меж строк и знаньями владей,

Соедини природу и людей.

Они едины. Нужен мир. Нужно уменье.

Быть может, лишь тогда поймёшь,

Что всё важно на Белом свете,

Что суть заложена в местах, словах и свете,

В бутоне цвета – правда, а не ложь!

Сочинение ученицы 8А класса, «Средняя школа № 10» Иващенко Софии: “Бабушка”

«Мне очень хочется рассказать о моей бабушке. Её звали Иващенко София Андреевна. Это была малограмотная женщина из украинской глубинки, которая за свои семьдесят лет жизни выезжала из родного села всего четыре раза. О самой первой поездке она рассказывала с большим юмором.

Передовиков сельского труда наградили поездкой в Киев, где она впервые узнала, что такое метро. Вид движущейся лестницы привёл её в ужас. Как глубоко верующий человек, она начала креститься и просить помощи у Господа, чтобы тот дал ей силы совладать со страхом перед этой диковиной: « С закрытыми глазами я, как коза, прыгнула на ступеньки эскалатора и открыла их только тогда, когда чьи-то руки пытались вытолкнуть меня с него». Впоследствии эту историю она часто рассказывала нам, своим внукам.

Из-за того, что мы живём на Камчатке, я свою бабушку видела не часто. Но, несмотря на это, о ней у меня остались самые светлые и тёплые воспоминания.

Это был глубоко верующий человек. Её утро начиналось с долгой молитвы. Она благодарила Господа за то, что он дал прожить её ещё один день со своими близкими, родными людьми, которых у неё было немало. Она родила и воспитала четверых сыновей, и у неё было семеро внуков, о которых она ежечасно молила Господа о здоровье. Сама она никогда не жаловалась на свою тяжёлую жизнь. Я ни разу не видела её в плохом настроении. Бабушка всегда встречала нас с радостной улыбкой. Это был добрейшей души человек.

Почему я пишу «была», потому что её не стало в декабре две тысячи девятого года. Баба Соня пережила своего супруга на полтора года. После его смерти она начала угасать, как свечка. И умерла тихо и спокойно, не причиняя никому неудобств, в своём доме, где прожила тяжёлую и счастливую жизнь».

Делится своими впечатлениями Скорикова София:

«Мне нравятся уроки Ольги Ивановны, они очень увлекательны, на таких уроках не заскучаешь, мы даже можем смастерить что-нибудь своими руками. Такие уроки всегда украшены декорациями, которые готовит наш учитель по рисованию и черчению Светлана Алексеевна. На Рождество мы читали отрывок из книги Ивана Шмелёва «Лето Господне». Потом говорили о том, какой волшебный и чудесный праздник Рождество, как раньше люди ожидали праздничное чудо и готовились к нему. Очень жаль, что сейчас к чудесам относятся с насмешкой, и никто не верит в волшебство. Ещё меня поразило, с каким восхищением и благоговением раньше готовились люди к Рождеству, предвкушали этот удивительный праздник. А сегодня этот праздник просто посиделки, ну, салют ещё взорвут. Это, наверное, потому, что нет у людей никакой связи с Церковью; наверное, наш народ распустился, и забыл, что есть Бог.

На фото :о. Феодор (Малаханов), настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря на уроке.

На Рождественском уроке присутствовал отец Феодор, который помогал нам понять прежний уклад жизни, которым жил русский народ, понять церковные термины. А в конце урока мы смастерили красивейшие фонарики! Все были в восторге от того, как можно своими руками сделать столь оригинальный и необыкновенный подарок к Новому году. Эта рождественская встреча оставила неизгладимые впечатления и запомнилась надолго мне и всем ребятам»

Мария Ковалёва: «У нас ещё был урок, на котором мы смотрели фильм о детях-инвалидах, его показывал на о. Феодор. Фильм рассказывал о том, как детей-инвалидов посещали монахи, и как эти дети молились и просили у Бога о здоровье. Это было очень трогательно, я плакала».

Екатерина Мусиенко:

«Мне всегда нравятся интегрированные уроки, это как бы два в одном. От этих уроков всегда огромная польза, да и материал легче усваивается. Наши учителя вкладывают в такие уроки всю свою душу. На уроке о цветах и Библии я уяснила, что цветок – это определенный символ жизни, и он сравним с человеком. Цветок – маленькое зёрнышко прорастает, развивается, разбрасывает свои семена и вянет. Так и человек рождается, развивается, размножается и умирает. Человек, конечно, может оставить след на земле, вот читаем же мы стихи Пушкина и других поэтов, которые жили несколько столетий назад.

Вечной жизни для человека я не представляю. Я не знаю, как связать духовный мир и наш земной. В нашей Церкви человек постигает какие-то истины, замаливает свои грехи. И если мы верим в то, что даёт нам Церковь, то это с нами и случается, а если не верим, то ничего и не произойдёт!»

Конечно, нам всем понятно, что школа светская, и никто не заставит детей после таких уроков ходить в храм на службы или вставать на молитву. Но семена духовной и нравственной жизни щедро засеваются в их души учителями. И всегда есть надежда, что семена эти дадут хорошие всходы, и души таких детей быстрее раскроются для слышания Слова Божиего.

Уроки, проводимые учителями школы №10 достойны того, чтобы стать методическими рекомендациями для проведения их в других школах края.

Нина ДОРОНИНА

2 комментария в “Дети, Библия и цветы”

  1. любовь:

    Нина Павловна ! Благодарю вас за материал ! Знакома с Ольгой Ивановной, а теперь еще и могу приобщиться к замечательному опыту ее работы ! Радостно за детей, за их возможность узнавать о вере.

  2. Нина Доронина:

    Я тоже очень обрадовалась общению с такими творческими учителями и детьми! Советую прочитать и их урок “Цветы в душе и в жизни”

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree