“Научи меня, Боже, любить…”

В Краевой библиотеке им. С. П. Крашенинникова открыта третья выставка Православной литературы «Книги, которые меняют жизнь». День православной книги проводится уже третий год во всех епархиях Русской Православной Церкви и приурочен к напечатанию Иваном Фёдоровым первой православной книги «Апостол». Закрытие выставки состоится в пятницу 15 марта.

Владимир Лазарев. Троицкий Собор

Книга…В нынешнее времена редко кто её по-настоящему любит. А уж читают явно не многие. Время книголюбов ушло в прошлое…А жаль. Человек, не читающий настоящих книг (бульварную литературу-то ещё читают) разучается стройно мыслить, слаженно говорить. И блудит человек в речевой примитивности и обильном сквернословии.

Но, слава Богу, существуют мир книги, несущий нам великую духовную силу. Эти книги изменяю нашу жизнь, потому что слово Божие проникает в самые глубины души. Именно от чтения православной литературы возникает истинное знание, от знания духовная жизнь, а от слышания слова Божия – вера. Православные люди, готовящиеся в Царствие Небесное, не мыслят свою жизнь без чтения такой литературы.

Владыка Артемий, открывая выставку, подчеркнул, что у Православной книги своя многовековая история, что книги эти несут  благую весть, несут  Слово Божие. Священник Александр Овчинников, руководитель отдела катехизации и религиозного образования епархии просто и доходчиво рассказал о книгах, представленных на стендах выставки. Только зная содержание книги, можно её приобрести с толком для себя. Поэтому экскурс в мир православной книги оказался для людей не бесполезным.

Концерт духовной музыки завершил первый день выставки.

Александр Овчинников был автором и исполнителем. В творческой жизни города концерт в исполнении священника – большая редкость. Трогательно и проникновенно звучали песни на стихи разных поэтов. Исполнялись они на музыку, сочинённую к стихам самим отцом Александром.

О. Александр Овчинников: Стихотворения, которые я выбираю для исполнения, как правило, духовные, с глубоким и прекрасным содержанием. Духовные песнопения трудно воспринимаются человеком, поэтому я стараюсь программу составить так, чтобы не дать человеку, слушающему песни, заскучать, пресытится духовным. Сам я пишу редко стихи.

Отец Александр в храме Христа Спасителя. Зал соборов.

Музыка к стихам рождается по-разному, иногда рождение мелодии приходится ждать долго. Если она возникла, то нужно сразу же её записать, иначе потом она больше не возникает. Мелодия к стихам должна иметь определённое движение, поэтому в последнем куплете я обязательно её изменяю.

Духовная поэзия! Слово «духовная», я думаю, сегодня нужно толковать. Если духовным считать всё нематериальное и не телесное, вся поэзия тогда будет духовной, все фильмы и вся музыка. А это не так. Дух связывает человека с Богом, душа, от слова дышать, связывает его с миром животных. Искусство может быть греховным, может быть нейтральным. Духовное творчество возвышает человека, а если человек будет долго возвышаться, то, скорее всего, окажется в Царстве Небесном.

Слушатели внимали песнопениям…

Что же пел для нас священник Александр?

Он исполнил стихи Александра Сергеевича Пушкина и не просто стихи, а стихотворную переписку поэта с Московским митрополитом  Филаретом, который кротко и любовно смирял поэта в его заблуждениях.

Александр Пушкин и Святитель Филарет

Стихи Александра Пушкина звучали так:

«Кто меня враждебной властью.

Из ничтожеств воззвал.

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Александр Сергеевич Пушкин

Отвечая Пушкину, святитель Филарет остерегал готовых соблазниться словом поэта, подпасть под обаяние пушкинской тоски:

Сам я своенравной властью,

Зло из тёмных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Прекрасно зная, что человек собственными только усилиями, без Божией помощи, не сможет избыть грех, отвечающий молитвенно взывает:

Митрополит Филарет (Дроздов)

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум –

И созиждется Тобою,

Сердце чисто, светел ум.

Признавая целительную силу слова владыки Филарета, Пушкин свидетельствует о главном: он распознал источник  этой силы:

Твоим огнём душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

Митрополит Филарет известен тем, что под его редакция осуществился перевод Библии на русский язык, который любезно заимствовали всевозможные проповедники христианства и уже почти вторую сотню лет предлагают людям для осмысления, совершенно случайно забывая сказать, где они этот текст взяли. Митрополита Филарет знали и любили многие православные русские люди, почитали декабристы и Александр Пушкин.

Исполнены были Псалмы Давида.

Псалмопевец царь Давид

Философ Вольтер , приехавший в Россию пообщаться с Екатериной II,  беседовал с тогдашним митрополитом Платоном. В беседе философ, между прочим, сказал, что одним из последних достижений европейской науки явилось утверждение о том, что Бога нет. На что митрополит Платон ответил, что это утверждение не ново, оно уже было сказано три тысячи лет назад. Вольтер удивился: «Кто и где мог такое сказать?» Пророк Давид, в одном из своих псалмов: «Сказал Безумец в сердце своем: Бога нет! И начал творить беззакония».

Много есть переложений псалмов на русский язык. Одним из наиболее достойных является 14 псалом в изложении Николая Языкова.

Николай Языков

«Господи! Кто может пребывать в жилище Твоём? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своём».(Псалтырь. пс. 14)

Александр исполняет Гимн, сочиненный Василием Андреевичем Жуковским.

Завершение жизненного пути литератора, определяет глубокая религиозность. «Свет всегда жил в нём. Скромностью своей, смиренным понятием бытия, любовью к Богу и ближнему, всем отданием себя он растил этот свет» (Б. Зайцев, автор художественной биографии Жуковского).

К чему устремления народа в этом гимне? К сытости? Одежде? Земле? К власти? К деньгам или колониям? Нет! Народ просит у Бога добродетелей и Царства Небесного. И за это высокое устремление Бог не обделил наш народ ни землями, ни богатствами, ни победами.

Исполняется «Девушка пела в церковном хоре…» Александра Блока. Поэт – Богоборец!

Вот его кредо:

«Тайно сердце просит гибели.

Сердце лёгкое скользи…

Вот меня из жизни вывели

Снежным серебром стези…

И в какой иной обители

Мне влачиться суждено,

Если сердце хочет гибели,

Тайно просится на дно?

Девушка пела в церковном хоре

И где то у самых врат

Только тихо плакал ребёнок

О том, что никто не вернётся назад.

В этом стихотворении нет Живого Бога. Ребёнок плачет потому, что никто назад не придет и ничего в лучшую сторону не изменится. Матросы с крейсера «Варяг» оказались в плену у японцев. Они надеются и верят, а Блок спешит их убедить –  надежды на Бога обманчивы. И после смерти не будет никакой жизни вечной, а эта – слишком грустна, что и надеяться и радоваться незачем. Людям не нужна надежда на лучшее. Им нужна помощь. Эту помощь от Бога почти всегда в истории России верующие люди получали. Например, многие моряки крейсера «Варяг», о которых писал, Блок, вернулись на Родину.

Созданная Блоком поэма «Двенадцать» была пределом и завершением блоковского демонизма.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Но впереди их – Христос. И эти двенадцать – апостолы?! И Христос идёт не с Крестом, а с «кровавым флагом».

Блок понял ошибку «Двенадцати» и ужаснулся её непоправимости. Как внезапно очнувшийся лунатик, он упал с высоты и разбился. Он умер от «Двенадцати», как другие умирают от воспаления лёгких или разрыва сердца. Перед смертью в бреду он требовал отыскать все экземпляры поэмы и уничтожить их.

Исполнял о. Александр песни  Светланы Копыловой,

иеромонахов Романа,

иеромонаха Дорофея, свои собственные сочинения.

В завершение концерта было исполнено стихотворение, написанное перед революцией князем Константином Романовым родственником последнего русского императора Николая II.

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтобы и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Истинно религиозное искусство возможно лишь при соединении молитвенно-аскетического подвига с творчеством, одухотворяемым Божественной благодатью. Это достигается ценой совершенного смирения.

И если в душе человека светит солнце – никакие беды и невзгоды не смогут затмить его. Этим солнцем является Господь!.

Нина ДОРОНИНА

Использованы тексты из лекций М. М. .Дунаева «Вера в горниле сомнений», размышления о. Александра Овчинникова.

Один ответ в ““Научи меня, Боже, любить…””

  1. Maria:

    Красота духовной практики Фалунь Дафа и её жестокое преследование в Китае

    Дорогой человек, выдели пожалуйста минутку на прочтение важной информации.

    Фалунь Дафа — Закон Будды Вселенной, спасающий людей, практика самосовершенствования основывающаяся на принципах Вселенной:

    真 Истина

    善 Доброта

    忍 Терпение

    Она учит повышению нравственности и излечивает. С 1999 года практикующие жестоко преследуются режимом КПК в Китае. Добрых людей подвергают пыткам, насилуют, убивают, насильственно кормят через трубки, лишают сна, и вырезают органы у живых людей на продажу. Миллионы практикующих погибли от пыток за более 14 лет гонений.

    Faluninfo(.)ru

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree