«Иго моё благо и бремя мое легко есть»


В день Святого Духа епископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе. За Литургией в сан священника был рукоположен диакон Константин Литвинов.

Фото: Хиротония во священники

Священническое служение — одно из древнейших в Церкви. Оно было уже во времена Авраама и Мелхиседека, о чем говорится в Книге Бытия. Священник является в первую очередь пастырем стада Христова, духовным наставником прихожан храма. Чин рукоположения во священники совершается утром, на Божественной Литургии. Ставленник в белых одеждах обходит престол три раза и, по древнему обычаю, кланяется в ноги Правящему Архиерею.


Затем над его главой, которую он возлагает на край престола, читаются особые молитвы.

Столь важное служение — духовно направлять паству — налагает на священника огромную ответственность пред Богом, обязывает его непрестанно стремиться к святости своей земной жизни, так как пример пастыря увлекает за собой паству.

Наша сегодняшняя беседа с новым настоятелем храма в п. Озерновский отцом Константином о его будущем пастырском служении, рукоположении в священники и рассказ о том, как он возрастал в духе, чтобы посвятить себя служению Церкви Христовой:

– Батюшка Константин, Вы избрали для служения храм в честь Василия Великого, расположенного в самом южном посёлке Камчатки. Юг Камчатки – это конечно не южный берег Крыма, погода у Охотского моря суровая, край этот – рыбацкий и не простой для жизни. Чем вызвано такое решение?

– До моего рукоположения владыка Артемий предложил мне для служения посёлки Палана, Озерновский и Никольское. Я выбрал Озерновский, потому что там предстоит строить храм. Владыка меня благословил на это служение. Я давал обет служить Господу, а Ему можно служить в любом месте.

Суровый климат Камчатки меня не пугает, я вырос здесь и знаком с всякими стихиями этой земли. А ещё здесь есть и промысел Божий. Отец Сергий Прудников, сегодняшний настоятель храма был рукоположен, как и я, в день Духа Святого, а когда мы учились в семинарии Свято-Сергиевой Лавры, он некоторое время был моим начальником. Так что тут полная преемственность.

– Вам предстоит возводить храм, священник Вы молодой, строительного опыта у Вас нет, хватит ли Вам сил и умения?

– С Божией помощью всё возможно, а когда будут возникать трудности, с паствой будем сугубо молиться. Строить храм – это большая милость Божия для священника. В строительстве храма должна поучаствовать и община, и батюшка свой гвоздь забить, и благотворители порадеть, ведь в храме, построенном всем миром, и Дух Божий почивает, и молитва Божия с радостью твориться.

Вы скоро отбудете к новому месту назначения. С чего начнёте Вашу службу?

Встретимся с отцом Сергием, прихожанами, отслужим молебен, побеседуем. Обязательно познакомлюсь с руководством посёлка и с благотворителями.

Батюшка, Вы шли пятнадцать лет к началу самостоятельного служения на своём приходе. Как все эти годы промысел Божий не оставлял Вас?

Я всегда мечтал учиться в семинарии. Окончив девять классов, по благословению владыки Игнатия начал своё духовное обучение в Волгоградской гимназии у отца Анатолия Гармаева. Одновременно окончил среднюю школу. В гимназии мы изучали Закон Божий, Катехизис, велись там уроки христианской нравственности. В те годы общине «Отрада» под гимназию выделили здание больницы, так что нам было и где заниматься, и где жить. В гимназии я ощутил, что такое православная жизнь, понял, что такое православная община, как живут православные семьи. Но когда учился в гимназии, у меня часто возникало желание стать монахом. После окончания гимназии отец Анатолий возлагал на меня надежды, хотел, чтобы я остался на служении в «Отраде», но я вернулся в нашу епархию на послушание.

Владыка Игнатий дал мне характеристику для поступления в Московскую духовную семинарию. Свято-Сергиеву Лавру я впервые посетил в 16 лет с бабушкой.

Фото : Свято-Сергиева Лавра

Мы побывали у Преподобного Сергия,

Фото: В этом храме почивают мощи Сергия Радонежского

я увидел, как живут монахи и ощутил как здесь покойно, радостно и благодатно, и потом ещё долго жил этим чувством. Но поступить в семинарию с первого раза мне не удалось: из 200 человек семинаристами стали только 60! Меня среди них не было.

Фото: У Успенского собора будущие священники России. Свято-Сергиева Лавра.

Но несмотря ни на что меня не покидало чувство счастья: я две недели прожил в Лавре, каждый день молился у раки Преподобного Сергия!

Владыка Игнатий сказал мне: «Я знал, что ты не поступишь! Будешь послушником в храме!» и благословил меня днём работать с братом Андреем, а в воскресные дни служить в храме. Но брат просил работать и по субботам. Душа моя разрывалась от отчаяния, когда проходила вечерняя служба без меня! Мне всегда было тяжело жить без храма!

Когда я об этом рассказал Владыке, он благословил меня вернуться в храм и поехать в скит, а потом – постриг! Но меня вдруг посетило сомнение.

Фото: Лавра зимой.

Я позвонил своему духовнику в Лавру, и он посоветовал молиться, а потом принимать решение.

Милостью Божией в нашу епархию прилетела женщина, дочь которой служила на Пюхитском подворье монахиней. С ней-то я и улетел вновь поступать в семинарию.

И как удалось Вам поступить?

Келарь Лавры игумен Аристарх благословил меня на послушание в трапезную, где я и трудился до поступления в семинарию. Дело это не простое: подъём в пять, 5-30 молитва, а затем работа в трапезной.

Особо мне нравилась воскресная трапеза, когда братия после службы шла с песнопениями тропарей и колокольным звоном на трапезу. Они шли в два ряда, а впереди в серебряной чаше несли Богородичную просфору, которая за трапезой раздроблялась для всей братии. Это был благоговейный момент, который я очень любил. Еще меня удивляло необыкновенное смирение архимандритов, он не гнушались после трапезы убрать за братией посуду, хотя это дело послушников. Тепло и радость разливалось в сердце от этих монахов, рядом с ними исчезало из души уныние и тревога. Они ведь всегда пребывали в молитве!

Фото: Молитвенная благодать в Лавре на всем.

Начались экзамены, но своё послушание в трапезной мы не оставляли. Нас было четверо, и все мы поступали во второй раз.

После уборки в трапезной все вместе читали акафист Преподобному Сергию для вразумления и помощи. Четыре года учился я в семинарии, но окончить мне её не удалось.

Меня отчислили за три серьёзных замечания. После отчисления каждый день ходил на утреннюю и вечернюю службу к Преподобному и молился ему, искал утешения. Приехав домой, я благословился у владыки Игнатия снова работать с братом, ходить на службу и пономарить. Я включился в работу: мне нужна была материальная поддержка, а брату моему – духовная. Владыка стал настаивать на моём возвращении в храм. А я всё работал, просто Господь таким промыслом помогал мне готовиться к свадьбе.

А где же Вы сподобились найти себе матушку, да еще такую, которая восемь лет подвизалась в Свято-Введенском Толгском монастыре?

Фото: Батюшка Константин с матерью, матушкой Ангелиной и дочкой Ниной.

Когда я учился на 4 курсе семинарии к моему другу из г. Тутаева, что под Ярославлем, приехали две сестры, и он меня с ними познакомил. Одна из них – Ангелина навещала в Сергиевом Посаде свою тётушку, которая работает в пошивочной мастерской, шьёт облачение для монахов. Сёстры пригласили нас в гости в свой удивительный город Тутаев, но пообещав, мы, конечно, не поехали. Второй раз я встретился с Ангелиной и её тётушкой у Успенского собора, куда шёл молиться после своего отчисления из семинарии. Мы поговорили и снова разошлись, не буду же я рассказывать мало знакомой девушке, что меня отчислили. Так мы снова расстались, а я уехал в свою епархию. Но однажды из Лавры мне позвонил друг и сообщил, что меня ищет Ангелина. Во время телефонного разговора с самой Ангелиной, я понял, что она очень волнуется, расспрашивая меня про мою жизнь. Я спросил её, будет ли она меня ждать, если я приеду через 4 месяца и получил положительный ответ. Позвонил духовному отцу Анастасию в Лавру, и он мне сказал: «Преподобный Сергий не оставил тебя своим промыслом, и даёт тебе замечательную матушку».

Вы венчались в семинарском храме Иоанна Лественичника, почему так произошло, Вы же не были тогда семинаристом?

Фото : Венчание в храме Свято- Сергиевой Лавры

Когда я приехал в город Тутаев свататься, меня встретили как родного человека, все радовались моему приезду. Отец Ангелины Священник Сергий Козлов служит в Воскресенском храме г. Тутаева более29 лет. Повезли меня показать святыни ярославской земли заехали и в Толгский монастырь, в котором Ангелина жила на послушании восемь лет, была келейницей у игуменьи Варвары. Венчание и свадьба же, милостью Божией, свершились в Сергиевой Лавре, венчал нас священник Сергий , отец Ангелины,

на венчании пел хор семинаристов, было всё благоговейно и торжественно. После венчания приложились к Преподобному Сергию, испросили у него благословения на достойную супружескую жизнь.

Что в Вашей жизни значит матушка и семья?

Она в моей жизни и молитвенница, и помощница, и воспитательница наших детей. И очаг она семейный хранит и заботится о нашем семейном быте.

Конечно, она скучает по своим родным,

но понимает, что Господь сподобил её мужа в священство: я служу, и она служит. Она должна быть моей помощницей, меня поддерживать в служении, быть примером для прихожан.

Батюшка, во время рукоположения Вы снимаете обручальное кольцо, почему?

Когда я принимал церковную присягу, о. Ярослав Левко на искусе спросил меня, как моя супруга относится к моему рукоположению. Перед принятием присяги на пороге важного для меня решения я спросил Ангелину: «Иду на службу к Богу, ты согласна?» Она перекрестилась и сказала: «На всё воля Божия!» И когда во время рукоположения снимаем кольцо, этим подчёркиваем, что будем Богу служить, будем людям служить, хотим жизнь этому посвятить!

Когда снимаем кольцо, то этим подчёркиваем, что жене больше не принадлежим!

Когда происходит таинство хиротонии, произносятся совершительные слова молитвы: «Божественная благодать всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющая пророчествует». Что это за таинственные слова и что они значат?

Каждый человек сосуд Святого Духа, и в то же время, каждый человек немощен. Господь при Таинстве рукоположения подаёт Благодать восполняющую, чтобы пастырь мог совершать таинства евхаристии, венчать и крестить, и через благодать умудрять нас. Почему священник должен объяснять людям духовные вопросы? Он как врач духовный и телесный, он может ситуацию прояснить, и молитву почитать, и Господь с помощью благодати Божией открывает ему  промысел о человеке.

Во время рукоположения я не волновался, я предал себя в руки Господа. Чувство великого благоговения наполняло мою душу, и страха Господня перед служением Великих Тайн Божиих. Когда я выходил с воздухом, я молился: «Господи прости, я же недостоин. Если твоя воля есть, то укрепи и благослови меня. Чтобы людей к Тебе приводить, чтобы Тебе всеми силами служить!»

Мы несем после рукоположения большую ответственность перед Господом и за себя, и за свою паству.

Батюшка, а как же семинария, Вы будете её оканчивать?

Обязательно. Но только уже заочно, мне предстоит сдать экзамены и защитить диплом.

Беседовала Нина ДОРОНИНА

Фото из архива о. Константина ЛИТВИНОВА,

священника Василия Щура

Воскресенский собор (1652-1678)

Когда я писала об иерее Константине Литвинове и его матушке Ангелине, меня заинтересовали церкви г. Тутаева и Свято-Введенский Толгский монастырь, в котором матушка Ангелина подвизалась послушницей восемь лет, а её батюшка священник Сергий Козлов, служит в Вознесенском соборе г.Тутаев 29 лет. Хочу познакомить вас, дорогие читатели, с этими уникальными святынями России.

Воскресенский собор – главное украшение Тутаева. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон.

В небольшой приволжской слободке смогли построить “всем миром” храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.

Фото: Воскресенский собор

Среди многочисленных древних икон особо почитается чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного – самая большая в России чудотворная икона Спасителя XV века;

Фото6 Икона Спаса Всемилостивого

Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров шириной и 3 метра 20 сантиметров высотой): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в “медицинских показаниях”. Это намоленная икона, она для тех, кто верует и уповает на милость Всевышнего. Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области.

Фото: Крестный ход с иконою Спаса Всемилостивейшего

От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В храме находятся Смоленская икона Божией Матери; икона святителя Николая Чудотворца; Феодоровская икона Божией Матери; Силуанская икона Божией Матери; икона великомученика Феодора Стратилата, образ князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; икона Софии, Премудрости Божией; икона, именуемая «Сошествие во ад»; резной Животворящий Крест; древняя плащаница.

Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор “величественным, благолепным”.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь.

Взоры путешественников по Волге невольно приковывает к себе белокаменный красавец-монастырь, расположенный на левом ее берегу, недалеко от древнего города Ярославля.

Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в 1314 году епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче.

Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.

Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена.

В разное время здесь находился приют для раненых солдат и больница. Толгский монастырь закрыли в 1926 г. Здесь обосновалась детская воспитательно-трудовая колония. Обитель пришла в ужасающее состояние. В 1987г. монастырь был передан церкви. В следующем году колония покинула монастырь, и поселились первые сестры.

Фото: Монастырь в зимнем убранстве.

Это первая возродившаяся обитель на территории России. В 1992г. были отреставрированы Спасский (XVIIIв.) и Никольский (1672г.) храмы, частично Введенский собор (1681-1688 гг.)

Фото из открытого интернета.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree