По городам и весям. Города – это люди. Часть 8.


Астраханцы – люди какие-то особые, меня удивляло их ласковое и мягкое обращение друг к другу. Слова они произносят с некоторой растяжкой и с таким ударением, что даже не понятно то ли они спрашивают тебя, то ли уже утверждают ещё не услышанный ответ. Может быть, напевный этот говор родился от смешения многолюдной речи народов, заселявших эту землю, а может быть и от жаркого климата, в котором не только кричать и ругаться, а и жить-то тяжко.

Ведь Астрахань всегда была крупным торговым центром. Здесь проходил Великий шелковый путь.

На фото: Гравюра старинной Астрахани.

Сюда устремлялись купцы и с Востока, и с Запада. Они не просто торговали, но жили здесь десятилетиями. Индийская купеческая колония, например, просуществовала более 200 лет, вплоть до начала 19 века.

В городе сохранились персидское и армянское подворья. Это оригинальные архитектурные сооружения в центре города,

замкнутые по периметру прямоугольные дома с открытыми галереями и внутренним двором,

На фото: Здание XVIII века

На фото: Арочные окна теперь не модно, лучше такое ….

где и шла бурная торговля. Теперь торговли нет, но люди по-прежнему здесь живут.

На фото: Фасад бывшего подворья.

И стоит вам зайти во двор, как они кричат: “Хотите посмотреть? Заходите!»

На фото: Но до конца реставрировать у нас не любят. Здание со двора.

Но земля эта славна не только своими купцами и рыбопромышленниками, но и знаменитыми людьми, родившимися на этой земле оставившими яркий след в культурной жизни русского государства.

Первый русский академик Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768 гг.) родился в Астрахани в семье священника соборной Троицкой церкви. Его теория словесности и стихосложения была положена в основу русской поэзии. Как и во все времена, его поэзия обличала пороки общества и власть придержащих.

Горе! чему цари бывают подвержены часто?

Часто мудрейший в них уловляется в сети нечая:

Люди пронырны корысть и любящи их окружают;

Добрые все отстают от них отлучаяся особно,

Тем, что они не-умеют ласкать и-казаться услужны:

Добрые ждут, пока не взыщутся и призовутся,

А государи почти неспособны снискивать оных.

Злые ж, сему напротив, суть смелы, обманчивы, дерзки,

Скоры вкрасться, во-всем угождать, притворяться искусны,

Сделать готовы все, что-противно совести, чести,

Только б страсти им удоволить в самодержавном.

О! злополучен царь, что толь открыт злых-коварством:

Он погиб, когда ласкательств не отревает,

И не любит всех вещающих истину смело.

Иван Иванович Хемницер(1745-1784гг), родился в Енотаевской крепости (теперь город Енотаевск). Отец его, штаб-лекарь, выходец из Саксонии, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору Нейбауэру в Астрахани. Отец позаботился также приискать человека, который бы мог учить сына русскому языку.

Как писатель, Хемницер приобрел известность своими баснями. Их всего 91. Около трети басен переведено из Лафонтена, Геллерта, Вольтера, Дора и Ножана; остальные – оригинальные. Если его нельзя считать создателем русской басни, так как басни писал уже Симеон Полоцкий, позднее Сумароков и Тредиаковский, то Хемницер является, бесспорно, самым видным из предшественников Крылова, влияние на которого отмечают все биографы. Нередко Крылов повторяет сюжеты, и даже отдельные выражения Хемницера.

Вообще Хемницер дал Крылову не только вполне готовую форму, но и тон, даже отчасти содержание, которому более талантливый преемник сумел придать новую силу и яркость. Басни Хемницера уступают крыловским в яркости образов; в Хемницере виден скорее умный и остроумный человек, чем художник, в них нет крыловского лукавого юмора. Басни Хемницера пользовались у современников значительным успехом. При жизни автора они выдержали три издания; четвертое вышло вскоре после его смерти. Всего существует 28 изданий его басен.

Велимир Хлебников

Круг интересов Хлебникова был чрезвычайно широк. Он занимался математикой, кристаллографией, биологией, физической химией, изучал японский язык, увлекался философией Платона и Спинозы, пробовал себя в музыке, живописи и литературе. Некоторые из своих стихотворных и прозаических опытов в 1904 г. послал А.М. Горькому.

Хлебников поставил перед собой задачу: познать страну, в которой он жил, не чувствами, а с помощью научного анализа. С этой целью он стал изучать язык как инструмент самовыражения народной души и время — первопричину исторической судьбы России. Однако этим поэт не ограничился: ему хотелось не только знать существующий язык, но и творить новый язык поэзии, не только знать прошлое, но и вывести четкие, как математические формулы, законы истории, опираясь на которые можно было бы точно предсказывать будущее. Для этого требовалось создать новую синтетическую научную дисциплину, которая объединяла бы лингвистику, математику, историю и… поэзию.

Мария Петровна Максакова (1902-1974 гг.), солистка Большого театра

Родилась в Астрахани в семье служащего, саратовского мещанина Петра Васильевича Сидорова и астраханской мещанки Беляевой, отец которой происходил из крестьян Слободского уезда Вятской губернии.

Пела в церковном хоре, затем училась вокалу в Астраханском музыкальном училище у В. Н. Бородина. В 1919 году в Красном Яру состоялся дебют семнадцатилетней певицы, она исполнила партию Ольги в опере «Евгений Онегин».

В 1923 году М. П. Максакова вместе с мужем переехала в Москву.

Сергей Лемешев оставил интересные воспоминания о московском дебюте Максаковой (партия Амнерис в «Аиде»). Среди прочего, Лемешев отмечает:

«Уже тогда Максакова поразила нас особым вниманием к слову. У неё была не просто отчетливая и ясная дикция, а истинно драматическая выразительность фразы, наполненная внутренним борением страсти и ревности».

С 1923 по 1953 годы Мария Максакова являлась ведущей меццо-сопрано Большого театра. За 30 лет сценической деятельности было спето множество центральных партий, лучшими из которых стали: Кармен; Марфа в «Хованщине»; Марина Мнишек в «Борисе Годунове»; Любаша в «Царской невесте»; Весна в «Снегурочке»; Ортруда в вагнеровском «Лоэнгрине».

Положение Максаковой несколько пошатнулось в годы репрессий. Дочь певицы Людмила Максакова впоследствии рассказывала:

Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела. И так было у многих <…> После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр Сталина. Как в нём могла находиться певица с такой биографией? Её и балерину Марину Семёнову хотели отправить в ссылку. Но тут война началась, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось. Партии в операх Мусоргского принесли певице две Сталинские премии.

Судя по сохранившимся грамзаписям, Марина и Марфа Максаковой были несомненными и в своём роде неповторимыми исполнительскими шедеврам. Великая Максакова умерла в Москве 11 августа 1974 года, 35 лет назад. Ей было 72 года. Современники вспоминают, что во время похорон центр Москвы был оцеплен конной милицией, боялись беспорядков. Слишком много людей пришло проститься с любимой певицей. Все бросали цветы, кричали: «Прощай, Кармен!» Эта была одна из лучших партий Марии Максаковой. На сцене Большого театра она выступила в этой опере 800 раз…

Основательница актерской династии Маруся (так называли ее с детства) родилась 8 апреля (26 марта) 1902 года в семье служащего Астраханского пароходства Петра Сидорова. Маруся была старшей из детей.

Когда ей исполнилось 8 лет, не стало отца. Чтобы помочь матери, девочка начала петь в церковном хоре. Как потом вспоминала певица: «Нотную грамоту я выучила сама. Гаммы зубрила целыми днями. И была рада этому».

Позже, учась в музыкальном училище, она допоздна просиживала у любимого рояля, повторяя заданный урок. Маруся училась как одержимая. Как одна из способных вокалисток, девушка ездила с ученическими концертами на предприятия, выступала перед бойцами Красной Армии, и везде ей сопутствовал успех.

Желание петь у Маруси было так велико, что она, окончив училище, отправилась «наниматься в артистки» в Астраханскую оперу. Там девушку встретили без особого энтузиазма. И в качестве практики предложили выучить партию Ольги из «Евгения Онегина». Как-то Маруся услышала недоуменный шепот двух актрис: «Она ходить еще по сцене не научилась, а ей уже и оклад выписали». Приняв эти слова всерьез, юная Маруся все спектакли стояла на коленях, за сценой, наблюдая за тем, как ходят артисты. Впоследствии своей дочери она скажет: «Моей наивности не было предела. Я смотрела на ноги актеров до боли в глазах. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что ходят они так же, как в жизни». Кто знает, что бы «вышло» из этой худенькой и нескладной певички, если бы не случай…

В 20-е годы прошлого столетия в Астрахань приехал известный в России антрепренер, талантливый педагог, австриец, Максимилиан Карлович Шварц, взявший себе псевдоним Максаков.

Он сразу обратил внимание на Марусю, заявив ей: «У вас великолепный голос, но петь вы не умеете». После этих слов девушка на несколько дней исчезла из театра. Ходили слухи, что Маруся сбежала в Петроград, чтобы ее послушали в консерватории. И, якобы вернувшись ни с чем, обратилась за помощью к Максакову. С этого времени Маруся стала самой послушной ученицей своего учителя…

Известно со слов оперной певицы Мариинского театра,

внучки Максаковой (ее полной тезки),

На фото: Максакова Мария Петровна, внучка певицы.

что ходило множество легенд о замужестве Маруси Сидоровой. По одной версии, Максимилиан женился на ней по просьбе умирающей жены. Существует легенда о том, что Максаков просто был влюблен в юное и хрупкое создание и сам сделал Марусе предложение. Во время их знакомства Марусе было 18 лет, Максаков был старше ее на 32 года. Брак по расчету? «Нет, тут другое, – говорила внучка знаменитой бабушки, – она хотела стать певицей, и помочь ей в этом мог только он – Максимилиан.

На фото: Внучка марии Максаковой, знаменитая оперная певица Мариинского театра.

Не случайно всю жизнь бабушка называла его самым лучшим мужем и человеком в ее жизни».

Тамара Милашкина, оперная певица Большого театра.

В Астраханском музыкальном училище будущую певицу заметила Мария Максакова и поспособствовала поступить ей в консерваторию г.Москвы.

Искусство Тамары Милашкиной принадлежит к тому золотому веку Большого, когда на его сцене блистали легендарные имена советской эпохи – Архипова, Анджапаридзе, Атлантов, Вишневская, Петров, Образцова, Огнивцев, Ведерников, Эйзен, Нестеренко, Мазурок, Руденко.

Певица стала первой из посланцев России, кто после Шаляпина и Собинова вышел на театральные подмостки прославленного “Ла Скала”. Огромный успех выпадал на её долю, как в нашей стране, так и за рубежом. Зрители и слушатели Гранд Опера, Венской оперы, Линкольн-центра в Нью Йорке, оперных и концертных залов Осло, Копенгагена, Хельсинки и других столиц и городов мира неизменно восторженно встречали её, восхищаясь великолепным вокальным мастерством, её искренностью и женским обаянием.

Вот как отзывалась Ирина Константиновна Архипова о начинающей артистке из Астрахани: “Большой, красивый, необычайно теплый, ровно звучащий во всех регистрах, очаровывающий эмоциональной проникновенностью её голос может быть и лирически задушевным, и драматически насыщенным…”

13 сентября 2009 года, певица праздновала свой бриллиантовый юбилей. Знаток вокала, академик Жан Мистлер так отзывался об искусстве Милашкиной после парижских гастролей Большого театра в 1970 году: «Она слегка напоминает Викторию де Лос Анхелес, но голос намного роскошнее, теплее, трепетнее. И ведет певица роль (Лизы в «Пиковой даме» – ред.) так уверенно, с такой совершенной техникой, с такой ровностью своего бархатного тембра до самых высоких нот, какие редко встречаются в подобном сочетании. После Марии Ерицы в 1922 году и Ренаты Тебальди в 1950-м, я не помню, приходилось ли мне слышать сопрано, обладающее всеми этими достоинствами».

Тамара Милашкина – жена знаменитого певца Владимира Атлантова, живет с мужем в Вене.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)

На фото: Автопортрет.

Родившийся в небогатой семье, он готовился стать священником. Вначале учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством,

На фото: На гулянии.

в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

На фото: Голубой домик.

Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В художнике обнаружился дар портретиста,

На фото: Ямщик за чаепитием.

и, еще, будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов.

Людмила Целиковская

Родилась в сентябре 1919 года в Астрахани, в семье заслуженного деятеля искусств РСФСР Василия Васильевича Целиковского. Людмила была болезненным ребёнком и тяжело переносила Астраханский климат. По совету врачей семья в 1925 году переехала в Москву.

В Москве родители определили девочку в Гнесинскую школу учиться игре на фортепиано. Всё шло к тому, что Людмила, как и мечтали её родители, станет профессиональным музыкантом (мама Людмилы была оперной певицей). Но Людмила увлеклась театром.

В сороковые годы Людмила Целиковская была кумиром публики.

Множество молодых людей предлагали ей руку и сердце. Был даже случай, когда рота солдат, встретив Целиковскую на улице, пронесла ее на руках несколько кварталов.

Энергичная, неунывающая женщина, она очень любила жизнь, в ней был какой-то задор и непередаваемая живость. Она играла в теннис, вязала, переводила пьесы с английского, великолепно пела, танцевала, любила походы в лес и была очень хлебосольной хозяйкой.

Людмила Целиковская не боялась ничего в этой жизни, всегда поступала, так как считала нужным.

На фото: Целиковская и Жаров. Актёры 14 лет состояли в браке.

Ее девизом были слова Кафки:- «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно».

На фото: Людмила Целиковская с сыном Сашей от брака с архитектором Каро Алабяном.

Илья Николаевич Ульянов, отец Владимира Ильича Ленина родился в Калмыкии в Астраханской губернии.

Действительный статский советник, потомственный дворянин, кавалер царских орденов, директор народных училищ Симбирской губернии.

Генеалогическое древо приводится по очерку М.Штейна “Род вождя” (“Вождь. Ленин, которого мы не знали”, Саратов, 1992 г.)

Национальность бабушек и дедушек Ленина:

по матери: Александр Бланк – еврей, Анна Гросшопф – наполовину немка, наполовину шведка (или шведская еврейка);

по отцу: Николай Ульянов – калмык, Анна Смирнова – калмычка (по обоснованному предположению В.Солоухина бабушка Ленина Анна Смирнова является родной дочерью своего мужа – дедушки Ленина Николая Ульянова. В малолетнем возрасте Анна Смирнова (по рождению – Александра Ульянова) была удочерена мещанским старостой Алексеем Смирновым)

Таким образом, в Ленине нет ни единой капли русской крови. Бросающиеся в глаза признаки вырождения в семье Ленина являются, скорее всего, следствием кровосмесительного брака его дедушки и бабушки по отцу.

В генеалогии семьи Ульяновых прослеживается пять ветвей: чувашская, калмыцкая, еврейская, немецкая и шведская. Первые две ветви относятся к отцовской, три последующие — к материнской.

Материалом я, конечно, воспользовалась из Интернета. Но полагаю, что моим читателям будет приятно вспомнить, что российская земля во все века богата славными, умными и талантливыми людьми. И незачем нам на Европу, да Америку заглядываться – мы сами с усами!

Фото  с сайтов открытого Интернета

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree