По городам и весям. Святитель Иосиф. Часть 3.


В прошлом году исполнилось 340 лет со дня мученической кончины первого митрополита Астраханского и Терского Иосифа.


Причисление его к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного Собора, проходившего в 1918 году в Москве. Родился сщмч. Иосиф в семье благочестивых родителей Климента и Иосифа в 1579 году. Скорби и страдания сопровождали будущего подвижника с юных лет. Имея цель спасения души своей – монахом служил в Троицком монастыре.

На фото: Купола Троицкого монастыря.

Позже был возведён Патриархом Никоном в сан архиепископа.

Быть архиереем на Астраханской кафедре в те времена считалось за хлопотное, а временами даже не безопасное дело.

На фото: Рака с мощами святителя Иосифа.

Неудобства происходили из-за буйной и своенравной паствы. Времена русских купцов только начинались, на астраханских базарах торговали выходцы из Персии, Индии, Средней Азии. Другую часть населения составляли стрельцы, отряженные в этот край в 1632 году не по своей воле, астраханское житьё им было не по нраву. По всякому поводу они выражали неудовольствие, а временами переходили в открытое неповиновение своим воеводам.

Ещё тяжелее обстояли дела, с так называемым «гулящим людом», во множестве собиравшихся в этом краю. На окраине астраханской земли всякая душа – крестьянин, бежавший от своего хозяина, скрывавшейся от правосудия вор или беглый каторжник, чувствовали себя здесь вольготно. Воровские порядки и нравы прочно вошли в быт и назывались «разгуляем». Гулящий люд образовывал шайки, выбирал атамана и грабил по Волге.


…В годы служения Владыка Иосиф заложил бесценный фундамент согласной и упорядоченной жизни в этом краю. Митрополит решительно взялся за обуздание «весёлого» нрава астраханцев.

В великие праздники и посты винные лавки повсюду стояли закрытыми, а замеченных в эти дни пьяными наказывали кнутом.

Ещё одной бедой Астрахани были непомерно шумные и разгульные торжища, которые обычно устраивались в дни церковных праздников. Вся западная часть Белого города представляла сплошной базар, и шум стоял такой, что в ближайших храмах неслышно было богослужебного пения и молитв. Призывные крики торговцев, споры, ругань весьма досаждали молящимся, но угомонить торжище не представлялось возможным. Никакие уговоры и запреты не действовали.


На фото: Современный рынок “Большие Исады” ( Исады – от русского слова иссаживать, выкладывать)

И тогда Владыка распорядился идти с проповедью и молитвами в самую гущу торгующих! В праздники устраивались крестные ходы: из храмов священнослужители несли по торговым рядам образ Спасителя, который почитался у астраханцев Чудотворным. И увидев Святыню, торжище затихало, а православный люд крестился и кланялся.


На фото: Иконостас нижнего храма в честь Владимирской иконы Божией Матери.

С трепетом и любовью, с верой в способность ближнего побороть свои слабости, владыка Иосиф подавал пример самоотверженного служения: смягчал споры и неурядицы, мирил и объединял духовенство, обучая основам доброго пастырства.

А на вольном Дону собиралась новая гроза, имя несчастью русской земли было – Стенька Разин!


Вместе с разбоем на Русь надвигалось открытое святотатство и отвержение православных святынь! Везде где появлялись разинцы, тотчас нарушалось течение жизни, занимались пожары, проходили публичные казни, а вместо законных порядков, христианского нрава воцарялись пьяный разгул, воровство, жестокость. Разин ни к кому не испытывал жалости, а чужими страданиями забавлялся так, словно в нём не было ничего человеческого.


Астраханцы сдались бунтовщику без боя. Стрельцы, призванные защищать город от разбойников стали изменниками и перешли к разинцам. Святитель Иосиф призывал жителей быть верными царю и Отечеству, но проповедь была тщетна! 11 мая 1671 года митрополит готовился к Божественной литургии, когда за ним пришли мятежники и приказали явиться на допрос. После многочисленных угроз в адрес Владыки, который укрывал в своём доме людей, приговорённых разинцами к казни, атаман Васька Ус с палачом Ларькой подвергли митрополита страшнейшим издевательствам и пыткам: жгли огнём, жестоко били, а в довершение сбросили с башни, которая именовалась «Раскат».


На фото: над ракой изображение Святителя Иосифа с разинцами.

Святитель Иосиф принял мученическую кончину в городе, в котором родился, и жители которого были благословляемы им, как возлюбленная паства.


На фото: Фрагмент иконостаса в нижнем храме.

На протяжении столетий перед гробницей священномученика стекались огромные толпы народа, как местных жителей, так и приезжих и пеших паломников из разных уголков нашего Отечества.

(Игумен Иосиф (Марьян

«Святые и подвижники благочестия Земли Астраханской»

Фото автора, и с сайтов открытого Интернета.

Один ответ в “По городам и весям. Святитель Иосиф. Часть 3.”

  1. р.Б. Любовь:

    Благодарю несказанно ! Еще одно святое имя узналось. Да, вот тебе и разинщина – убийства, безчинства. А мы их героями называли…

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree