Инкерманский монастырь. История.

Инкерманский пещерный монастырь святого Климента построили в VIII-IX столетиях недалеко от византийской крепости Каламита. Возникновение монастыря связано со святым Климентом, который был римским епископом в 92-101 годах. Император Траян сослал Климента за христианскую проповедь в херсонесские каменоломни, где он был убит в 101 год. На шею святому привязали якорь и утопили в Казачьей бухте. Через год во время сильного отлива в подводном гроте были найдены останки праведника. С тех пор каждый год в день смерти святителя христиане приходили к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклониться святым мощам. Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты построили церковь, куда перенесли мощи. Этот островок существует до сих пор. В 1890 году в результате раскопок здесь были обнаружены несколько помещений и  часовня, где находились мощи святого.

На фото: Инкерманский пещерный монастырь.

В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Кирилл и Мефодийи и с разрешения херсонесского архиепископа взяли часть мощей в Рим, где они хранятся по сей день в базилике святого Климента. В X веке крестившийся в Херсонесе князь Владимир перевез часть мощей святого Климента в Киев.

Князь Алексей заново отстраивает древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. В 1475 году крепость захватили турки, произведшие ее реконструкцию в соответствии с требованиями новой эпохи огнестрельного оружия. От них пошло новое название – Инкерман («пещерная крепость»). В это время монастырь приходит в упадок, а монахи, по всей видимости, переселяются на мыс Фиолент в Свято-Георгиевский монастырь. В следующие века христианская обитель на короткое время возрождалась. В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно .

На фото: Башня крепости Каламита

В 1850 году монастырь святого Климента возродился и получил современное название. В XIX в. дань уважения скальной обители в разные годы отдавали члены Царствующего Дома. Сюда из разных уголков Отечества стекалось множество паломников, для приема которых была отстроена гостиница. На самой же горе среди развалин стен Каламиты в 1905 г. выстроена в стиле поздневизантийского зодчества церковь св. Николая Мирликийского, увенчавшая архитектурный ансамбль Монастырской скалы.

На фото: Инкерманский монастырь в 19 20-ые годы

К революции 1917 года монастырь подошел в чине второго класса с 25 монахами и 122 послушниками. В годы гражданской войны монастырь поддержал армию Врангеля. После установления советской власти все земли и обители Крыма были национализированы. В 1926 году монастырь окончательно закрыли. Часовню на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, уничтожили в 1927 году, собор св. Николая на верхнем плато – в 1932 году.

В 1920 г. все храмы были превращены в приходские; на национализированных монастырских землях была образована трудовая артель, в которую вошли оставшиеся здесь монахи. 8 марта 1932 г. монастырское имущество было передано Севастопольскому музейному объединению; в этом же году в пещерной церкви свт. Мартина была устроена музейная выставка, но просуществовала она недолго: в 1936 г. ее пришлось закрыть, так как экспонаты стали портиться от сырости.

И вот в 1991 г. начинается возрождение Свято-Климентовского монастыря, сюда вновь возвращаются иноки. Возрождению монастырь во многом обязан архимандриту Августину (в миру Александру Половецкому), уроженцу Севастополя. Его стараниями в древнем храме перед расписанным им самим иконостасом затеплились лампады


Чуть позже мы бродим возле башен крепости Каламита, башни плохо сохранились, но каким-то чудом еще держатся на склоне горы. Когда то на этих землях жили тавры, но сведения о их жизни очень скудны: «начиная с I века до н. э. на побережье и в горах Крыма обитали племена тавров, занимаясь охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, отчасти скотоводством». Рядом с башнями памятники погибших в Гражданскую, испещренные пулями Великой Отечественной войны

На фото: Памятники всех веков погибшим защитникам крымской земли от супостатов.

И наслаиваются временные события, как слоеный пирог, одно на другое, спрессовываясь и сливаясь в вечность. Но не ощущает и не помнит человечество события прошедших времен, наслаивая на них свои собственные события и дела, которые ему кажутся более значимыми, чем канувшие в лету. И так из века в век ведется на грешной Земле.

Фото: Е.М. Литвинова. Крым. “Православные святыни”

Один ответ в “Инкерманский монастырь. История.”

  1. И как это автору не влом столько времени на написание статей тратить, мы конечно очень благодарны, но вот я на такой альтруизм не способен

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree