ЖИВА ЛИ БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ ?

img_8970.JPGНа Камчатке всегда любили бардовские песни, ее романтическая земля всегда рождала много авторов исполнителей и талантливых поэтов. В восьмидесятые годы активисты песенного движения объединились в Клуб самодеятельной песни – КСП. В те годы авторская песня звучала повсюду: на эстраде, и радио, у костров и в туристических походах. Ежегодно устраивались грандиозные фестивали на речках Авача и Быстрая, на поляне Микижа, на горнолыжной базе Морозная. На фестивали и бардовские концерты приглашали знаменитых авторов. Слышали вулканы и реки Камчатки вместе с любителями авторских песен С.Никитина, Ю.Кима, А.Розенбаума, С.Арно, А.Луферова, А.Суханова, Ю.Кукина, Г.Хомчик, В. Долину. Пожалуй, все знаменитые авторы побывали в наших краях. Сами любители песен и члены КСП целыми командами участвовали в фестивалях «Приморские струны», ездили на Грушинский фестиваль. В это песенное время рождались интересные коллективы и содружества авторов. Знаменитый «Кант» под руководством А.Ястребова участвовал не безуспешно в московском конкурсе исполнителей авторской песни. Участники прежних фестивалей Сергей Косыгин, Александр Безуглов, став маститыми исполнителями, по-прежнему верны авторской песне. По их инициативе ежегодно в рамках фестиваля «Христос рождается, Славите» организуется концерт авторской песни «Давай с тобой поговорим», в концертах всегда принимают участие, как опытные исполнители, так и молодые авторы и коллективы.

Конечно, сегодняшняя авторская песня сильно изменилась, но изменилось и само время. Прежние времена заставляли авторов вкладывать в песню глубокий философский смысл, скрытый подтекст борьбы с окружающим миром, жизненным застоем. Теперь же автор больше стремится выразить свои душевные переживания, но оттого, что эти чувства касаются только его самого, смысл и «страдания» исполнителя для слушателя теряются в туманной дали или становятся просто не интересными. Но, что отрадно отметить, в концертах все сильнее звучит слово о Господе, Богородице, Ангелах, молитве. Лауреат конкурсов авторской песни Марина Пастухова пела о замерзающих в холодном небе от людского равнодушия Ангелах. Сергей Пономарь исполнил свое сочинение «Рождество» о нашем Господе Иисусе Христе, и каждое слово, льющиеся из его души согревало сердца слушателей. Дуэт исполнителей А.Коротченко и Д.Кравченко посвятил пение свое Богородице и молитве.11.JPG Но более всего потрясло зал песнопение священников отца Василия (Гросс), и отца Максима (Дентовский). Исполненные отцом Василием баллады повествовали о доблести руссичей, о монахах Ослябии и Пересвете, погибших на поле Куликовом; о великой беде русского народа – Гражданской войне. Они пели чистыми красивыми голосами о любви своей к Родине и православному народу; каждое слово их песнопения отзывалось болью и надеждой
После концерта я побеседовала со слушателями.
Маргарита Кулакова: «У меня создалось такое впечатление, что бардовская песня умерла. Авторская песня – это текст, наполненный, глубокий! Гитара же здесь – только аккомпонемент. Ярче должен звучать голос, а не гитарное исполнение. К сожалению, у молодых исполнителей отсутствует сценическое поведение, можно отметить и слабую режиссуру всего концерта. А вот песнопения священнослужителей меня просто заворожили.
Татьяна Манакова: «Песни современных молодых исполнителей потеряли аромат бардовских песен. Все это напоминает больше эстрадное представление. Прежние певцы не делали упор на гитарное мастерство, не пользовались электрогитарами, главное – отточенные слова песни. Металлический звук гитар абсолютно гасит голос автора. Утешением и неожиданностью было песнопение священников, я думаю, что публика была просто ошеломлена».
Лариса Дубовец: «На мой взгляд, исполнитель авторской песни может выходить на сцену, когда ему есть что сказать. А когда нечего сказать, то и слушаешь авторскую пустоту. Автор тогда может быть весомым, трогать публику, если сам страдает за Державу, за гибнущий мир, да и собственные переживания следовало бы наполнять глубоким смыслом. Если же автор вышел, чтобы себя показать, то это просто эстрадная «попса».
Сегодня в России появилось новое направление в авторской песне – духовное, их исполняют иеромонах Роман, Анна Широченко, Елена Фролова из театра Елены Камбуровой. Правда, их песни мы редко слышим из-за засилья «попсы». На прошедшем концерте, когда я слушала авторскую песню, мне показалось, что тонкие серебряные нити слова Божиего протянулись и к наши авторам – исполнителям. Песнопения священников о патриотизме и Великой Руси подтверждение этому прекрасному явлению.
Нина ДОРОНИНА

2 комментария в “ЖИВА ЛИ БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ ?”

  1. света тавостина:

    посмотрела фото словно повстречалась и о бардах почитала – это замечательно. что бардовская песня на камчатке жива и духовна меня очень волнует и интересует все что связано с камчаткой привет ей большой. я уже отправляла один отзыв но с фамилией шапиро вы наверное не узнали меня по этой фамилии теперь пишу как тавостина ятеперь буду часто заходить к вам на сайт и писать записочки
    света

  2. и ещё вопрос…
    можно ли использовать Ваш материал с ссылкой на Вас
    для блога по камчатской авторской песне? туда стараюсь собрать все статьи о камчатской авторской песне, которые попадаются на глаза… (http://ap-kamchatka.livejournal.com)

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree