Книжка друг ?!

1

 

 ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ НЕЧТЕНИЯ

В наше время наблюдаются довольно грустные явления: теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Что дает чтение человеку?

В прежние времена книга была источником знания. Но сейчас знания для многих перестали быть ценностью, а количество источников для их приобретения увеличилось. В прежние времена книга, чтение нужны были человеку для нравственного очищения и даже перерождения. Сейчас человек старается не задавать себе вопросов нравственного содержания, хочет быть свободным от них. Литература для многих из тех, кто еще читает, желательна как приятное, легкое занятие, отдых, просто «жвачка для глаз», т.е. заполнение вдруг, неожиданно появившегося свободного времени. Детская литература в какой-то степени тоже стала статьей потребления, обслуживания детства. С помощью книги дети узнают, как перейти дорогу, быстрее выучивают числовой ряд и т.д. Прикладной характер текста в данном случае очевиден. Но именно такой, а не высокохудожественный текст востребован современными издателями, и именно потому, что он востребован читателями- взрослыми, так как детская литература сегодня создается и издается с ориентацией на покупателя. Интересы ребенка-дошкольника как читателя во внимание не принимаются.

Большинству читающих взрослых качество литературы, некие художественные достоинства, тем более те, которые вместе с содержанием приводят к власти слова над человеком, не нужны и, более того, обременительны. Еще более ненужным кажется анализ текста, процесс обдумывания прочитанного, поиск смысла в нем. Чтение не помогает обрести устойчивость в жизни. Наоборот, в процессе чтения книги внутреннее равновесие может быть нарушено, могут возникнуть те вопросы, которые приведут к душевному разладу, психологическому дискомфорту.

Взрослый потерял способность искать смысл в обыденном, внутреннем, простом, но значимом, погнался за «блеском» жизни и не может остановиться в его поиске, а «блеск» оказался ложным, ненатуральным, приносящим минутное удовлетворение и наступающий за ним длительный душевный разлад. О том, что данные методы и приемы, видимо, являются нецелесообразными, свидетельствуют цифры: за последнее десятилетие читателей – стало на 18% меньше. Только 7% родителей регулярно читают книги своим детям. А ведь когда-то та­ких было большинство – 80%. Эти же цифры утверждают в мысли: чтение перестало быть национальным приоритетом, а нация – читающей.

Наша ментальность такова, что приобщение детей к художественному слову начиналось задолго до школы, в раннем возрасте. Свидетельство тому – богатейший детский фольклор с его разветвленной жанровой системой и системой обрядовых действий, сопровождавших ребенка в первые годы жизни. Своим звучанием слово доставляло малышу не только эстетическое на­слаждение. Оно несло в себе смысл его появления на свет как продолжателя рода, родовых и семейных традиций и – более того – традиций того народа, к которому он принадлежал; оно развивало и воспитывало.

Психофизиологические особенности ребенка раннего и дошкольного возраста не способствуют системному восприятию смысла художественного произведения. Малышу важен звук, интонация материнского голоса, ритмичность говорения, телесный контакт с ним. Значит, само слово, его смысл нужны матери, бабушке, старшей сестре – той, чаще всего женской части семьи, которая занимается пестованием малыша; нужны не только для общения с ребенком, но и для выражения собственных взглядов на мир и место растущего человека в нем. С этой точки зрения фольклор, адресованный младенцу (а это колыбельные песни, пестушки, потешки), не только вид словесного искусства, система психолого-педагогического воздействия на ребенка, но и, что очень важно, философия жизни человека, семьи, народа. В XX в., когда национальная культура пестования была практически потеряна, а тексты забыты, угасанию подвергся не столько фольклор, художественное слово, сколько философия того жизнестроения, где ребенок, несмотря на материальное положение семьи, признавался бе­зусловной ценностью. Об этом свидетельствует содержание и художественный мир традиционных, т.е. фольклорных, колыбельных песен, мир, выражавший как сло­вообразовательные возможности народного языка, так и душевное состояние женщины, ее отношение к ребенку, который в поэзии пестования представлен как идеальное существо, надежда семьи, центр, объединяющий ее заботы и стремления.

Традиционная колыбельная песня, основная функция которой – укачивание малыша и которая адресована только ребенку, – это чаще всего незатейливое поэтическое повествование о семейном покое, упорядоченности быта, взаимоотношениях внутри семьи, структурированных относительно одного, самого дорогого ее члена: «Кач, кач, кач! Купи, детка, мне калач, А отцу, подлецу, Горьку луковицу».

Исследователи говорят о психолого-педагогическом значении колыбельной песни для маленького ребенка как главного персонажа, но не меньшую роль она играла и в жизни матери. Посредством колыбельной песни передавались, а порою буквально выплескивались эмоции, реализовывался творческий потенциал женщины, приносящий ей удовлетворение, утверждалось материнское начало, крепла естественная связь с ребенком.

Все, что удавалось развить в этот период, впоследствии закреплялось и расширялось во время слушания сказок, семейного и школьного чтения.

Уже давно отмечено, что развитие современного дошкольника происходит вне культурного контекста. У взрослых, находящихся рядом с малышом, почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении. Сегодняшним детям не важно то, что они создают, а важно то, какую награду они за это получат. Взрослые же старательно расширяют «призовые фонды», не думая о том, что в них заложена «мина замедленного действия».

Раньше мы могли говорить о том, что дошкольник начинает читать, вдохновившись примером старших детей в семье. Сегодня большинство семей однодетны. В двудетных семьях возрастная разница между детьми может быть или слишком незначительной, или, наоборот, значительной настолько, что младший ребенок не может наблюдать процесс становления старшего как читателя, процесс его овладения грамотой, когда привлекает не столько книга, сколько магия сложения слова из букв, магия труда, приводящего к постепенной победе над нечтением. Читательский пример в семье отсутствует не только со стороны детей, но и со стороны взрослых. На бытовом уровне это объясняется нехваткой времени, недостаточной финансовой возможностью покупать книги, тягой к кино. Думается, дело не в этом. У взрослых, особенно у 20-35-летних, не выработана потребность читать, не сформировано представление о роли книги и чтения в человеческой жизни. Образ человека читающего у большинства современных молодых людей, какими являются родители нынешних дошкольников, связан с такими понятиями, как нищета, отсутствие успеха в обществе, медленный карьерный рост, не­востребованность у противоположного пола, финансовая несостоятельность, не позволяющая пользоваться благами жизни.

Вспомним о том, что следствием нечтения является бедность и примитивность речи, отсутствие предмета общения или перевод общения исключительно на бытовой уровень, и картина станет еще более безрадостной.

Нам давно надо понять, вернее, возвратить то понимание, которое существовало в России примерно до 60-х годов XX в.: без литературы, без чтения как процесса обдумывания той жизни, которая отражена в произведении, будь то реальность или игра ума, невозможно развитие ни человека, ни государства. Чтение в первую очередь нужно для того, чтобы сохранить и постоянно развивать умение мыслить, чтобы остаться человеком: не разменять себя как личность нравственную. Чтение как образ жизни должно войти в мировоззренческую систему координат.

 Последствия увлечения ТВ

Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей начиная с первых лет их жизни. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки и присказки. Сидение перед экраном, кажущееся на первый взгляд безобидным, вполне устраивает всех, прежде всего родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, если взрослые не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причем не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке сказано уже много), но и для его психического развития.

Одно из самых серьезных и тревожных последствий – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с этой проблемой: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Как показывают исследования, 25% детей 4 лет страдают нарушениями речевого развития. Заметим, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Значит, за такой небольшой отрезок времени число дошкольников с речевыми нарушениями возросло более чем в 6 раз (!).

При чем же здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят достаточно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком -взрослый или герой мультфильма? Разница огромная.

Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овла­дение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и ар­тикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его практические действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Однако разговорная речь – лишь вершина айсберга. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего Я в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы ведем внутренний диалог с собой. Именно он позволяет удерживать в сознании любое содержание и создает ту внутреннюю форму, которая делает человека психически устойчивым и независимым. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать в своем сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате -внутренняя пустота, которую нужно постоянно заполнять извне. Явные признаки отсутствия внутренней речи наблюдаются у многих современных детей.

Им стало нелегко воспринимать информацию на слух – они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их – в результате не понимают текста в целом. Поэтому им неинтересно, скучно слушать и читать да­же самые хорошие детские книжки.

Низкий уровень развития фантазии и творческой активности еще один тревожный факт, который наблюдается в развитии детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя,не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как правило, однотипный характер. А ведь ребенок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую деятельность, может самостоятельно организовать любую игру, успешнее решает нестандартные задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется уважением у сверстников. Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать и не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Нередко можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались, но в по­следнее время все чаще дерутся и девочки. Подражая «героям» и «героиням» мультфильмов и компьютерных игр, дети вступают в жестокую схватку со сверстниками и, не зная чувства меры, бьют друг друга до синяков и царапают до кровоподтеков. Сопереживание, жалость, помощь слабому -эти качества встречаются все реже…

Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютерные игры? Да, если речь идет о маленьком ребенке, неготовом адекватно воспринимать информацию с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной информации. Когда телевизор подменяет общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает деформирующее влияние на ста­новление личности и психики ребенка. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.

Ярким примером может послужить эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» заканчивается, и ребенок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед стиральной машиной, в которой крутится и мелькает цветное белье. Ребенок тут же замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.

Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать по­требность в ней, ищет ее повсюду. Ему уже все равно куда смотреть – только бы что-нибудь мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность…

Гармоничное и полноценное развитие возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими…

 Е. КАДУШКИНА, педагогпсихолог, МДОУ «Крепыш», город Ноябрьск, ЯмалоНенецкий автономный окр.

 

 

5 комментариев в “Книжка друг ?!”

  1. Если ребёнка часто унижают. Если ребёнка часто высмеивают. Если ребёнка часто позорят. Всё это про меня. Поэтому меня в обществе не понимали. И сейчас вы не хотите принять моё сообщение, потому-что вам меня не понять насколько мне одиноко.

  2. Если я всё правильно заполнила, дайте мне знать на мою почту в Яндексе:
    ya.super-sveta44@yandex.ru. Спасибо.

    • р.Б. Любовь:

      Светлана Константиновна! Приношу свои извинения !!!! Я только сейчас смогла активировать ваши комментарии !! Не было доступа к моей прежней почте. Страничка эта уже не рабочая. семинары не проводятся, вот я и потеряла вас. Еще раз простите !!!! И не обижайтесь, пожалуйста !!!

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree