Параллели

Несколько глав книги “Моя Камчатка” митрополита Нестора (Анисимова) посвящено описанию болезней, от которых страдали жители Камчатки в начале XX века. Симптомы одной такой болезни, на тот момент малоизученной, автор подробно описал: “Вследствие заболевания желудка и кишечника, камчадалы становились необычайно нервными, иногда припадочными и начинали имяречить — от слов «имя» и «рек». Это такое своеобразное психическое расстройство, когда люди от испуга принимались непроизвольно выкрикивать то, о чем они подумали в данный момент. В беспамятстве или при неожиданном испуге больной мог исполнить буквально все, что ему громко приказывали, повторяя при этом вслух приказание. В момент болезненного испуга одержимые становились безропотными. По окончании припадка, придя в себя, эти робкие по натуре люди начинали стыдливо плакать и извиняться перед окружающими за то, что поступили неладно, сами не зная, что делали.
Подобное заболевание не было известно тогда никому из медиков, и проявления его я нигде потом не встречал”.
На днях в сети наткнулся на описание “загадочной” эпидемии, поразившей жителей Европы аж в XVI веке. В исторических хрониках 1518 года было подробно описано одно экстраординарное событие, получившее впоследствии название «танцевальная чума». Некая госпожа Троффеа вышла на улицу Страсбурга и вдруг начала танцевать без всякой видимой причины. Не было слышно музыки, и ее лицо не выражало радости. Так продолжалось около 4-6 дней, пока женщина, обессилев, не упала замертво. Самым странным стало то, что к «танцу» госпожи Троффеа за несколько дней присоединилось еще 30 человек, а в течение месяца их стало уже 400. Эти люди не ели и не пили. Многие из них останавливались только тогда, когда их организм полностью истощался, или случался сердечный приступ или инсульт. Современные исследователи в поисках объяснения этого феномена предложили множество теорий, среди которых выделяют две самые популярные. Современные исследователи объясняют массовые танцы конвульсиями, произошедшими от отравления спорыньей, попавшей в организм вместе с хлебом, сделанным из зараженной ржаной муки. Подобные случаи фиксировали и в других европейских странах вплоть до XVII века.
Вот такие исторические параллели между Европой XVI и Камчаткой начала XIX века.
Нужно отметить, что митрополит Нестор не из простого любопытства описывал подобные случаи, его глубоко трогала неустроенность и тяжелая жизнь жителей полуострова, что впоследствии стало движущим фактором в решении создать благотворительное братство во всероссийском масштабе для помощи Камчатке, но это уже другая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree