“Осколки истории”. Святые далеко, святые рядом

Мы живем в очень необычное, в плане истории святости, время. Совсем недавно, за короткий период времени прославились своим подвигом тысячи новомучеников и исповедников. Такого количества святых не было за всю тысячелетнюю историю Православия на Руси. Порой у нас даже не хватает времени и ресурсов на переработку и усвоение материалов, связанных с подвигом исповедания веры Христовой. И это не смотря на то, что впервые святые оказались рядом с нами в социальном ключе. Я имею в виду присутствие в нашей жизни, большого числа родственников, потомков исповедников ХХ-века. Они живут рядом, работают с нами в одной организации… Иногда эти люди знают, помнят и чтут память своих праведных предков, а иногда не придают этому значение. Или же потомки святых, отдавая дань памяти их подвигу, являются людьми нецерковными, и даже неверующими.
Верующие люди порой удивляются, как это возможно, быть родственником, и даже носить фамилию святого человека и не идти в духовном плане по стопам славного предка. Ведь и гонений сейчас нет, опасаться нечего. Видимо это нужно принять как данность, как примету времени.
Мне вот довелось в Хабаровске трудиться вместе с правнучкой святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Анастасией Ясенецкой, журналисткой, профессионалом своего дела. Она по-своему чтит память прадеда. Хоть и является нецерковным человеком, несколько лет вела на местном телеканале церковную телепрограмму, продолжает сотрудничать с Информотделом епархии.
Вот и в Мильково нашу экспедицию ждал сюрприз, заведующая детской библиотекой села, принявшая нашу экспозицию, оказалась потомком камчатских новомучеников. Виктория Зиновьевна Михайлова, является внучкой последнего псаломщика Никольской церкви в Палане Алексея Лонгинова и внучатая племянница последнего священника той же церкви о.Николая Лонгинова. Оба предка были расстреляны. Не являясь прихожанкой Виктория Зиновьевна издала книгу, в которой целый раздел посвящен репрессированному духовенству Мильковского района.

“Осколки истории”. Святые далеко, святые рядом: 9 комментариев

  1. Мне думается удивляться не чему. Если человек не верит, если он не христианин он может такую смерть считать странной или даже глупой.

    Что касается меня то к новым исповедникам и мученикам я отношусь с недоверием.. кто знает что это был за человек, из за чего принял смерть… от гордости ли, от тогдашнего жгучего фарисейства, от упрямства ли. Сам факт гибели не гарантия святости. Я скорее поступлю по совету не хули и не превозноси, не мне судить.

    • Критерий святости один для мучеников – смерть за исповедание христианской веры. Сам Христос говорил, что блаженны те, кого гонят за веру в Него. Конечно Церковь обуславливает святость новомучеников отсутствием оговора других людей на допросах. В случае наличия свидетельств, которые привели к арестам и осуждению других людей, данный исповедник не может считаться святым.
      Вы, Сергей, пишете про мотивацию мучеников, да к ней может примешиваться и наши страстные состояния, наверное не без этого. Не нам судить.

  2. Отче, а вы в своих лекциях упоминаете таких священников как Остапчук и Антон Кияшко?
    … то же же ведь “осколки истории”… и тоже “не нам судить”… 🙂

      • А вот интересно, что это за продовольственный комитет, председаелем которого было духовное лицо?

  3. Протокол заседания Дранкинского волостного съезда
    24 февраля 1918 г.
    Предметом обсуждения служит церковный впрос.
    По обсуждению данного вопроса Дранкинский волостной съезд постановил священников из селений Кичиги и Карага убрать и прислать только лишь одного священника, который был бы в селении Дранка. Так как в Дранке имеется церковь. Но священника Остапчука Дранкинский волостной съезд просит больше не присылать.
    [ГАКО ф. 249 Оп. 1 Д. 2 Л. 3]
    Протокол № 3 от 24 февраля 1918 г.
    Поступило заявление от гражданина Слободчикова и граждан с Кичиги, что свщ. Остап-чуком проданы казенные лисицы частным коммерсантам количество того называет 30 штук. При показании Слободчикова и из слов свщ. Остапчука лисиц будто бы продал помошник председателя продовольственного комитета Андрей Шийкин. Председателем же продовольственного комитета с Кичиги состоит свщ. Остапчук.
    После обмена мнений по данному вопросу Дранкинский волостной съезд постановил донести о настоящем в камчатскую продовольственную управу.
    [ГАКО ф. 249 Оп. 1 Д. 2 Л. 4]
    Протокол № 4 от 24 февраля 1918 г.
    Предметом обсуждения сулужит вопрос о свщ. Остапчуке Кичигинской волости про-давшего с казенного склада частным коммерсантам 30 лисиц.
    После обмена мнений по данному вопросу Дранкинский волостной съезд, согласно соб-ранных сведений от жителей селений Кичиги и Тымлат о нежелании их отделиться от Дранкинской волости, и что их уговорил отделиться свщ. Остапчук, что видно из прила-гаемых к сему протоколу бумаг. В виду чего волостной съезд просит Камчатский областной комитет свщ. Остапчука из Дранкинской волости убрать совсем.
    [ГАКО ф. 249 Оп. 1 Д. 2 Лл. 5,6]
    Телеграмма
    Уползавгуб из Хайрюзово № 5 принята 18 декабря 1922 г.
    Сегодня поданной телеграмме Утхолка якобы начальника отряда адресом облнарревкома замечено мною, что в ней посеяно пустым сеятелем демагогом Остапчуком большинство лжи а главное против меня из личных счетов ко мне последний начало пишет что я на каких то собраниях будто агитировал а что именно и против кого то названный выше спекулянтишка бывший попишка Остапчук как видно не нашел оснований во-первых ни на одном общественном собрании я не участвовал, за исключением касающихся чисто служебных вопросов. Скажу еще раз еще юлит пользуясь неправотностью этих лже начальников отряда и пишет что хочет. Он сам заявлял на общественном собрании в Хайрюзове, что он на все способный и всего от него можно ожидать. Он ведь имеет беглые убеждения. Ни так давно энергично способствовал аресту советских деятелей в Петропавловске. Он стремиться там жать где не сеял. Подобные Остапчуки, Сутягины, Липаковы и другие питают ко мне издавно вражду за здравое слово и видно спешат отомстить в легкое для них время. Они работают под маской советских деятелей творят что хотят. Им проходит все безнаказанно. Ввели на местах строгий террор. Против этих возразить на какие либо неправильные действия нельзя – строго запрещается. При организации 13 апреля с/г от отряда, быв предволревкома Сутягин с командующим…взяли казенный револьвер за № 18299 и патроны… винтовки воен. образца и при побегах восточный берег унесли продали там. Слухи есть что за спирт… Остапчук же с подобными ему присваивает волостную власть Ковранскому отряду где он работает…
    [ГАКО ф. 299 Оп. 1 Д. 3 Лл. 13-20]
    Петропавловскому губревкому
    Просим выслать следственную комиссию из Петропавловска так как выбранная Ковра-ном комиссия всецело стоит под руководством Остапчука. Последний находится под следствием незаконченным в 1921 году. И последнее время держит себя вызывающе гро-зящим государственным делам.
    Хайрюзовское общество 10 января 1923 г.
    [ГАКО ф. 299 Оп. 1 Д. 3 Л. 31]

  4. Камчатский областной исполнительный комитет Временного Сибирского правительства
    Священнику — учителю о. Меднаго Кияшко
    Препровождая при сем выписку из постановления за № 133 областной комитет просит вас ликвидировать свои дела и выехать сейчас же в Петропавловск.
    [ГАКО ф. 130 Оп. 1 Д. 2 Л. 189]
    Протокол собрания граждан о. Медный от 1 мая 1919 г.
    … Затем уведомлено счет священника Антония Васильевича Кияшко за взятые товары из лавки продовльственного Меднавского комитета под подписью председателя Якова Хабарова на разных товаров взятыя в сезон 1917/18 гг. в сумму Две тысячи тридцать один (2031) рубль и 72 копейки. Общее собрание постановило довести до сведения счет свщ. А. Кияшко областному комитету для взыскания от него денег, для уплаты продовольственному Медновскому комитету…
    [ГАКО ф. 183 Оп. 1 Д. 1 Л. 63]
    № п/п Фамилия, имя и отчество Чем занимался до февральской революции Чем занимается в настоящее время Причины лише-ния избиратель-ных прав
    1 Кияшко Антон Васильевич священник Служащий в конторе Даль-госторна Под п. «Г» ст. 69-й Костит. РСФСР
    2 Архангельский Александр Андреевич священник Служащий Местхоза Тоже
    [ГАКО ф. 179. Оп. 1 Д. 8 Л. 10]

    • Кто сейчас определит кто был вор там, а кто нет? Где клевета, а где правда?
      Для меня ясно что падение империи и погром церкви, все это было вызвано в том числе и моральным разложением священства, жутким фарисейством и церкви и прихожан. И вроде бы все опять повторяется.
      Но не смотря на это все равно не нам судить отдельных людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree