Вера и технологии

Прочитал в блоге у одного петербургского священника о вопиющем случае, когда на отпевании в морге, священник служил под аккомпанемент магнитофонной записи хора!

Мы уже не смущаемся использованию электричества и микрофонов в храме на богослужении. Телетрансляции патриарших служб , стали традицией. Да и у нас на полуострове уже никого не смущают видеотрансляции ночных служб на стену храма Николая Чудотворца. Но здесь иной случай, некая подмена, которую почувствовали люди даже нецерковные. Но, опять “но”! Не сужу строго данного священника, так как мы не знаем всех обстоятельств. Приведу лишь один камчатский пример. В с.Шаромы, что на пол пути между Петропавловском и Мильково, уже несколько лет в квартире многоэтажного жилого дома, действует православный приход. Прихожане – бабушки. Священник имеет возможность приезжать нечасто.  И вот – Пасха Господня! Собрались наши бабушки и несколько человек не из числа прихожан. Началась праздничное богослужение мирским чином. Но так как петь, прихожанки, не особо научены, всё читалось. В итоге, все немного под устали от монотонности молитвы, и тут староста решила оживить обстановку и включила аудиозапись пасхальной службы одного из известных монастырей. Прихожане остались довольны, даже понравилось.  А вот  селяне, первый раз пришедшие в “молельную квартиру” на пасхальную службу, остались недовольны, и покинули “богослужение”, сразу после того, как послышались голоса  незванных монахов из динамиков магнитофона!

Прямо диллема! Как быть? Знаю немало случаев, когда верующие моряки, будучи в рейсе на Пасху, так же дополняли своё молитвенное правило  магнитофонной записью службы. А есть батюшки, которые, даже Евангелие на СD не благословляют слушать. Где граница между настоящей молитвой, богослужением и профанацией?

Вера и технологии: 25 комментариев

  1. В Вашем примере, батюшка, уже есть очень чёткое разделение на верующих, живущих церковной жизнью и тех, кто делает первые робкие шаги «на Пасху». Невоцерковлённым трудно понять и принять церковную свободу, они ещё очень недалеки от магизма и всё стараются делать правильно и «по-православному». Им важно сколько и каких свечек у каких икон затеплить, сколь раз читать акафист и т.д. а тут вдруг такая вольность, почти святотатство – песнопения на магнитофоне!
    Отношение среди священства к магнитофонному хору на богослужении, по-моему, практически у всех негативное, потому, что Богослужение – это живое общение с Богом Живым. А вот мирским чином? Наверное, эти несколько уставших бабушек были счастливы послушать пасхальные песнопения, с правильными ударениями и гласами. Может в крохотном северном приходе это и оправдано.
    «В главном – единство, во второстепенном свобода и во всём – любовь» за точность цитаты не поручусь, но близко к тексту блаженного Августина.

    • То есть, наши бабушки порой намного свободнее, чем кто либо?
      Да, возможно это так! Ко мне как то после вечернего богослужения подошла пожилая женщина не интеллигентного вида и задала вопрос по истолкованию одного сложного места у апостола Павла!А мы всё считаем приходских бабулек тёмными.

      • Некоторые “темные приходские бабули” Евангелие ежедневно по главе (а то и бельше) читают перед сном. За столько-то лет, уже чуть ли не наизусть выучили. Конечно, им же хочется и понимать, о чем читают. Хотя… трактуют прочитанное некоторые… весьма своеобразно. 🙂

      • Поэтому нужна обязательная проповедь после Евангелия или Апостола, да Библейский кружок или курсы на приходе!

      • Есть и занятия. Да не затащишь бабуль на них.

  2. Думаю, что в богослужении такие вещи совершенно недопустимы. Подменять личную и соборную молитву, духовное усилие, записью – это как раз и есть магизм.
    Тогда, в принципе, можно и вообще без священника обходиться. Запись пустить с нужными возгласами панихиды, или любого другого богослужения, да и ладно!
    Ну и прихожан тогда тоже можно заменить каким-нибудь техническим средством.
    Скажем, аудиодиск всенощного бдения – за священника и хор, а вместо прихожан, ну, цифровые диктофоны какие-нибудь, чтобы записывали. 🙂

    • Отпевание – считаю не допустимо, а с мирянским чином…так тут всё спонтанно произошло, думаю они погимали, что в данном случае не аудиозапись за них молится!Это подобно телетрансляции Пасхи, инвалиды и просто больные люди имеют возможность ощутить праздничный настрой службы. Да и молиться они могут – кто помешает или запретит? А вот причаститься не смогут – значит и профанации нет!Вспомните как у нас в Никольском храме динамики в притвор и на улицу выводят, чтобы те, кто не смог попасть в храм – торгующие за лотком, мамаши с детками в библиотеке, могли слышать и молиться. А будет ли это соучастием в службе или нет, уже не нам решать, а Господу, ведь Он зрит в сердце!
      Эти вопросы – не новы! Ещё в 19 веке наши святители (Иннокентий и Филарет)в переписке рассуждали о возможности исповеди посредством почтового отправления? А вопрос был актуален на северах, где священник мог по году не посещать отдалённый приход. Тогда, вопрос решился отрицательно – святитель Филарет мотивировал запрет – возможностью разглашения тайны исповеди при перлюстрации писем!

      • ПГМ не ругательство. В данном контексте имелся в виду опять уход в крайности. Давайте запретим магнитофонный хор и виртуальных батюшек! Давайте запретим смотреть молебны на ютубе и выступление патриарха по зомбоящику!

        ну вы меня поняли

      • И паспорта гражданина РФ тоже запретить,- там в обрамлении номеров страниц стилизованное число “666”.
        Меня это очень настораживает.
        Собираюсь получать другое гражданство.

      • У меня в номере паспорта идут подряд 666 а мой украинский номер так вообще караул – +38 066 666****

        я просто сотонизд!

      • Да мне, в общем-то, безразлично, как это будет названо. “ПГМ” или как-то еще. 🙂

        И я даже не против записей богослужения в принципе. По секрету скажу, даже и сам их слушаю. 😀

        Но ЗАМЕНЯТЬ живую молитву, а уж тем более в богослужении, считаю недопустимым. И, если говорить о запретах, то что я там слушаю дома лежа на диване – Кипелова или Валаамскую литургию – это мое лимчное дело.
        Но в случае соборной молитвы такая практика, думаю, должна быть безусловно запрещена.
        В том числе, и для мирянского чина. У мирян не может быть права на профанацию богослужения только потому, что они миряне.
        Если им эти записи помогают – прекрасно. Но пусть помогают дома, а не в храме на богослужении.

      • Я думаю, что ПРИ МОЛИТВЕ этого не должно быть. По крайней мере при соборной молитве – безусловно. Вне зависимости от того, где и каким чином она проходит.

        С личной молитвой сложнее, конечно. Здесь не знаю, что и как и можно ли регулировать.
        Старый анекдот: “можно ли курить во время молитвы? – Ни в коем случае! А молиться во время курения? – Конечно!”.
        Здесь это как раз подходит. 🙂
        Можно ли ставить запись при чтении келейного правила?… А при слушании записей молиться можно или нет?
        Тут – личный выбор человека, какие-то индивидуальные особенности.
        Но как раз режим личной молитвы вполне можно прояснить с духовником: как и что.

      • Да, это новый опыт, к примеру несколько лет назад, мы, с Галиной Случевской, наговорили на аудиокассету молитвенное правило из Молитвослова для новоначальных (русифицированный, продаётся в камчатских храмах). Эти кассеты были предназначены для пожилых инвалидов по зрению. Там были свои особенности – людям не подходили обычные записи молитвеннного правила – они просто не понимали его и не воспринимали его на слух!Зато наши кассеты слушали!

  3. Мне кажется, что в случае с описанными бабушками магнитофонная запись именно помогала им молиться. Вот они и молились, а захожане не смогли так (не важно почему, не смогли и ушли)

  4. А не все ли равно? Лишь бы собирались люди для совместной молитвы и хоть как-то учились молиться. Потом нужда в магнитофонных записях отпадет. На Литургии конечно, фонограмма , скорее всего, не уместна, а для молельной комнаты , когда бабушки собираются без священника – отчего бы и не включить? Разве это так принципиально?

  5. В монастыре в трапезной в воскресенье те, кто трудится и не может быть на Литургии, включают запись – Валаамскую Литургию – и трудятся таким образом. По благословению игумении.

    • Как замечательно придумали! Действительно, лучше запись Литургии во время работы слушать, чем языки чесать.

  6. А мне кажется, что “технический прогресс” может оказаться вполне уместен – поскольку все примеры, которые мне довелось наблюдать, были исключительно удачны.

    “Служба через динамики” знакома мне по моему прошлому приходу (маленький деревенский храм – единственный в довольно большом московском районе, поэтому на праздники прихожане и во дворе-то еле помещались). И насчет “соучастия в службе” ни у кого и сомнений не было (более того – поскольку микрофоны были установлены в алтаре, у прихожан была редкая по нынешним временам возможность услышать недоступную им часть литургии).

    “Диск с молитвенным правилом”. Завелся у меня как-то такой диск, записанный в Даниловом монастыре (поскольку один из “исполнителей” – мой давний знакомый). Мне этот диск был без надобности, и я подарила его одному американскому приятелю-протестанту (который Православием интересовался исключительно как “культурным феноменом”). И через некоторое время после возвращения в Штаты он стал его слушать по дороге на работу и с работы, чтобы время в пробках скоротать… вот уже 3-й год слушает, говорит, что “русские молитвы настраивают душу на правильный лад” и что сам бы он таких слов к Богу не нашел бы
    (и хотя он всё ещё протестант, но – кто знает…)

    Да и насчёт отпевания – не всё так однозначно. Ещё свежи воспоминания, как отпевали мою маму в кладбищенской часовне… вместо хора – женщина из свечной лавки и какой-то служка, который даже 90-й псалом без ошибок одолеть не смог (остальное было вообще почти неузнаваемо)… оба без слуха и голоса…оттарабанили всё нестройной скороговоркой (да и священник торопился – новая партия усопших на подходе, а надо ещё по могилкам с литиями пробежаться)…

    Передать не могу, как мне хотелось заменить это “хор” хорошей аудиозаписью (и полагаю, у моих неверующих родственников это скорей бы в душе отозвалось, чем то, что они слышали в реальности). Так что “живую молитву”, может быть, и не стоит заменять, а вот “отработку треб” – вполне допустимо.

    Да и в случае с бабушками и службой мирским чином… ведь запись хорошего хора действительно может настроить на молитву, а бабушки и подпевать могут – вот вам и живая молитва…

    Ведь “православная эстетика” тоже для многих важна – а иногда оказывается даже решающим моментом (например, знала я любителей оперного пения, которые в своё время ходили послушать знаменитый хор в храме на ул. Неждановой – да так и уверовали потихоньку)

    • Спасибо! От технического прогресса нам никуда не уйти! Хотя, это на селе никуда не деться, а в городе всегда есть выбор – храм со знаменным или оперным пением и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree